Система финансового право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы проявляется и в том, что финансовоправовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимися налогоплательщиками, и т д. В связи с отмеченным, интерес как к Финансовому Законодательству - со стороны практиков, так и к Финансовому Праву - со стороны юристов - профессионалов, а также к Науке Финансового Права - со стороны ученых юристов - финансистов, - стабильно высок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Содержание

Введение
Характеристика формально - юридического подхода к Системе Финансового Права
Характеристика комплексного экономико - юридического подхода к Системе Финансового Права
Финансовая система РФ, ее состав
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации
Заключение
Список использованной литература

Работа состоит из  1 файл

финансовое право реферат.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Характеристика формально - юридического подхода к Системе Финансового Права
  2. Характеристика комплексного экономико - юридического подхода к Системе Финансового Права
  3. Финансовая система РФ, ее состав
  4. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
  5. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Заключение 

Список использованной литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее время Российская наука Финансового Права переживает период активного развития.

Финансовое Право - это  одна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих к  континентальной системе права. Наибольшее развитие Финансовое Право  получило во Франции и Германии. 

В России Финансовое Право  сейчас стало развиваться особенно активно. Начало этому процессу было положено в конце XXв. Под влиянием демократизации общественной жизни  и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а  также формы правового регулирования  Финансов. Это нашло отражение  в принципиально новых источниках Финансового Права, появившихся  в последние годы. В их числе  Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из года в год увеличивается  число законодательных актов, регулирующих различные сферы Публичных Финансов.

Актуальность данной темы проявляется и в том, что финансовоправовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимися налогоплательщиками, и т д. В связи с отмеченным, интерес как к Финансовому Законодательству - со стороны практиков, так и к Финансовому Праву - со стороны юристов - профессионалов, а также к Науке Финансового Права - со стороны ученых юристов - финансистов, - стабильно высок и имеет устойчивую тенденцию к росту. 

Настоящая работа представляет собой, достаточно широкое в научном  плане исследование узкоспециального вопроса теории Финансового Права - исследование Системы Финансового  Права. 

Целью данной работы является исследование Системы Финансового  Права, для этого реализуются  следующие задачи: анализ взаимосвязи  её структурных элементов в их единстве и различии, становление её структуры, современное состояние, и проблемы развития Системы Финансового Права.

    1. Характеристика формально - юридического подхода к Системе Финансового Права

 

 "Очерк науки  финансового права" И.Т. Тарасова одна из лучших работ, посвященных именно правовому регулированию государственных финансов.

В этом учебнике впервые в дореволюционной финансово - литературе акцент смещен на собственно юридический материал: разрабатывается концепция финансового закона, в развитие данного вопроса - изучается проблема исполнения и принуждения к исполнению финансовых законов, особое внимание уделяется вопросам ответственности (понятие, разделение на аспекты и виды).

Так что же представляет собой структура Финансового  Права по Тарасову? Это разделение курса Финансового Права на три  части: Введение, Общую часть и  Особенную часть.  

       Во Введение даются основополагающие понятия Финансового Права того времени. Понятие о государственном хозяйстве определяется как: "приобретение материальных средств, необходимых государству как хозяину (хозяйствующему субъекту), и расходование этих средств на потребности и задачи государства". Его отграничение от частного и общественного хозяйств, связанное с целью и особыми свойствами государства.

        Понятия о Науке Финансов, исследующей "законы явлений в области государственного хозяйства". Понятие о Науке Финансового Права, которая "есть наука о правовых нормах, определяющих сферу государственного хозяйства", ее предметах и основных задачах ("раскрытие законов явлений в области государственного хозяйства в связи с анализом правовых норм регулирующих это хозяйство").  

