Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:38, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрения судебной практики по делам о ликвидации субъектов хозяйствования и выявления особенностей рассмотрения дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить общие положения относительно понятия и оснований ликвидации субъектов хозяйствования с учетом основ правового регулирования их хозяйственной деятельности по законодательству Республики Беларусь;
- установить порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда с участием налоговых органов;
- рассмотреть некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общие положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования…………………………………………………………..5
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда…………………………….……………………….……....8
Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования………...…14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

хозяйственный суд.docx

— 40.17 Кб (Скачать документ)

   Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

   В случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении ее (его) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд.

   Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются.

   При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества - ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

   Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

   В случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний, не позднее трех рабочих дней со дня получения приговора суда уведомляют регистрирующий и налоговый органы о назначенном судом наказании с указанием срока этого наказания.

   Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения такого уведомления вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя.

   По истечении срока наказания регистрирующий орган вносит сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя. В период действия вынесенного индивидуальному предпринимателю приговора регистрационный номер в этом регистре за ним сохраняется.

   Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

   Рассмотрим судебный  спор о ликвидации организации  по заявлению налогового органа. Этот спор свидетельствует о  том, что для ликвидации в  судебном порядке существенное  значение имеют обстоятельства, связанные с деятельностью организации.

   Позиция налогового  органа. Инспекция МНС обратилась  в хозяйственный суд с заявлением  о ликвидации ЧУП «Р» в связи  с наличием задолженности по  налогам, сборам, пеням и иным  платежам в бюджет более 6 месяцев  подряд с даты образования задолженности. Требования налоговой инспекции были основаны на следующем.

   Более 12 месяцев  подряд ЧУП «Р» имеет задолженность  по платежам в бюджет, что свидетельствует  о ее устойчивом характере.  Меры по погашению указанной  задолженности предприятием не  принимались. Операции по счетам  были приостановлены в связи с неисполнением плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплатой пеней.

   В соответствии  с подп.1.1 п.1 ст.22 Общей части Налогового  кодекса РБ (далее – НК) плательщик  налогов обязан уплачивать предусмотренные  налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

   В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик (иное обязанное лицо) обязан уплатить пени (ст.52 НК).

   Согласно п.2 ст.55 НК  взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится в порядке  и на условиях, предусмотренных  НК, за счет денежных средств  и (или) другого имущества плательщика  (иного обязанного лица).

   Инспекцией МНС  к расчетному счету должника  предъявлялись распоряжения о  взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств  на счетах плательщика налогов,  сборов (пошлин) (иного обязанного  лица) – организации, но взыскать  задолженность в бесспорном порядке  не представлялось возможным  из-за отсутствия денежных средств  на счетах плательщика.

   Сведения о дебиторской  задолженности в инспекцию предприятием  представлены не были.

   Должностными лицами  инспекции проведена проверка  по вопросу наличия дебиторской  задолженности, но дебиторская  задолженность проверкой не установлена.

   В соответствии  с подп.1.5 п.1 ст.49 НК исполнение  налогового обязательства обеспечивается в том числе и арестом имущества, принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

   Однако, поскольку  имущество, принадлежащее ЧУП  «Р» на праве собственности,  не установлено, арест как способ  исполнения налогового обязательства  не мог быть произведен.

   Наличие устойчивой  задолженности по обязательным  платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды более 1 года подряд с даты образования задолженности, непринятие мер к ее погашению влекут негативные последствия, в том числе и причинение ущерба государству.

   В соответствии  с подп.41.2 п.41 Положения коммерческая  организация может быть ликвидирована  по решению хозяйственного суда  в случае наличия задолженности  по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды более 6 месяцев подряд  с даты образования задолженности коммерческой организации (за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива).

   Позиция предприятия.  Представитель ЧУП «Р» в суде  заявил о том, что у предприятия  имеются обязательства, связанные  со строительством дома. Вместе  с тем представитель признал  наличие оснований для ликвидации  и указал на невозможность  производить оплату налогов и  других первоочередных платежей  в бюджет в связи с отсутствием  у ЧУП «Р» активов денежных  средств.

   Решение суда. Выслушав  представителей истца, ответчика,  исследовав материалы дела и  оценив доказательства, суд посчитал, что требования инспекции МНС  не подлежат удовлетворению.

   Суд указал, что  представленные истцом документы  свидетельствуют о наличии обстоятельств,  являющихся основанием для рассмотрения  судом требования о ликвидации, однако наличие незавершенных  расчетных отношений у ответчика,  связанных с предпринимательской  деятельностью, является основанием  для принятия решения об отказе  в иске. Суд также отметил, что  организацией не принимались  меры по предотвращению банкротства.

   Постановлениями  апелляционной и кассационной  инстанции решение суда оставлено  без изменения.

 

 

 

 

Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования

   В случае, если вопрос о наличии оснований для ликвидации является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя, законодательством предусмотрен судебный порядок ликвидации (прекращения деятельности).

   При разрешении вопроса о принятии иска о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и возбуждении производства по делу хозяйственным судам следует проверять компетенцию лица на обращение с соответствующим иском.

   Согласно части первой пункта 3 статьи 57 ГК иск о ликвидации субъекта хозяйствования по основаниям, предусмотренным подпунктом 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации может быть предъявлен в хозяйственный суд органами Министерства по налогам и сборам и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции, если иное не установлено законодательными актами.

   Налоговые органы и их должностные лица согласно подпункту 1.4.1 пункта 1 статьи 81 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь наделены правом в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

   В случаях, когда законодательными актами принятие решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) отнесено к компетенции регистрирующего органа, хозяйственный суд отказывает в принятии искового заявления о ликвидации.

   Наличие решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), принятого собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, не исключает возможности обращения в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности), если принятое решение не выполняется и имеются основания для ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования в судебном порядке.

   Если после возбуждения производства по делу по иску о ликвидации (прекращении деятельности) в отношении субъекта хозяйствования возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и открыто конкурсное производство, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу по иску о ликвидации (прекращении деятельности). После принятия решения об открытии ликвидационного производства в деле о банкротстве исковое заявление о ликвидации (прекращении деятельности) оставляется без рассмотрения.

   При рассмотрении исков о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), хозяйственным судам следует иметь в виду, что в случае, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности, лишение специального разрешения (лицензии) на один из них не может рассматриваться как основание для ликвидации (прекращения деятельности), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений законодательства.

   При рассмотрении требований о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, хозяйственным судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела.

   При рассмотрении хозяйственным судом иска о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя на основании пункта 26 Положения о государственной регистрации хозяйственный суд вправе привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, соответствующий государственный орган, который внес представление в регистрирующий орган для принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

   При принятии решения о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйственный суд с учетом всех обстоятельств дела (основание для ликвидации (прекращения деятельности), фактическое осуществление деятельности, объем имущества и т.п.) назначает ликвидатора. Ликвидатором может быть назначено лицо, кандидатура которого представлена органом, обратившимся в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности), с его согласия.

   В случае, если хозяйственный суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на собственника его имущества, учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, при принятии решения о ликвидации в резолютивной его части хозяйственный суд указывает: о назначении ликвидационной комиссии с определением, как правило, ее персонального состава или ликвидатора; порядок и срок проведения ликвидации; срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица; сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса; информации о ходе ликвидации.

Информация о работе Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования