Курсовая работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание

Современная ситуация в России обусловила повышенный интерес уголовного законодательства к проблеме охраны интересов и формирования личности несовершеннолетнего.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3



Глава 1. Общие положения о преступлениях против несовершеннолетних



1.1. История развития законодательства о преступлениях против несовершеннолетних

1.2. Понятие и виды преступлений против несовершеннолетних





Глава 2. Уголовно – правовая характеристика преступлений против несовершеннолетних



2.1. Преступления, нарушающие право несовершеннолетнего проживать с родителями и воспитываться в семье

2.2. Преступления, нарушающие право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку

2.3. Преступления, нарушающие право несовершеннолетнего на защиту от информации, агитации и пропаганды, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию

2.4. Преступления, нарушающие право несовершеннолетнего на защиту от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации





Глава3. Проблемы применения законодательства о преступлениях против несовершеннолетних



3.1. Проблемы квалификации преступлений против несовершеннолетних и назначения наказания.

3.2.Перспективы совершенствования Российского уголовного законодательства в части регламентации ответственности за преступления против несовершеннолетних.



Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание[1].doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)

3. С проблемой объекта преступления ст.153 УК РФ тесно связан вопрос о его предмете. Оно не является специфически уголовно-правовым. Семейный кодекс РФ 1995 г. в ст. 54, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г. в ст. 1 понимают под ребенком любое лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Тем не менее, очевидно, что подмена детей, способных идентифицировать себя, осознавать свое происхождение и положение, невозможна. Возникает вопрос: «Ребенок какого возраста может быть предметом подмены?». В упомянутой ранее работе В. Савельевой, в Комментарии УК РФ под редакцией В. М. Лебедева и Ю. И. Скуратова (автор раздела — А. Н. Игнатов) указывается, что подмена возможна в отношении новорожденного ребенка. В уголовном праве в связи с введением в УК РФ ст. 106 сформировалось понятие новорожденного: под ним понимают ребенка в возрасте до одного месяца. Однако отказывать, исходя из этого, в возможности подмены ребенка в возрасте более одного месяца нельзя. Как видно, проблема возраста ребенка при подмене открыта. Отечественное уголовное законодательство и доктрина XIX столетия, говоря об ответственности за подмену ребенка, оперировали понятием «младенец». При этом большинство исследователей также определяли его как «грудного младенца» либо «новорожденного». Вместе с тем А. Лохвицкий указывал, что подмена, в порядке исключения, возможна и в отношении детей более старшего возраста, если «дитя со дня рождения было отдано матерью на кормление вне дома... пока мать не ознакомлена с ребенком или ребенок не освоится со своим настоящим положением»47. Полагаю, что и в современных условиях нельзя исключить аналогичной ситуации. Предположим, что сразу после рождения ребёнка мать отказывается от него. Тот попадает в детский дом или иное воспитательное учреждение и не знает своего истинного происхождения. Если через несколько лет мать пожелает найти своего ребёнка и заботиться о нём, кто гарантирует, что его нельзя будет подменить? Таким образом, нет оснований ограничивать возраст ребёнка в ст. 153 УК месячным периодом новорожденности, подмена возможна в отношении любого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста и не осознающего своего происхождения, при условии, что и родители не были с ним ознакомлены.

4. Как следует  из текста уголовно-правовой нормы ст.156 УК РФ, само по себе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка не наказуемо. Нельзя привлечь к ответственности, например, родителя, который совместно не проживает с ребенком и абсолютно не участвует в его воспитании, если этот ребенок получает необходимые уход и заботу со стороны другого родителя или иных лиц. Для квалификации преступления необходима непосредственная связь и зависимость потерпевшего от виновного. Она может проявляться в том, что субъект преступления и ребенок проживают вместе, субъект преступления является единственным кормильцем и воспитателем ребенка, субъект преступления и ребенок систематически контактируют в ходе образовательного процесса и т.д. В любом случае эта связь должна носить более-менее продолжительный характер для того, чтобы за это время определить характер обращения виновного с ребенком. Это обращение, согласно ст. 156 УК, должно быть жестоким. Под ни следует понимать крайне суровое, безжалостное, беспощадное, бессердечное, лишенное чувства жалости48 обхождение с лицом, не достигшим совершеннолетия. Обращение с чем-либо предполагает некоторую систему поступков, которые сами по себе могут выражаться как в действии (использование несовершеннолетнего для выполнения хозяйственных работ по дому, принуждение его к труду, распитие с ним спиртных напитков, выдворение из дома и т. д.), так и в бездействии (непредоставлении еды, одежды, возможности посещать школу и т.д.). Такая система поступков должна отражать общую линию поведения субъекта, которое характеризуется как неисполнение обязанностей по воспитанию.