      Соотношение друг с другом Положительного Финансового Права, Финансового Права и Науки Финансового Права. Из понятия Положительного Финансового Права предложенного проф. Тарасовым, можно определить, что оно есть ни что иное, как финансовое законодательство Российской Империи. Ведь Положительное Финансовое Право - это "совокупность положений определяющих государственно - хозяйственную сферу у данного в данную эпоху.         Определение же второго понятия позволяет подтвердить наш вывод о том, что Финансовое Право Российской Империи (в авторской трактовке И.Т. Тарасова) наконец - то стало занимать подчиненное, в теоретическом плане, состояние по отношению к Науке Финансового Права, а не к Науке Финансов т.к. "Финансовое же Право данного государства есть только отражение действительности, реального применения начал науки финансового права в данное время". Соотношение же первого и второго понятия с третьим - Наукой Финансового Права была определена, как теория с признаками постоянства и элементами развития"которые необходимы каждой науке". Такое отграничение достаточно неопределенно, но которое, тем не менее, позволяет провести разграничение между Наукой и Правом. В соответствии с которым, предметом Науки Финансового Права является Финансовое Право т.к. содержанием Науки Финансового Права определено "систематическое изложение всех тех правил и норм, которые касаются государственных доходов и расходов и управления ими, согласно с выработавшимися понятиями о цели государства, о политико - гражданской свободе, и о коренных условиях благосостояния народа".Из данного определения видно, что в Науке Финансового Права правовой, политический и экономический элементы нераздельны, в ней анализ законов хозяйственных явлений и анализ правовых норм, определяющих государственно-хозяйственную сферу, идут рука об руку.  

 Таким образом, даже  проф. Тарасову - исследователю, ориентированному  на правовое регулирование государственных  финансов, не удалось окончательно  отойти от комплексного экономико  - юридического исследования предмета  Науки Финансового Права.  

 Кроме того, во Введении  показано соотношение Науки Финансового  Права с другими науками: политическими,  юридическими, общественными, техническими. Также показана связь Финансового  Управления (части Финансового Права)  с правительством, как с высшей  государственной властью, и по  отношению к которому финансовое  управление является"исполнителем его предначертаний, в сфере государственного хозяйства" т.о. указывается на отношение Финансового Права к части исполнительной власти. Связь Финансового Управления с законодательной властью, юстицией (судебная власть) и дипломатией ("объявление войны и заключение мира чаще диктуется министрами финансов, чем полководцами и дипломатами") также довольно значима. "В наиболее тесной связи находится Финансовое Управление с полицией" (в широком понимании "выражает понятие о безопасности и благосостоянии или о благоустройстве вообще", в узком - же понимается как "учреждение или ведомство") и администрацией (как совокупности всех органов исполнительной власти выполняющей предписания правительства) что вызвано кругооборотом Финансов среди населения.  

 В Главе. VI рассмотрена  весьма важная для нас, в  силу своей востребованности  в современной Науке Финансового  Права, проблема системы Финансового  Права (в авторском варианте  обозначена как "система Науки Финансового Права"). В первую очередь, нам весьма интересно было бы выяснить, что подразумевает проф. Тарасов под понятием "система", "система науки", "система права" и, наконец "система Финансового Права". Такого или подобного такому определения и понятия дано не было. Был дан нам на практическом "примере: для постройки дома приготовлен материал, ... из этого материала строится дом по определенному плану, - это система ...". Что никак не может соответствовать требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, подобного уровня даже на тот момент времени т.к. метод аналогии имеет место быть и используется как в теории, так и практике юриспруденции. Но при этом, подразумевается, что использоваться будут понятия сходные и однопорядковые.1  

 Таким образом, вышеизложенное  дает нам возможность говорить  о теоретической необоснованности  системы Финансового Права, и  иных связанных с ними понятиями.   

 Дается лишь подразделение  системы Финансового Права на  Введение, Общую часть и Особенную  часть, в зависимости от того "как и в других науках, основные предметы предшествуют общим, а общие - особенным".  

 Неопределенность выделенных  понятий еще раз подчеркивает  слабую правовую проработанность  теоретических положений Финансового  Права, не только со стороны  проф. И.Т. Тарасова, но и со  стороны всего финансово - юридического  сообщества того времени.

