Правовое регулирование стандартизации и сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:25, контрольная работа

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………...….3
2.Понятие стандартизации…………………………………………………………..4
3.Правовые основы стандартизации………………………………………………..5
4.Понятие сертификации…………………………………………………………...10
5.Правовые основы сертификации………………………………………………...13
6.Заключение………………………………………………………………………..18
7.Список используемой литературы………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Право хоз-ое.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

-  содействия потребителям  в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности  продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-подтверждения показателей качества  продукции, заявленных изготовителем.  Сертификация может иметь обязательный  и добровольный характер.

Обязательная  сертификация.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации - «сертификация в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Ростехрегулирования «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия». По существу, «Номенклатура» - это детализированный «Перечень». Если «Перечень» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005-93-ОКП, по услугам ОК 002-93-ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура» - видами продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни» включают объекты, как подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательного подтверждения соответствия, то «Номенклатура» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.

В перспективе объекты обязательного  подтверждения будут устанавливаться техническими регламентами.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Добровольная  сертификация.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с ФЗ о  техническом регулировании по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между  заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Создать систему добровольной сертификации может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Это изменение (по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг») отражает предпринимательский характер этой формы сертификации.

Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные.

В России в настоящее  время преобладает обязательная сертификация, за рубежом - добровольная. В условиях развитой рыночной экономики  проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Система предназначена  для подтверждения соответствия отечественной и импортируемой продукции всем требованиям государственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация не только о безопасности продукции, но и обо всех ее потребительских свойствах. И поэтому для покупателя именно эта добровольная система оказывается более информативной и привлекательной, чем обязательная Система ГОСТ Р.

Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с фальсифицированной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы сертификации.

      Деятельность по сертификации в России  законодательно  регулируется  и

обеспечивается:

      - законами  РФ «О сертификации продукции  и услуг», «О  стандартизации»,

«Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

      - подзаконными  актами, направленными на решение  отдельных  социально-

экономических  задач  и  предусматривающими  использование  для  этой   цели

обязательной сертификации;

      -  Указами   Президента  и  нормативными  актами  Правительства  России

(Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации

работ  по  стандартизации,  обеспечению  единства  измерений,   сертификации

продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля  1995  г.  № 255-р «О программе демонополизации в сферах  стандартизации,  метрологии  и

сертификации» и др.)

      Нормативно-методическая  база сертификации включает:

      - совокупность  нормативных  документов,  на  соответствие  требования которых проводится сертификация  продукции  и  услуг,  а  также  документов, устанавливающих методы проверки  соблюдения  этих  требований  (примерно  12 тысяч наименований);

      -  комплекс   организационно-методических   документов,   определяющих правила  и  порядок  проведения  работ  по  сертификации  (серия  правил  по сертификации и комментариев к ним).

      Основополагающим   документом   российской   Федерации    в    области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» №  5151-1  от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ  «О внесении  изменений  и  дополнений   в   Закон   Российской   Федерации   «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля  1998

года и подписанный  Президентом 31 июля 1998 года.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

Этот Закон устанавливает  правовые основы обязательной  и  добровольной

сертификации продукции, услуг и иных  объектов  (например,  систем  качества предприятий)  в  российской  Федерации,  а  также   права,   обязанности   и ответственность участников сертификации. Он  состоит  из  четырех  разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного  Закона  в силу его важности.

      Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.

      Статья   1   «Понятие   сертификации»   содержит   общее   определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.

      Статья 2 «Законодательство РФ о сертификации»  гласит, что отношения  в области  сертификации  регулируются  настоящим  законом  и   издаваемыми   в соответствии с ним актами законодательства.

      Статья  3   «Международные   договоры» - указывает   на   руководство международными правилами  сертификации  в  случаях,  когда  Россия  является участником международных систем сертификации.

      Статья 4 «Полномочия специально  уполномоченного  федерального  органа исполнительной власти в области сертификации»  устанавливает  координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации, как в обязательной,  так и в добровольной области.

