Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:38, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрения судебной практики по делам о ликвидации субъектов хозяйствования и выявления особенностей рассмотрения дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить общие положения относительно понятия и оснований ликвидации субъектов хозяйствования с учетом основ правового регулирования их хозяйственной деятельности по законодательству Республики Беларусь;
- установить порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда с участием налоговых органов;
- рассмотреть некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общие положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования…………………………………………………………..5
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда…………………………….……………………….……....8
Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования………...…14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

хозяйственный суд.docx

— 40.17 Кб (Скачать документ)

                             Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гродненский Государственный Университет  имени Янки Купалы»

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра конституционного права

 

 

                                                                                         Специальность 1-24 01 03

                                                                                           «Экономическое право»

 

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ЛИКВИДАЦИИ (ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ  ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Реферат

Студентки 4 курса дневной формы обучения

Симаковой Виктории Павловны

 

 

                                                                                         Научный руководитель –

                                                                                 Лях Сергей Иванович                                                           

                                                                              

                                                                         

        

Гродно, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Общие положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования…………………………………………………………..5

Глава 2. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда…………………………….……………………….……………………….......8

Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования………...…………………………………14

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованных источников…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Многообразие форм собственности и типов субъектов хозяйствования, их подвижность и гибкость придают современной экономике способность к самопреобразованию. Например, юридическое лицо, как субъект хозяйствования, является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства, которое объединяет зачастую значительные материальные средства. Коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью, самостоятельно от своего имени выступают в гражданском обороте и т.д. В этой же связи порядок ликвидации также подлежит правовой регламентации.

   В Беларуси ежегодно регистрируется множество новых предприятий различных форм собственности и гражданско-правового статуса.

   Однако, как показывает судебная практика, имеет место и обратный процесс – ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей).

   В сложившихся  экономических условиях в Республике  Беларусь достаточно актуален  вопрос о ликвидации юридических  лиц в связи с тем, что  большое количество решений о  ликвидации приняты из-за неосуществления  предприятиями деятельности как  таковой. Необходимость в детальном исследовании порядка ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обусловливается тем, что в нем концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права.

   Вместе с тем, существует необходимость выработки единообразного подхода к установлению сроков ликвидации,  перечня документов, подтверждающих отсутствие имущества ликвидируемого должника, изменения законодательства в части возмещения расходов по госпошлине, понесенных по делам о ликвидации.

   Целью данной работы  является рассмотрения судебной  практики по делам о ликвидации  субъектов хозяйствования и выявления  особенностей рассмотрения дел  с участием налоговых органов  о ликвидации субъектов хозяйствования.

   Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- определить общие положения относительно понятия и оснований ликвидации субъектов хозяйствования с учетом основ правового регулирования их хозяйственной деятельности по законодательству Республики Беларусь;

- установить порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда с участием налоговых органов;

- рассмотреть некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие  положения о ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования

   Основания для ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда предусмотрены Гражданским кодексом РБ (далее – ГК РБ) и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5) (далее – Положение).

   Данным Положением регулируются отношения, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности):

- хозяйственных товариществ и обществ;

- унитарных предприятий;

- производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов);

- государственных объединений;

- крестьянских (фермерских) хозяйств;

- ассоциаций (союзов) – объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций;

- объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей;

- потребительских кооперативов;

- садоводческих товариществ;

- торгово-промышленных палат, учреждений;

- товариществ собственников (далее – юридические лица).

- индивидуальных предпринимателей.

   Нормы Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).

   Положением предусмотрены основания, по которым осуществляется ликвидация субъектов хозяйствования.

   Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

а) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

б) хозяйственного суда;

в) регистрирующего органа.

   Так, по решению  собственника имущества либо  органа юридического лица, уполномоченного  уставом, юридическое лицо может  быть ликвидировано в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной.

   В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки.

 По решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

- непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

   И по решению регистрирующего органа юридическое лицо может быть ликвидировано в случае:

- неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

   Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.

   Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным настоящим Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Глава 2. Порядок  ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда

   Как говорилось  ранее, по решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

- непринятия решения о  ликвидации в связи с истечением  срока, на который создано юридическое  лицо, достижением цели, ради которой  оно создано;

- осуществления деятельности  без надлежащего специального  разрешения (лицензии), либо запрещенной  законодательными актами, либо с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями законодательных актов,  а также признания судом государственной  регистрации юридического лица  недействительной;

- экономической несостоятельности  (банкротства) юридического лица;

- уменьшения стоимости  чистых активов открытых акционерных  обществ, закрытых акционерных  обществ, иных коммерческих организаций,  для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим  настоящее Положение, соответствующим  законодательством установлены  минимальные размеры уставных  фондов по результатам второго  и каждого последующего финансового  года ниже минимального размера  уставного фонда, определенного  законодательством;

- в иных случаях, предусмотренных  законодательными актами.

   При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, перечисленных выше, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим Положение, и другими законодательными актами.

   Основанием для ликвидации субъекта хозяйствования в судебном порядке по представлению налогового органа является факт наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправление предприятием в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков, а также факт наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд.

   При рассмотрении  заявлений о ликвидации суды  оценивают не только наличие  либо отсутствие основания, предусмотренного  Положением, но и совокупность  обстоятельств, имеющих значение  для дела: характер допущенных  нарушений, их продолжительность,  предпринимались ли меры для  устранения нарушений, наступившие  негативные последствия, количество  работников, соблюдение законодательства  о труде, соблюдение налогового  законодательства и иные сведения. Если хозяйственный суд установит, что нарушения носят малозначительный характер или негативные последствия устранены, то в удовлетворении иска о ликвидации может быть отказано.

Информация о работе Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования