Система источников финансового права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Цель и задача курсовой работы, раскрыть понятие и систему источников финансового права. В данной курсовой работе, я опишу и раскрою структуру нормативно - правовых актов Российской Федерации, содержащие финансово - правовые нормы, а так же структуру нормативного договора и судебного прецедента.

Содержание

Введение…………………...…….…………..……………………………..3 - 7

Глава 1. Понятие и система источников финансового права.................................................................................................8 - 10
1.1 Нормативный правовой акт - основной источник финансового права……………………………………………………………………...11 - 16
1.2 Пределы действия, применение и толкование нормативных финансово-правовых акт...……………………......................................17

Глава 2. Действие финансово – правовых актов во времени…………………………………………………………………..18 - 22
2.1 Действие нормативных финансово-правовых актов в пространстве и по кругу лиц…..……………………………………23 - 27
2.2 Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права………………….…………….…………………...28 - 29

Заключение....................................................................................30 - 32

Список использованной литературы……………….…...………33 - 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Финансовому праву.docx

— 55.09 Кб (Скачать документ)

     · возникают в процессе финансовой деятельности государства;

     · одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган  государственной власти;

     · возникают по поводу денег — платежа  в доход государства, государственного расхода и т. д.

     Эти отличительные черты, рассматриваемые  в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения из других видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с  финансовой деятельностью государства. Поэтому подобные отношения регулируются нормами административного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1 Нормативно правовой  акт, как основной  источник финансово  права 

     1. Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления, в которых содержатся  нормы финансового права.

     К нормативно-правовым актам как источникам финансового права  относятся:

     11а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

     б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах  Российской Федерации и субъектов  РФ, прежде всего в некоторых федеральных  конституционных законах (т.е. тех, которые  приняты по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ). В их числе - ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

     Наиболее  важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. 12Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

     13К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.

     Источником  финансового права являются и  законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в  области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете  субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или  ином субъекте РФ и т.д.

     в) 14Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

     15г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     д) Часто источником финансового права  являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

     Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

     е) Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

     2. Помимо нормативно-правового акта  в качестве источника финансового  права в последние годы стал  выступать нормативный договор.  В данном случае в качестве  источника финансового права  выступают международные договоры  Российской Федерации с другими  странами в сфере налогообложения.  К примеру. Соглашение между  Правительством РФ и Правительством  Республики Узбекистан от 2 марта  1994 г. «Об избежание двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между

     16Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

     Признание международно-правового договора в  качестве источника российского  права основано на ч, 4 ст. 15 Конституции  РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы.

     Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в  науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как  часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно  к налогообложению.

     Помимо  международных договоров в качестве нормативного договора как источника  финансового права выступают  договоры между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Пределы действия  нормативных финансово-правовых  актов 

     17Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»-, а иных нормативных актов - Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 

 

     Глава 2. Действие финансово  – правовых актов  во времени 

     Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством  и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов  имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.

     Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным  законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а иных нормативных актов — Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.

     Согласно  вышеназванным актам существует три способа установления момента  вступления в силу финансово-правовых актов. Прежде всего, финансово-правовой акт, вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.

     Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования  в официальных изданиях, т.е. в  «Российской газете» или «Собрании  законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. 18В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования». Но и из этого правила существуют исключения, а именно:

     1) федеральные законы, вносящие изменения  в Налоговый кодекс РФ в  части установления новых налогов  и (или) сборов, а также акты  законодательства о налогах и  сборах субъектов РФ и акты  представительных органов местного  самоуправления, вводящие налоги  и (или) сборы, вступают в  силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ);

Информация о работе Система источников финансового права Российской Федерации