Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

bd_rf_nov.doc

— 724.50 Кб (Скачать документ)

• проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, с учетом положений ст. 269 Налогового кодекса;

• отчисления в Фонд развития потребительской кооперации в размере до 6% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.

Федеральным законом  от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ установлены новые пониженные ставки налога на прибыль организаций.

С 1 января 2002 года налоговая  ставка установлена в размере 24%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, зачисляется: 7,5% — в федеральный бюджет; 16,5% — в бюджет субъекта Федерации, из них 6% — в местные бюджеты.

В соответствии с Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации пользуются правом вводить единый налог на вмененный доход (характеристика единого налога на вмененный доход дана ниже).

Ставки налога на прибыль  предприятий и организаций с 1 апреля 1999 г. для части налога зачисляют в федеральный бюджет, установлена ставка 11% (прежде была 13%).

Ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации, устанавливают законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в размере не выше 19% (до 1 апреля 1999 г. — была 22%), а для бирж, брокерских контор, банков, страховых компаний — по ставке не выше 27% (до 1 апреля 1999 г. — была 30%).

Ставки налога на прибыль  предприятий и организаций и  распределение налогового дохода по бюджетам бюджетной системы устанавливается  Федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год.

 

 

 

 

 

 

Тема 18. Государственная пошлина

Закон о государственной пошлине был принят в РФ 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 августа 2001 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О государственной пошлине".

Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане и лица без гражданства, юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина  взимается:

• с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными государственных нотариальных контор, или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ за государственную регистрацию актов гражданского состояния;

• за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

• за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ.

Статья 5 Закона предусматривает льготы по уплате госпошлины.

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, органах, совершающих нотариальные действия, а также за выдачу заграничного паспорта или продление срока его действия освобождаются Герои Советского Союза, Герои РФ, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации (на Чернобыльской АЭС и др.).

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:

1) истцы — по искам  о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

2) истцы — по искам  о взыскании алиментов;

3) истцы — по спорам об авторстве, авторы — по спорам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

4) истцы — по искам  о возмещении вреда, причиненного  увечьем или иным повреждением  здоровья, а также со смертью кормильца;

5) органы социального  страхования — по искам о  взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;

6) истцы — по искам  о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;

7) органы внутренних  дел, выступающие в качестве  истцов;

8) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы  по валютному и экспортному  контролю, выступающие в качестве  истцов и ответчиков, по искам  о взыскании налогов, сборов, пошлин  и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета;

9) граждане — с кассационных  жалоб по уголовным делам, в  которых оспаривается правильность  взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;

10) прокурор — по  искам, подаваемым в интересах  юридических лиц и граждан;

11) потребители — по  искам, связанным с нарушением их прав;

12) ветераны Отечественной  войны, ветераны военной службы, ветераны внутренних дел, прокуроры,  ветераны труда, обращающиеся  за защитой своих прав, установленных  Федеральным законом "О ветеранах".

2. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются:

1) органы государственной  власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в защиту государственных и общественных интересов;

2) инвалиды I и II групп  — на 50% по всем видам нотариальных  действий;

3) граждане — за  освидетельствование верности копий  документов, подлинности подписи  на документах, за удостоверение  доверенностей на получение пенсий  и пособий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);

4) граждане — за  удостоверение завещаний и договоров  дарения имущества в пользу  государства;

5) общественные организации  инвалидов по всем нотариальным  действиям;

6) граждане — за  выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти лица проживали совместно с наследователем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире;

7) финансовые и налоговые  органы — за выдачу им свидетельств  о праве государства на наследство.

 

 

Тема 19. Таможенная пошлина и сборы

Таможенная  пошлина — косвенный налог, взимаемый государственными органами, таможенными службами с импортируемых, провозимых через Государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Таможенные сборы — дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных тарифов.

Таможенный  тариф — совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и при вывозе товаров с этой территории.

Основной целью  применения таможенного тарифа являются:

1) регулирование товарной  структуры импорта;

2) поддержание рационального  соотношения экспорта и импорта,  валютных доходов и расходов;

3) защита отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранного производства и конкуренции;

4) создание условий  для интеграции Российской Федерации  в мировую экономику.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. Основным документом, регулирующим вопросы таможенного дела, является Таможенный кодекс (1993 г.), который определяет экономические, правовые и организационные вопросы таможенной деятельности.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делят на:

• ввозные (импортные);

• вывозные (экспортные);

• транзитные таможенные пошлины (используются для покрытия издержек по контролю за транзитом  иностранных грузов).

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О таможенном тарифе" и часть первую Налогового кодекса РФ" от 26 декабря 2001 года № 190-ФЗ внесены изменения в отдельные статьи Закона РФ "О таможенном тарифе" (от 21 мая 1993 г № 5003-1). Так, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть теперь устанавливаются в следующем порядке.

Правительство РФ осуществляет мониторинг цен на нефть сырую  марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.

Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных месяца начиная с 1 ноября 2001 года. Календарный год включает 6 периодов мониторинга.

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок 2 календарных месяца.

Новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается Правительством РФ с учетом средней цены нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится за окончанием периода мониторинга.

Решения Правительства РФ об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть должны быть опубликованы не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, устанавливаемые Правительством РФ, не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитанной по следующей схеме:

• при сложившейся  за период мониторинга средней цене нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья до 109,5 долларов США за 1 тонну (включительно) — в размере 0%;

• при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Юрлас" на мировых рынках нефтяного сырья уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) — в размере, не превышающем 35% от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США;

• при превышении сложившейся  за период мониторинга средней цены нефти на мировых рынках уровня 182,5 доллара США за 1 тонну — в размере, не превышающем суммы 25,53 доллара США и 40% от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США. Если цена установлена за баррель нефти, то ее, как правило, пересчитывают в тонны.

Таможенные пошлины по всем видам товаров и тарифов поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

От уплаты таможенной пошлины и сборов освобождены  прокуратура, органы государственной  власти, налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному контролю.

 

 

Тема 20. Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Местные налоги и сборы  имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных  бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.

Земельный налог

Закон РФ "О плате  за землю" был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1. Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. № 39 "По применению Закона РФ "О плате за землю". Земельный кодекс Российской Федерации принят 25 октября 2001 года.

В соответствии с Законом  РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы, налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются.

Плата за землю — это особый вид налога, включающий:

• арендную плату;

 • нормативную цену земли.

 Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и землепользователей.

Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

  За земли, переданные в  аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Информация о работе Бюджетная система РФ