Правовое регулирование стандартизации и сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:25, контрольная работа

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………...….3
2.Понятие стандартизации…………………………………………………………..4
3.Правовые основы стандартизации………………………………………………..5
4.Понятие сертификации…………………………………………………………...10
5.Правовые основы сертификации………………………………………………...13
6.Заключение………………………………………………………………………..18
7.Список используемой литературы………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Право хоз-ое.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

Российский Государственный  Торгово-Экономический Университет

(РГТЭУ)

Иркутский филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Правовое регулирование предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности»

Тема: «Понятие и правовое регулирование стандартизации и  сертификации»

 

 

 

                                                                Студент 3 курса

                                                                              заочная форма обучения

                                                                                     ф-т экономики и управления

                                                               на предприятии

                                                                                   

                                                                            Проверил:

 

 

Иркутск 2008

План.

  1. Введение………………………………………………………………………...….3
  2. Понятие стандартизации…………………………………………………………..4
  3. Правовые основы стандартизации………………………………………………..5
  4. Понятие сертификации…………………………………………………………...10
  5. Правовые основы сертификации………………………………………………...13
  6. Заключение………………………………………………………………………..18
  7. Список используемой литературы………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами  обеспечения качества продукции, работ  и услуг – важного аспекта  многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие стандартизации.

Стандартизация – незаменимое средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств качества продукции, работ, процессов и услуг.

Стандартизация –  одна из форм проявления объективных  экономических законов развития общества, включая закон стоимости  и закон повышения производительности труда. С помощью стандартизации устанавливают необходимый уровень качества продукции, повышая, таким образом, потребительную стоимость товаров, а путем реализации других ее методов снижают себестоимость продукции, отражая этим самым одну из форм проявления закона повышения производительности труда.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. С помощью стандартов обеспечиваются единство и правильность изобретений, взаимозаменяемость деталей и узлов, облегчаются выбор оптимального размерного ряда и отбор наилучших образцов, организация специализированного производства, уменьшаются затраты и сокращаются сроки освоения изделий.

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы стандартизации и ее задачи.

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной  защиты интересов потребителей и  государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные  стандарты при их разработке, и  государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые  должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую  и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми  в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

•    ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

•    ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который  имеется обязательная ссылка. Эта  ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) —  единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент  может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О  стандартизации" ответственность  за нарушение его положений несут  юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных  стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная  уголовная ответственность установлена  за обман потребителей в отношении  качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Подзаконные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

•    организацию работ по стандартизации,

•    содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

•    информационное обеспечение работ по стандартизации,

•   организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

•   финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

•    стимулирование применения государственных стандартов,

•    ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и  задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1)  целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2)  приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3)  стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4)  разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5)  разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6)  стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7)  обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8)  стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов  осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами  ГСС задач:

•   обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

•    установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

•   определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

•    унификация конструктивных частей изделий;

•    разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

•   оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

•    создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

•    организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные  для переходного периода в  России, ставят перед стандартизацией  и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие сертификации.

Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что  продукт (или услуга) соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий  для деятельности предприятий,  учреждений, организаций и предпринимателей  на едином товарном рынке Российской  Федерации, а также для участия  в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Информация о работе Правовое регулирование стандартизации и сертификации