    1. Характеристика комплексного экономико - юридического подхода к Системе Финансового Права

Другим замечательным  исследователем Финансового Права, но уже с преобладанием в его  исследованиях комплексного экономико - юридического подхода, является В.А. Лебедев.   

 Относительно системы  Финансового Права предложенной  к рассмотрению проф. В.А. Лебедевым  можно сказать, что и тогда,  как среди российских, так и  среди зарубежных исследователей  Науки Финансов не было единства  во мнениях относительно "составных частей" (структуры) Финансовой Науки (Финансового Права).   

 Вопрос же относительно "руководящих начал" (принципов) Финансовой Науки также "решается различно", как отечественными, так и иностранными учеными - финансистами того времени. Что наряду с комплексным экономико - юридическим подходом автора к предмету Науки Финансов (Финансового Права), дает в свою очередь экономико - юридический принцип Финансовой Науки.  

 В силу того что "...руководящее начало Финансовой Науки можно видеть в том, что она должна указать правильные и справедливые основания для пользования источниками государственных доходов, соответствующих времени и месту, - тем условиям, при которых данное государство существует". При этом, как проф. В.А. Лебедев, так и проф. И.Т. Тарасов, представляющим противоположную (правовую) точку зрения, четко выделяет для Финансовой Науки признаки территории и времени. Что не может не подчеркивать высокий уровень научного исследования с точки зрения камеральных наук.2  

 Таким образом, по  мнению исследователя, руководящими  началами Финансовой Науки должны  стать принципы правды (экономический по Вагнеру) и справедливости (юридический - по Шеффле).

 

 

   Следовательно, в силу вышеперечисленных  обстоятельств, структура Финансового  Права также должна нести, и  несет в себе отпечаток комплексного  экономико - юридических характера  исследования данного авторского  курса Финансового Права.  

 Необходимо также признать, что система курса Финансового  Права В.А. Лебедева сложилась  под влиянием немецкой финансовой  школы, прежде всего работ таких  авторов как: К.Г. Рау ("Lehrbuch der Politischen Oconomie,1826, три части: 1) "Grundsatse der Volkswirthschaftslehre", 2) "Grundsatze der Volkswirthschaftspolitik", 3) "Grundsatze der Finanzwiissenschaft"), Шеффле ("Gesellshafliche System der mtnschlichen Wirthschaft", 1873), Л.Штейна ("System der Verwaltungslehre", 1856) и А. Вагнера ("Reichsfinanzwesen"). Данные работы и послужили практической и теоретической основой для авторского курса Финансового Права, проф. В.А. Лебедева.   

 Итак, структуру Финансового  Права должны составлять следующие  части: 1) обзор государственных потребностей, понятие о финансовом хозяйстве  и финансовых учреждениях; 2) обозрение  государственных доходов и повинностей; 3) изложение устройства земского  и общинного финансового хозяйства; 4) рассмотрение способов покрытия  чрезвычайных потребностей, т.е.  учение о государственном кредите.   

 Таким образом, в  составе финансового права в  10-х годах прошлого столетия  образуются шесть разделов: 1) Государственные  расходы; 2) Формальный порядок Финансового  Хозяйства государства; 3) Обыкновенные  государственные доходы; 4) Натуральные  повинности; 5) Способы покрытия чрезвычайных  расходов; 6) Финансы местных союзов.   

 Дальнейшее свое развитие  Финансовое Право получило в  совсем другом (социалистическом, строящим  коммунизм) государстве, в совсем  другой правовой системе. Особенностями  которой, что нельзя не учитывать  при исследования памятников  Финансового Права того периода,  были: чрезвычайная политизированность  (идеологизированность) и кореллируемая  ей, крайняя узость научного мышления, во всех областях науки. В  том числе, и в науке юриспруденция.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовая система РФ, ее состав.

В структуру финансов как  целостной категории с присущими  ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в  состав финансов Российской Федерации  звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Информация о работе Система финансового право