5. В ст. 150 УК  РФ законодатель устанавливал  возрастной признак субъекта  преступления, а именно 18 лет, а  в ст. 151 УК РФ ничего не было  сказано на счёт возраста, и  это, собственно говоря, и порождало разные мнения учёных-правоведов по данному вопросу. Одни считают субъектом данного преступления лицо, достигшее 18-летнего возраста, другие полагают, что достаточно и 16 лет, а есть те, кто попросту отмалчивается и не высказывает своего мнения по данному вопросу.

Исходя из структуры  УК РФ, если в диспозиции статьи не указано  на возрастной признак, то субъектом  считается лицо, достигшее общего возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет.

Но проблема стоит совсем в другом, а именно – почему законодатель установил разный возрастной признак для данных преступлений?

6. Часто допускаются  ошибки в квалификации преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, имеет  место неправильная и неполная  квалификация. Следует отметить, что  ошибки в применении ст. 156 УК РФ в определенной мере обусловлены неудачной конструкцией самой нормы, осложняющей ее разграничение с другими, смежными составами преступлений (ст.ст. 115, 116, 117, 124, 125, 131 УК РФ). В связи с отсутствием законодательного или иного легального толкования признаков состава преступления (прежде всего самого понятия «жестокое обращение») на практике возникают серьезные затруднения в определении предмета доказывания и круга источников доказательственной информации. При создании доказательственной базы и формулировании обвинения не всегда учитываются особенности конструкции объективной стороны состава ст. 156 УК РФ, содержащей два обязательных признака: неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с детьми. Доказыванию и вменению в вину подлежат оба эти признака, которые в ходе следствия и дознания, как правило, смешиваются, не квалифицируются должным образом, не подвергаются самостоятельной правовой оценке49.

Зачастую уголовные  дела по ст. 156 УК РФ не возбуждаются при отсутствии телесных повреждений у несовершеннолетнего, что в корне неправильно.В тех случаях, когда сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, образует самостоятельный состав преступления (истязания - ст. 117 п. «г» ч.2, оставления в опасности - ст. 125, причинения вреда здоровью - ст. 111, 112, 115, сексуальных посягательств - ст.ст. 131-135 УК РФ и др.) следователями не всегда ставится на разрешение вопрос о применении совокупности преступлений. Тем самым незаслуженно облегчается участь виновных, смягчается их правовое положение и расширяются возможности освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение якобы нетяжких преступлений.

Из практики рассмотрения подобных преступлений, где виновному лицо предъявлено обвинение по совокупности составов преступления, нередки случаи прекращения уголовного преследования в части касающейся ст. 156 УК РФ. Например, В кассационном порядке Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от 02.09.2003 г. приговор в отношении Карасева Н.Г., осужденного по ст.ст.119,156 УК РФ был отменен в части осуждения по ст. 156 УК РФ и дело в этой части прекращено в связи с тем, о в описательно-мотивировочной части приговора суд не описал в чем заключалось не надлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем50.

Таким образом,  неверная квалификация преступлений по фактам жестокого обращения с  несовершеннолетними может быть как виде полноты квалификации деяний, так и в неправильной квалификации по совокупности преступлений, причиной которого служит несовершенство уголовно-правовой нормы.

Можно сделать  вывод о том, что проблемы и  ошибки в квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего прежде всего возникают по причине нечеткой сформулированности уголовно-правовой нормы. Данные проблемы возникают как на стадии доследственной проверки, так и на стадии расследования, судебного разбирательства. В настоящее время отсутствуют четко разработанная методика расследования уголовных дел данной категории. Основными ошибками при расследовании являются: неполнота сбора доказательственной базы, неоперативное расследования уголовного дела, неправильная квалификация преступного деяний, в тех случаях, когда не предъявляется обвинение по совокупности преступлений и виновное лицо как следствие не привлекается к уголовной ответственности.

7. Можно выстроить алгоритм квалификации случаев подстрекательства несовершеннолетних к совершению преступления по ст.150 УК РФ:

1) если взрослый  воздействует на несовершеннолетнего,  способного нести уголовную ответственность, который самостоятельно, без участия взрослого выполнил преступление, к совершению которого его подстрекал взрослый, то взрослый несет ответственность по ст. 150 УК РФ и за соучастие в преступлении, совершенном несовершеннолетним со ссылкой на ст. 33 УК, а несовершеннолетний - за выполненное им преступление;

2) если в аналогичной  ситуации преступление выполнено  несовершеннолетним совместно со взрослым, то взрослый несет ответственность по ст. 150 УК РФ и за соисполнительство в конкретном преступлении, причем если состав этого преступления предусматривает квалифицирующий признак «совершение деяния группой лиц по предварительному сговору», он должен быть вменен и взрослому, и несовершеннолетнему;

3) если в аналогичной  ситуации несовершеннолетний не  довел преступление до конца  по независящим от него причинам, то взрослый несет ответственность по ст. 150 УК РФ и за приготовление или покушение на преступление;