      Статья 5 «Система сертификации»  определяет  понятие  и  требование  к созданию и регистрации сертификации в России.

      Статья 6 «Сертификат и знак соответствия»  дает определение сертификата соответствия документа,  выданного  по  правилам  системы  сертификации  для подтверждения   соответствия   сертифицированной   продукции   установленным требованиям.

      Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.

      Статья  7  «Обязательная  сертификация»   определяет,  что  данный  вид сертификации  осуществляется  в  случаях,  предусмотренных законодательными актами РФ.

      Статья 8 «Участники обязательной сертификации»   определяет  участников обязательной сертификации.

      Статьи  10-13  «Обязанности  …»  определяет  обязанности  каждого   из участников обязательной сертификации.

      Статья 16 «Финансирование работ  по  сертификации  и  государственному контролю и надзору» определяет  виды  деятельности  в  области  обязательной сертификации,  которые  должны  финансироваться  за   счет   государственных средств.

      Раздел третий «Добровольная сертификация» включает три статьи.

      Статья  17  «Добровольная  сертификация»   указывает  на  то,  что   для продукции  и  услуг,  которые  не  подлежат  обязательной   сертификации   в соответствии  с  действующим законодательством,  по  инициативе  заявителей может  проводиться  добровольная  сертификация  в  целях  подтверждения   их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и  других документов.

      Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора  на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по  добровольной сертификации необходимую информацию о  правилах  сертификации  продукции,  а также определить форму сертификации.

      Раздел четвертый «Ответственность за  нарушение  положений  настоящего

Закона»  состоит  из  одной  статьи  20  «Уголовная,  административная  либо гражданско-правовая  ответственность».  Юридические  и  физические  лица,  а также  органы  государственного  управления,  виновные в нарушении правил обязательной   сертификации,   несут   в    соответствии    с    действующим законодательством  уголовную,  административную   либо   гражданско-правовую ответственность.

  Проведение и развитие  сертификации невозможно без  применения  большого

числа основополагающих документов – правовых, методических,  технических.  В Российской Федерации более 200  нормативных  документов  общего  назначения, распространяющихся  на   обязательную   и   добровольную   сертификацию.   В дополнение к этому  многочисленную  нормативно-техническую  базу  конкретных систем сертификации  составляют  стандарты  (нормы)  на  продукцию,  услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.

Государственная система  стандартизации  (ГСС)  в  России  предполагает разделение стандартов  на  категории  и  виды.  Категория  определяет  сферу распространения стандарта.  Государственный  стандарт  (ГОСТ)  обязателен  к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями,  если  область их деятельности  попадает  под  его  требования.  Обязательная  сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило,  на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт  (ОСТ)  распространяется

на конкретную отрасль  промышленности и сферы услуг.  На  соответствии  ОСТам

может проводиться добровольная  сертификация.  Стандарты  предприятия  (СТП)

устанавливают требования к методам и процессам,  применяемым  в  органах  по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях.

      В   зависимости  от  содержания  различают  стандарты  на   технические условия,  технические  требования,  параметры  и  (или)  размеры,  методы  и процессы,  термины  и  обозначения,   документацию.   Для   стандартов,   не относящихся  к  определенной  продукции,  в   том   числе   для   стандартов общетехнических    и    организационно-методических,    ГСС     видов     не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм,  методов расчета  и проектирования, стандарты систем  классификации  и  документации, стандарты  единиц  физических  величин,  общие   требования   к   продукции, поставляемой для различных климатических  условий  эксплуатации,  требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.

      Нормативное обеспечение сертификации складывается из  двух  комплексов

документов:

- Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим

объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим

требованиям.

- Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и

процедурные вопросы  сертификации. Они могут, как определять порядок

функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами

участников систем сертификации. В зависимости от распространения  и

применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти  в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.

Информация о работе Правовое регулирование стандартизации и сертификации