Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

bd_rf_nov.doc

— 724.50 Кб (Скачать документ)

Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Сейчас они применяются с учетом постановления  Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога".

   Юридические лица  ежегодно до 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.

Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Размер и  сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли".

Федеральным законом  от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:               

• в Федеральный бюджет — 30%;

• в бюджеты субъектов  Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) — 20%;

• в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%;

• в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%.

 

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О налоге на имущество физических лиц".

Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других машин), находящиеся на праве собственности у физического лица.

Ставки налога устанавливаются органами власти субъекта Федерации.

От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои России, участники Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог зачисляется полностью в местный бюджет.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, выплачивают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные и другие предметы. Налогообложение различается в зависимости от правового основания перехода имущества.

Льготное налогообложение установлено при переходе имущества по наследству. При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, закон предусматривает три группы наследников: наследники первой очереди, наследники второй очереди и другие наследники.

Ставки налога установлены в зависимости от принадлежности к той или иной группе наследников, а также в зависимости от стоимости имущества, переходящего по наследству.

Налогоплательщики при  уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения, разделены на две группы: дети, родители, другие физические лица.

 От налога освобождены — на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу: жилые дома, квартиры в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с дарителями на день открытия наследства или оформления договора дарения.

Освобождены от налога жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и I I групп.

Ставки налога для  нежилых помещений для такой же суммарной инвентаризационной стоимости составляют соответственно 0,1, 0,3 и 0,5%.

Установлены также ставки налога на водно-воздушные транспортные средства, находящиеся в собственности физических лиц.

Таким образом, в 2000—2001 гг. заметно повышена устойчивость доходной части федерального бюджета, взаимоотношения государства и предприятий, а также между бюджетами разных уровней по формированию налоговых доходов сейчас устанавливаются на нормативной основе. Нормативный принцип может быть использован в разных формах — посредством взимания платежей за ресурсы или через налогообложение предприятий и организаций. Некоторые недостатки в формировании доходной части бюджетов, характерные для периода рыночных реформ, объясняются ослаблением хозрасчетных начал в деятельности предприятий (организаций) и органов управления.

Была понижена ответственность за выполнение финансовых показателей и обязательств перед бюджетом.

Можно предположить, что  механизм формирования доходной части бюджетов деформирован также в связи с заменой налога с оборота налогом на добавленную стоимость.

Налог на НДС стимулирует такие негативные явления, как рост цен и инфляция.

 

 

 

Тема 21. Неналоговые доходы бюджета

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов, а также  доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых  доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в том числе:

• средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

• плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  или иных обязательных платежей;

• другие доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  в том числе:

• средства от продажи  уставного капитала организаций, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности;

• средства от продажи  акций, находящихся в собственности  государства;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов;

• доходы от продажи государственных  производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

• иные доходы.

3. Доходы от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде  финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов  других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые  доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

 

 

 

Тема 22. Основы планирования бюджетных расходов

Финансируемые за счет бюджетных  средств учреждения называются бюджетными.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

• программно-целевой,

• нормативный.

Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод  планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами.

Такими нормами могут быть:

• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

• нормы, в основе которых  лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

На основе натуральных  показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

• сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);

Информация о работе Бюджетная система РФ