4) если в аналогичной  ситуации несовершеннолетний не  стал совершать преступления, взрослый  несет ответственность по ст. 150 УК РФ и за приготовление  к конкретному преступлению в  форме приискания соучастников (ч. 5 ст. 34 УК РФ);

5) если взрослый  воздействует на несовершеннолетнего,  не способного нести уголовную  ответственности в силу возраста  или невменяемости, то в случае  совершения им самостоятельно  общественно опасного деяния (оно не может быть признано преступлением) взрослый несет ответственность по ст. 150 и как исполнитель выполненного несовершеннолетним деяния;

6) если в аналогичной  ситуации несовершеннолетний совершал  деяние совместно со взрослым, квалификация действий взрослого  не изменится и на ней не  отразится факт совершения деяния двумя лицами, поскольку он в этом случае не образует соучастия;

7) если в аналогичной  ситуации несовершеннолетний не  стал выполнять общественно опасных  действий, взрослый несет ответственность только по ст. 150 УК РФ.

 

 

§3.2. Перспективы совершенствования Российского уголовного законодательства в части регламентации ответственности за преступления против несовершеннолетних.

 

Вместе с тем  наличие указанных исследований не может быть признанно достаточным, поскольку сегодня существенным образом изменились уголовное законодательство, экономическая, политическая и социально-психологическая обстановка в государстве. Применительно к проблеме противодействия преступлениям, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних, налицо также региональные особенности в организации предупредительной деятельности. В силу этого отдельные теоретические выводы авторов по проблемам борьбы с преступностью в отношении несовершеннолетних требуют определенных уточнений, востребованных правоприменительной практикой. Например, необходимо более детально исследовать юридическую сущность прав несовершеннолетних, включая всестороннюю защиту от преступных посягательств. Требуется также проведение анализа понятия «законных интересов несовершеннолетнего»; законодатель пока еще обходит молчанием проблемы специального потерпевшего, каким, по сути, является несовершеннолетний. Необходимо устранение определенных пробелов среди норм Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за те или иные посягательства на права и законные интересы несовершеннолетнего.

В связи с  указанным следует признать, что  до настоящего времени не сформулирована целостная концепция уголовно-правового  обеспечения прав и законных интересов  несовершеннолетних. Множество вопросов остается и в части организации предупредительной деятельности применительно к указанному роду преступлений.

Видовой объект преступлений против семьи и несовершеннолетних представляет собой  – общественные отношения, складывающиеся в области  семьи и несовершеннолетних. Способы совершения данных преступлений тоже одинаковые, разница состоит в том, что в ст. 150 УК РФ эти способы перечислены, а в ст. 151 УК РФ нет. Эти преступления совершаются всегда с прямым умыслом и могут осуществляться только путём активных действий.

Что же касается объективной стороны, которая была рассмотрена выше, то здесь надо разобраться более тщательно. В  вовлечении несовершеннолетнего в  совершение преступления злоумышленник  пытается с помощью данного преступления в будущем нанести вред, используя ребёнка или в соучастии с ним, охраняемым законом интересам, которые напрямую затрагивают интересы третьих лиц, общества и государства. В статье 151 УК РФ мотив совершения может быть разным, в основном он корыстный – получение прибыли от проституции, попрошайничества несовершеннолетнего. В данном преступлении кардинально меняется вся жизнь ребёнка, его психологическое и физическое состояние, т.е. преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ, направлено больше на нарушение охраняемых законом прав ребёнка, в частности права на детство, которое, по сути, у него отбирается. В статье 150 УК РФ ребёнок становится как бы орудием или средством для нарушения прав других лиц.

Если представить  такую ситуацию: лицо вовлекает несовершеннолетнего  в совершение преступление путём обмана и вовлекаемый человек не понимает фактический характер своих действий, то его мироощущение не поменяется ни в худшую, ни в лучшую сторону, тогда как формирование у ребёнка дивиантного поведения откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Из чего же исходил  наш законодатель?

Если предположить, что он исходил из того, что лицо, не достигшее 18-летнего возраста, не могло осознавать общественную опасность  своих действии, вовлекая другое в  совершение преступления, то это не совсем верно. Так школьники заставляют детей не так хорошо развитых или чуть моложе возрастом, под угрозой физической расправы приносить и отдавать им деньги. И таким, с позволения сказать, "детям", всё равно, каким способом они будут добыты. Если ребёнок говорит о том, что ему попросту неоткуда взять требуемое, ему указывается на способ, например, кражу. Такая проблема очень актуальна в наше время. Мы бездумно копируем западную модель поведения, не думая о том, что и там есть свои "подводные камни". Дети, пострадавшие от таких преступлений, как правило, замыкаются в себе и ничего не рассказывают родителям, а даже если и рассказывают, максимум, что могут сделать родители – это перевести ребёнка в другую школу.

Информация о работе Курсовая работа