Система финансового право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы проявляется и в том, что финансовоправовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимися налогоплательщиками, и т д. В связи с отмеченным, интерес как к Финансовому Законодательству - со стороны практиков, так и к Финансовому Праву - со стороны юристов - профессионалов, а также к Науке Финансового Права - со стороны ученых юристов - финансистов, - стабильно высок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Содержание

Введение
Характеристика формально - юридического подхода к Системе Финансового Права
Характеристика комплексного экономико - юридического подхода к Системе Финансового Права
Финансовая система РФ, ее состав
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации
Заключение
Список использованной литература

Работа состоит из  1 файл

финансовое право реферат.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ, а также  местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной  системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц. Характеризуя финансы  юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные  внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических  лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для  решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы  входят в структуру финансовой системы  России в качестве ее самостоятельного звена.

Самостоятельность субъектов  Федерации не должна выходить за рамки  основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно  общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения  финансовых средств (ст. 75).

3.1. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

      Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что - это особый вид  государственной деятельности, поскольку  ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и  судебной в пределах своей компетенции.

      Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

       Принципы . Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность . Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов  можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

       Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами . Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания  денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Федерации) и местные  бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания  денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть "социальными" налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется иметод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

4. Финансовая деятельность  в условиях рыночной экономики

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием  кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание  затрат на их производство общественно  необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует  усиления прогнозирования мобилизации  и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих  договоров и соглашений. Для регулирования  такого сотрудничества создан специальный  орган - Государственный комитет  РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества (Госкомсотрудничество России).

 

 

 

5. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные  органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в  соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации  находятся: установление основ федеральной  финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального  развития (ст. 71). К совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов  отнесено установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовое Право, с одной  стороны, является частью единой правовой системы государства, а с другой - само является сложной системой. Система  Финансового Права представляет собой совокупность частей и элементов  Финансового Права, характеризующих  его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Система  отрасли права выражается в объединении  единых по юридической природе элементов (норм, субъинститутов, институтов, сложных  институтов, подотраслей, разделов, частей) в структурно упорядоченное целостное  единство, обладающее относительной  самостоятельностью, устойчивостью, автономностью  функционирования и взаимодействия с внешней средой.  Систему Финансового Права можно определить также как объединение финансовоправовых норм в финансовоправовые институты, расположенные в определенной последовательности, в зависимости от их значения и роли в регулировании Финансовых отношений. И, будучи единым, по содержанию Финансовое Право, вместе с тем, состоит из относительно автономных, но взаимосвязанных частей. Группировка элементов Системы Финансового Права возможна по различным основаниям, соответствующим характеру объективно существующих между этими элементами связей. Наиболее важное теоретическое и практическое значение имеет вертикальная структура отрасли Финансового Права, в соответствии с которой в нем выделяются следующие структурные элементы: 1) финансовоправовые нормы, 2) финансовоправовые субъинституты, 3) финансовоправовые институты, 4) сложные финансовоправовые институты, 5) подотрасли, а также 6) разделы и 7) части Финансового Права.  

 Научная обоснованность  Системы Финансового Права, построения  её на основе объективно существующих  экономических отношений дает  возможность наиболее правильного  применения финансовоправовых и,  следовательно, содействует укреплению  законности, и выполнению Финансовым  Правом своей активной роли. Систематизация норм Финансового Права позволила бы практически поставить вопрос о создании Финансового Кодекса.

Список использованной литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", №  237, 25.12.1993

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями,  вступившими в силу с 1 января 2005 года) // Правовая справочно-информационная  система “Консультант Плюс”

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ "Российская газета" от 6 августа 1998 г.

4. Апель А. Основы финансового  права - краткий курс лекций, СПб, 2003г.

5.Финансовое Право  отв. ред. Химичева Н.И.  Москва 2003

6. Финансовое Право под. ред. Грачевой Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Москва 2003  

7. Финансово - кредитный Энциклопедический Словарь // общ. ред. А.Г. Грязновой  Москва 2002

8. Ситникова Е.Г.  Финансовоправовое регулирование отношений Государственного Кредита в РФ Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва 2004 

9.  Смирникова Ю.Л. Современное бюджетное право России: доктринальный и законодательный подходы "Финансовое право" 2003

 

 

 

 

1  Берендтс Э.Н. // Русское финансовое право // Санкт - Петербург

2 Дёмин А.В. // Финансовое Право // Краткий курс лекций // Красноярск // 2004

3 Иванова Е.Е. // Международное финансовое право: понятие, предмет, система // "Финансовое право" // 2003

 


Информация о работе Система финансового право