Место МЧП в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:51, реферат

Описание

XX век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше время хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля.

Содержание

Введение 3

Нормы международного права 4

Принципы международного права 9

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России 10

Заключение 18

Литература 19

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Университет.docx

— 42.88 Кб (Скачать документ)

  В первом случае речь идет о нормах, которые  призваны регулировать отношения рекомендательным способом, устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой. 

  Принципы  международного права

  Характерной особенностью международного права  является наличие в нем комплекса  основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные  черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому  в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных  отношений. Сегодня любое значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы.

  В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди  них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и  сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в  таких актах, как Устав ООН, пакты  о правах человека, и во многих других документах. Основной объем регулирующего  действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь  в их содержании и направляя их действие. Вместе с тем они и  сами по себе служат регулятором международных  отношений.

  В многочисленных международных актах  перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной  Ассамблеей в развитие его положений  Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы:

  - неприменение силы или угрозы  силой; 

  -     мирное разрешение споров;

  -     невмешательство;

  -     сотрудничество;

  -     равноправие и самоопределение народов;

  -     суверенное равенство государств;

  -     добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

  Заключительный  акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный  перечень тремя принципами: нерушимость  границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние  два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же касается принципа нерушимости границ, то он не получил  универсального признания, а потому носит региональный характер.

  Принципы  выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим  образом, закрепляя основные права  и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат  такие важнейшие ценности, как  мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием  международной законности. 

  Общепризнанные  принципы и нормы  в правовой системе  России

  Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление  им своих функций возможно лишь при  все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С  другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит  от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом. "Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере"1.

  Во  имя обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться  установленному ими порядку, который  является социально и политически  необходимым. Это касается деятельности не только международной, но и внутригосударственной  в той мере, в которой она  затрагивает международные отношения.

  "...Международное  право представляет собой главную  цитадель правопорядка... Международный  правопорядок... оказывает непосредственное  влияние на государственно-правовое  регулирование"2.

  Под влиянием международного права происходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане  нормы о правах человека, образующие сердцевину конституций. Принимаются  законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера  можно назвать российские законы о международных договорах, о  международных и внешнеэкономических  связях субъектов Федерации, о континентальном  шельфе, об исключительной экономической  зоне.

  Рост  влияния международного права на право государств породил тенденцию  к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.

  Об  углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и  тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы  государства.

  В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ  Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним  из объективных факторов, характеризующих  это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.

  "Общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации являются  составной частью ее правовой  системы. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора"3.

  Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными  государствами и международными организациями. Они заключаются  в соответствии с Конституцией и  федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные  договоры в установленном порядке  приобретают обязательную силу на территории России.

  В Федеральном законе "О международных  договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года , дано определение подобных договоров. Так, "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Россией и иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

  "Взаимодействие  международной и внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включая правосознание и организационно - правовые механизмы"4. Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.

  Между тем современное общее, обычное  право содержит все больше норм, имеющих прямое отношение к внутреннему  праву. Достаточно напомнить об общепризнанных принципах и нормах о правах человека, которые обязательны для всех государств независимо от их участия  в договорах о правах человека.

  Общепризнанные  принципы представляют собой разновидность  норм международного права. Это его  универсальные нормы. Они, как и  иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) - основные принципы международного права. Это - нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

  Высказывается мнение, будто преимущественной силой  в правовой системе России обладают лишь договоры, а к общепризнанным принципам и нормам, существующим в форме обычая, это не относится.  

  С подобным мнением трудно согласиться. Правильнее иное понимание  Конституции,    что подтверждается    и Конституционным Судом РФ.

  "Общепризнанные  принципы и нормы международного  права, а также международные  договоры России имеют преимущественную  силу перед национальными законами..."5.

  Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам  и нормам международного   права   и   в   соответствии   с   настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17).

  В случае расхождения закона и иного  нормативного акта с международным  договором, в котором участвует  Российская Федерация, или с общепризнанными  нормами международного права применяются  правила, установленные этими нормами  или договором. Согласно статье 46 Конституции  каждый вправе в соответствии с международным  договором Российской Федерации  обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

  Международные договоры являются существенным элементом  стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными  странами. Российская Федерация выступает  за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему  принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных  обязательств.

  Осуществление международно-правовых обязательств принято  связывать с термином "имплементация", которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. В то же время санкционирование внутригосударственным актом - Конституцией РФ - введения норм международного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует значения этих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в частности, в международных договорах Российской Федерации.

  "Войдя  благодаря инкорпорации в систему  российского национального права,  они не теряют международно-правового  качества, то есть остаются частью  международно-правовой системы"6. В связи с этим на них распространяются положения права международных договоров относительно действия договоров во времени, в пространстве, применительно к наступлению определенных обстоятельств (разрыв дипломатических отношений, начало военных действий, ситуация, связанная с оговоркой о неизменных обстоятельствах, и т.д.). На инкорпорированный международный договор продолжают распространяться и те правила толкования, которые обычно применяются при толковании норм международного права.

  Таким образом, международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную  правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системы норм международного права. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируются в данном случае нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным  договором государства.

  В то же время международное обязательство, согласованное с требованиями Конституции, создает благоприятные правовые условия для принятия решений, способствующих его имплементации. Важным фактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными договорами России являются составной частью ее правовой системы.

Информация о работе Место МЧП в системе права России