Место МЧП в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:51, реферат

Описание

XX век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше время хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля.

Содержание

Введение 3

Нормы международного права 4

Принципы международного права 9

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России 10

Заключение 18

Литература 19

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Университет.docx

— 42.88 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Университет

Экономики, Статистики и Информатики 
 
 

Реферат на тему:

«Место МЧП в системе права России» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

 студент  группы ДГЮ-301

Гаспарян  Геворг

Проверила:

Самойлова В.В.

г. Москва, 2011 г. 

Содержание

Оглавление

Введение 3

Нормы международного права 4

Принципы  международного права 9

Общепризнанные  принципы и нормы  в правовой системе  России 10

Заключение 18

Литература 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  XX век оказался самым жестоким  из всех известных истории.  Вооруженные конфликты разного  масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и техники  использовались, прежде всего, в  военных целях. В наше время  хранимые государствами тысячи  ядерных зарядов с достаточной  степенью вероятности могут выйти  из-под контроля. Крайне остро  стоит проблема предотвращения  распространения оружия массового  поражения. Все более грозную  опасность представляют деградация  окружающей среды и международный  терроризм.

  Необходим более высокий уровень управления социальными процессами, как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось  на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные  организации, право. Особое значение приобретает  взаимодействие международного и внутреннего  права государств.

  Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями  служит международное право. При  его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение  государств более предсказуемым.

  Безопасным  может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН  подчеркнул, что поддержание международного правопорядка "является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших  дней".

  Новый мировой порядок мыслим лишь как  порядок демократический. Никто  не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают равным правом на участие в решении международных  проблем, и, прежде всего тех, что  непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие.  И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающих из этого задач.

  Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

  Баланс  силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка. 

  Нормы международного права

  Норма международного права - это созданное  соглашением субъектов формально  определенное правило, устанавливающее  для них права, обязанности и  обеспечиваемое юридическим механизмом. Ее специфика определяется тем, что  она является элементом особой правовой системы.

  Специфика международно-правовых норм и их системы  сказывается на их конструкции. Главное  состоит в том, что большинство  норм содержит лишь диспозицию, а санкции  определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения  норм могут предусматриваться отдельными договорами.

  Будучи  общим правилом, норма не может  представлять оптимальное решение  для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом.

  Есть  основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре и нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые - те же правила, но уже  с учетом того, как они реализуются  в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся  стандартов реализации нормы означает ее нарушение.

  Усложнение  правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

  В политике и доктрине широкое распространение  получила точка зрения, отрицавшая возможность существования универсальных  норм. Однако сама жизнь доказала, что  даже в условиях холодной войны универсальные  нормы могут быть достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная система международных  отношений функционировать не может.

  Международная практика исходит из реальности существования  универсальных норм.

  Главными  отличительными признаками универсальных  норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом  в целом.

  Региональные  нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

  Регионализм приобретает новое измерение  с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно  углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в  более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное  право обеспечить такое регулирование  не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые  механизмы правотворчества и  правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

  Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться  в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать  их реализации.

  Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве  случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы  такого рода. Международный Суд ООН  не раз ссылался на региональные, локальные  обычаи.

  В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового  регулирования и роли права в  международной жизни. Поэтому общее  международное право открывает  значительный простор для регулирования  на локальной основе.

  Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем  комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

  Без императивного регулирования не могли обойтись и международные  отношения в прошлом. Оно императивно  определяло порядок создания норм - только соглашением. Императивным был  принцип “договоры должны соблюдаться”, без которого нет международного права. Императивными были запреты  пиратства и работорговли, а также  некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в том, что  ныне императивные нормы образуют целый  комплекс, определяющий характер международного права, его цели и принципы, основное содержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

  Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

  Диспозитивные нормы обладают полной юридической  силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять  диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность.

  К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся  нормативный материал, можно говорить о формировании международного процессуального  права.

  Процессуальное  право - новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные  нормы такого рода. Потребность в  повышении эффективности международного права побуждала государства  уделять больше внимания процессу его  функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального  права имело принятие в 1969 г. Венской  конвенции о праве международных  договоров, значительная часть постановлений  которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и  прекращение действия договорных норм.

  По  способу регулирования различают  запрещающие, обязывающие и  управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы, например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

  Существуют  нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться  правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно  встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам.

  Выделяют  организационные нормы, которые  имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании  деятельности международных органов и организаций

  Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто  эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия - международно-правовыми.

  В литературе обсуждается вопрос о  наличии в международном праве  программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях  посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует  развитие сотрудничества.

  Программный элемент в основных принципах  имеет два аспекта. Первый состоит  в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств.

  Особенно  показателен принцип уважения прав человека, который для значительного  числа государств носит программный  характер в результате неготовности их социально-политических систем к  реализации международного стандарта  в полном объеме.

  Второй  программный элемент принципов  состоит в том, что они в  юридически обязательной форме определяют основные направления развития международного права. Это же относится и к  программному характеру целей международного права.

  Многие  положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов  и организаций.

  Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни, прежде всего стремлением объяснить  природу резолюций международных  организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных норм и рекомендаций как международных  актов.

Информация о работе Место МЧП в системе права России