Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Под предпринимательской деятельностью понимается
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Содержание

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности – 3 стр.
2.Субъекты предпринимательского права: правовой статус субъектов (ИП, коммерческая, не коммерческая) – 7 стр.
3. Индивидуальный предприниматель – 10 стр.
3.1 Регистрация юридического лица ИП и порядок образования – 10 стр.
3.2 Ведение бух. учета – 13 стр.
3.3 Система налогообложения – 14 стр.
4. Банки, страховые организации, концерны, синдикаты, конгломераты, как субъекты предпринимательского права - 19 стр.
4.2 Страховые организации, как субъект предпринимательского права – 20 стр.
4.3 консорциум, синдикат, пулы, как субъект предпринимательского права – 25стр.
4.4 Концерн – 26 стр.
4.5 Конгломераты – 27 стр.
5. Защита конкуренции на товарных рынках – 27 стр.
5.1 Доминирующие положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке – 29 стр.
5.2 Монополистическая деятельность ее виды – 32 стр.
5.3 Недобросовестная конкуренция – 35 стр.
6. Инновационная деятельность в РФ – 36 стр.
7. Инвестиции в РФ - 38 стр.
7.1 Понятия виды инвестиции – 40 стр.
7.2 Особенности налогообложения инвестиций – 43 стр.
8.Понятие и виды рекламы – 44 стр.
9. Таможенно–тарифная регулирование в РФ – 48 стр.
9.1 Порядок осуществления внешне экономической деятельности – 50 стр.
10. Аудит: понятие и виды оспаривания аудитерских проверок. –

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по хоз праву.doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

4.5 Конгломераты

КОНГЛОМЕРАТ (от лат.Conglomerates -скопившийся, собранный) - монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем.

Как форма монополистического объединения появились в начале 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК).

Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций - обеспечить быстрый перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные производства и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конгломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто распадаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизнеспособность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка.

5. Защита конкуренции на товарных рынках

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответствует в совокупности двум критериям. Первый - данная цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке. Второй - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Например, в строительном бизнесе цены на жилье явно превышают те суммы расходов и прибыли, которые необходимы для строительства объектов. Однако при этом второй критерий в условиях непомерного роста цен на жилье остается безупречным. Рост цен на жилье стимулируется возросшим спросом на жилье
Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Те же самые требования, что и в отношении монопольно  высокой цены,  но только с указанием критерия - «ниже цены».
Выявляются монопольные цены антимонопольными органами на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен.
Односторонние злоупотребления хозяйствующим субъектом своим монопольным положением - следующие виды правонарушений. Их можно условно подразделить на два подвида: а) правонарушения, которые непосредственно связаны с заключение договора; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи.
К первым относятся такие правонарушения, как:

1.      экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

2.      экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством или судебными актами;

3.      изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

4.      экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

5.      нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) используется довольно широкое по объему понятие «дискриминационные условия».

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (или хозяйствующими субъектами). Понятие «дискриминационные условия» практически охватывает большинство правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

5.1 Доминирующие положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара.
     
     Основными этапами являются:

     1. Установление конкретной продукции, работ и услуг хозяйствующего субъекта, которые могут быть квалифицированы как товар (товары) и получение количественной ( в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок;

     2. Определение продуктовых и географических границ рынка товара (рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом и получение количественной (соответственно в натуральном или стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах). Последовательность процедуры по определению товарного рынка приведена в разделах II-IV "Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков", утвержденных приказом ГКАП России от 26.10.93 г. N 112.

     3. Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан ( т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующими субъектами на рынке определенного товара).

     3.1. Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйствующему субъекту.
 

 Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение этой величины его положение на рынке не является доминирующим.( ГКАП России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации доминирующего положения).

     Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

     Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% , квалифицируется государственными антимонопольными органами как доминирующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, характеризующих товарный рынок и подтверждающих возможность действий хозяйствующего субъекта, в основном, независимо от конкурентов.

     Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35-65%, принадлежащая в данный момент времени хозяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для установления наличия доминирующего положения. Установленный Законом нижний предел доли товарного рынка в 35 процентов служит ситом, для отсеивания хозяйствующих субъектов с меньшими долями, которые не могут быть доминирующими, и выявления хозяйствующих субъектов с большими долями рынка, которые могут стать предметом дальнейшего анализа.

     При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% включительно, следует учитывать:

     - количество фактических конкурентов и относительный размер долей рынка принадлежащих ближайшим конкурентам ( размер доли товарного рынка, принадлежащего изучаемому хозяйствующему субъекту в сравнении с долями рынка, принадлежащего ближайшему конкуренту);
     - стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изучаемому хозяйственному субъекту, так и его ближайшим конкурентам;
     - стабильность во времени самого рынка ( статичный или динамичный рынок);
     - наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величины препятствий для вхождения конкурентов на рынок (барьеров вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок);

Вхождение в рынок - создание нового (перепрофилирование действующего) хозяйствующего субъекта, для работы на соответствующем товарном рынке, или распространение деятельности хозяйствующего субъекта, уже существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт).

     - оценка фактов или потенциальных возможностей изучаемого хозяйствующего субъекта выступать "ценовым лидером".
Ценовое лидерство - рыночная ситуация, свойственная олигополии***, при которой повышение или понижение цен изучаемым хозяйствующим субъектом поддерживается всеми или большинством компаний на рынке ( т.е. хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов).
 

Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролирует значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен.

 

Вышеприведенный перечень параметров оценки рыночной структуры не является исчерпывающим и может быть дополнен при рассмотрении конкретных случаев. Вместе с тем, не всегда задача определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта требует от антимонопольных органов анализа всех параметров, характеризующих товарные рынок.

     Перечень изучаемых параметров товарного рынка для оценки доминирования хозяйствующего субъекта определяется антимонопольными органами в каждом конкретном случае.

     В основу исследования должно быть положено изучение возможной реакции изучаемого хозяйствующего субъекта на давление конкурентов и способности хозяйствующего субъекта самого воздействовать на конкуренцию. Определяющим выводом антимонопольных органов при квалификации положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара как доминирующего является вывод о том, что хозяйствующий субъект может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

 

 

 

5.2 Монополистическая деятельность ее виды

 

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйст­вующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положе­нием, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монопо­листической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке — положение хозяйствую­щего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйст­вующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решаю­щее воздействие на общие условия обращения товара на соответ­ствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъек­там (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).Доминирующее поло­жение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1)     доля его на рынке определенного товара превышает 50%, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2)     доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяй­ствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3)     совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъек­тов, доля каждого из которых больше долей других хозяй­ствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите кон­куренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйст-вующих субъектов менее чем 8%);

4)     в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или под­вержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов за­труднен;

5)              реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъ­ектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответст­вующее такому росту снижение спроса на этот товар, информа­ция о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопре­деленному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Не может быть признано доминирующим положение хозяйст­вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Опасность доминирующего положения на рынке для торгов­ли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимоно­польный орган при нарушении антимонопольного законода­тельства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего домини­рующее положение хозяйствующего субъекта, результатом кото­рых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»):

          установление, поддержание монопольно высокой или мо­нопольно низкой цены товара;

          изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

          навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

          не обоснованные экономически или технологически сок­ращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Прави­тельства РФ, уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти или судебными актами;

Информация о работе Понятие и признаки предпринимательской деятельности