Система и источники финансового права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:08, реферат

Описание

Система финансового права имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств.

Содержание

1.Понятие системы финансового права
2.Элементы системы финансового права
3.Понятие и источники финансового права
4.Особенности системы источников финансового права
5.Классификация источников финансового права

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 432.26 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание:

 

 

 

1.Понятие системы финансового  права

2.Элементы системы финансового  права

3.Понятие и источники  финансового права

4.Особенности системы  источников финансового права

5.Классификация источников  финансового права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие системы финансового  права

 

 

      Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.   

 Правовые нормы, регулирующие  финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.  

 Система финансового  права имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств. 

 Финансовое право представляет  собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-правовые нормы согласованы между собой. 

 Система финансового  права — это его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.  

 Характерные черты системы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.  

 Единство юридических  норм, образующих финансовое право, определяется: 

 во-первых, единством выраженной в них государственной воли; 

 во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления;  

 в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования. 

 Группировка финансово-правовых  норм зависит от особенностей  и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

 

 

 

 

 

 

 

Элементы системы финансового  права  

 Нормы финансового  права различаются: по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.

  

 Финансовое право подразделяется  на две части — Общую и Особенную.  

 В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют: основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д.  

 Нормы Общей части  применяются ко всем финансово-правовым  отношениям и действуют относительно  всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.  

 В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль.  

 Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, являетсябюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.  

 Бюджет — это доходы  и расходы государства, поэтому  естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы,где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.  

 Для нормального функционирования  финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.   

 Поскольку финансовая  деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а такжевалютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регулирования мы также поговорим.   

 Для банковской деятельности  очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве,  поэтому нормы, регулирующие расчеты,также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.  

 Таким образом, в  системе финансового права нашла  отражение объективно существующая  финансовая система государства.   

 Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие источника финансового  права

    

           Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю форму объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.  

 Среди источников финансового  права немало таких, которые  содержат нормы и других отраслей  права — конституционного, административного,  гражданского и др. К ним относятся  законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования  и др.  

 Источники финансового  права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. 

 Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.  

 Одним из основных  направлений финансовой деятельности  государства и местного самоуправления  является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права. 

 Каждый источник финансового  права представляет собой созданную  или санкционированную государством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат толькоотдельные нормы, направленные на регулирование публичных финансовых отношений.  

 Одновременно отдельные  нормы, содержащиеся в источниках финансового права, могут входить в состав источников других отраслей права.  

 Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.  

 Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.  

 Источники  финансового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. 

 Содержанием источников  финансового права являются правовые нормы, регулирующие: 

- имущественные отношения,  складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, 

- отношения в сфере  финансового контроля и 

- отношения по привлечению  к ответственности за совершение  финансового правонарушения.  

 Источники финансового  права выполняют две взаимосвязанные задачи: 

 во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления. 

 во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности системы источников финансового права

 

            Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.  

 Теория разделения  властей относит правотворчество  к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.  

 Финансово-правовые нормы  могут содержаться в актах  органов государственного управления  — министерств, ведомств и  др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).  

Информация о работе Система и источники финансового права России