Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:42, шпаргалка

Описание

работа содержит краткие ответы по дисциплине "Финансовое право"

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)
  1.  Понятие и ф-ции финансов.

Ф- сов-ть матер. ср-в, необх-мых для удовлетворения потребностей гос-ва и разл. обществ.союзов. Деят-ть гос и обществ. органов по добыванию матер. ср-в составляет содерж-е фин хоз-ва. Гл отличие фин хоз-ва от частного – принудит. хар-р. Гос власть обличена силою извлекать доходы из имущ-ва и доходов населения. Обязанность граждан по удовлетворению фин потребностей Г и деят-ть фин органов регулир-ся юр нормами, сист. кот. образует ФП. Ф – одна из экон. категорий, развитие кот связано с товарно-ден. отнош-ями и существованием Г, кот использ-т данн. категорию для реш-я своих задач. Сущ-ет 2 т.з.: 1) Матер-ная: Ф- ден фонды гос-ва, его территор-ных образований, а также предпр-й, учреждений, орг-ций, используемые для удовлетворения развития общества и развития произв-ва. 2) Функцион-ный: Ф – экон. ден. отнош-я по формированию фондов ден ср-в гос-ва, S РФ, предприятий, учр-ний и орг-ций, необх-х для обеспечения расширенного воспроизводства и для удовлетворения соц нужд в процессе чего происходит распред-е, перераспред-ние обществ. продукта и контроль за удовлетв-ем потребностей общ-ва. Ф-ции Ф: собирание, распред-е, перерапред-е ресурсов.

  1. Фин. сист. России.

Фин с-ма – сов-ть фин-х и кредитных институтов при помощи кот. Г собирает, распеределяет и расходует ден ср-ва. Структура фин. сист. РФ Химичева: гос и местный бюджет; внебюджетные целевые фонды; Ф предприятий, учр-ний и орг-ций; имущественное и личное страхование; гос и банк. кредит. Горбунова: бюджетная с-ма; гос внебюд фонды; фонды, консолидир-ный в Б; внебюдж-ые децентрализованые фонды; фонд страхования; кредит; Ф хоз-щих S. Карасева: бюджетные фонды; внебюдж фонды; гос и мун кредит; страховые фонды; Ф хоз-щих S.

3. Фин. деят-ность  Г и органов МСУ: понятие,  цели, формы.

Фин деят-ть гос-ва – это особый вид гос. деят-ти, направленный на созд-е, распределение и использ-ние фондов ден. ср-в, необх-х для фин обеспечения деят-ти органов Г, безоп-ти, обороны страны и ее соц-эконом развития. Носит публичный х-р. Представит. органы гос власти закрепляют правовые основы фин деят-ти. Фед собрание приним-т ФЗ о фед бюджете, в том числе ФЗ предусм-т финансирование Фед собрания. Аналогичные з-ны приним-т представи-ные органы субъектов РФ. Правит-во РФ обеспечивает проведение фин, кредитной и ден политики, представл-т в гос думу проект фед бюджета, разрабатывает и реализ-т нал. политику, обеспечивает совершенствование бюджетной сист., осущ-т упр-ние внутр-м и внешним долгом РФ. Цели фин деят-ти гос: 1) созд-е усл-вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. 2) вып-ние ф-ций гос-ва. Методы фин деят-ти: 1) м-д добровольных и обязат-ных платежей (налоги, гос. пошлина). 2) м-д финансиров-я (нач. и ср. образов-е) и кредитов-я(налог. кредит). 3) м-д безналичн. расчетов (платежн. поручения) и расчетов наличными (руб., вексель) ден. ср-вами. Формы фин. деят- ти: 1) правов. – деят-сть, кот. влечет правовые последствия и осущ-ся на основе юр. оформления; 2)неправовая – деят-сть, которая не влечет юр. последствий, хотя и предусмотрена законодат-вом.

  1. Принципы фин. деят-ти Г и органов МСУ.

1) пр-п законности (весь процесс образования, распределения и использ-я фондов ден. ср-в регулируется нормами ФП); 2) пр-п гласности (фин/ деят-сть Г (проекты разл. финансово-правовых актов и др. сведения) подлежит доведению до сведения физ. и юр. лиц, в т.ч. и ч/з СМИ.); 3) участие граждан в фин. деят-ти Г и органов МСУ; 4) пр-п плановости (вся фин деят-сть Г построена на сист. финансово-плановых актов (фед. бюджет, бюджеты SРФ, сметы бюджетн. учреждений, балансы предпр-ий, балансы дох. и расх. населения и др.); 5) разделение законодат. и исполнит. властей; 6) пр-п соц. направленности фин. деят-ти; 7) пр-п равноправия SРФ; 8) пр-п единства фин. политики (един. сист Н и сборов) и ден. сист. 9) пр-п федерализма (сферы фин. деят-ти регулируются централизованно, компетенция РФ и S РФ в области финансов четко разграничена;  ).

5. Фин. право  как отрасль права: понятие,  происхожд-е, знач-е.

ФП как отрасль права – совок-сть юр. норм, регулирующих обществ. отнош-я, возникающ. в процессе функци-ния фин. сист. страны: образования, распред-я и использ-я публичн. финансов (ден. фондов Г и муницип. образований), необх-х для осущ-ния зад. и ф-ций Г, его органов. ФП регулирует обществ. отнош-я в сфере публичной фин. деят-ти. Финансы происходит в пер. с лат. обязат. уплаты любой ден. суммы. . С экон. т.зр. финансы в шир. смысле – это сист. отнош-й в общ-ве по поводу образования и использ-я ден. фондов в сферах: публичных (гос.) финансов, кредитной сист., отраслей воспроизводственного процесса, вторичного фин. рынка, междунар. фин. отнош-й. В узком смысле – гос. (публичные) финансы – сист. ден. отнош-й по поводу формирования и использ-я фондов, необх-х Г для выполнения своих ф-ций. С юр. т.зр. финансы – экон. ден. отнош-я по формированию, распределению и использ-ю фондов ден. ср-в Г, его территор. подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необх-х для обеспечения расширенного воспроизв-ва и соц. нужд, в процессе осущ-ния кот. происходит распред-е и перераспред-е обществ. продукта. По поводу происхождения ФП сущ-ет 2 т.зр.: 1) ФП выделились из администрат. и гос права. 2) ФП независимо от его признания, теоретич. закрепления появилось одновременно с возникновением Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Фин. право как наука.

Наука ФП - это сист. категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явл-ях, составляющих ее предмет, она представляет собой опред. совок-сть структурированных соотв-ющим образом и материально закрепленных знаний, теоретич. положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии ФП как составной части ФП. Предметом науки ФП явл обществ отнош-я, кот. возникают в процессе фин. деят-ти, в т.ч. в процессе функц-ния и развития фин. сист. России. Ф-ции науки ФП: общетеоретич. (заключ-ся в ее назначении способствовать развитию юр. науки и науки об обществе, Г и экон-ке  вообще (н-р, науки гос. управления, общ. теории финансов и т.д.)), аналитич. (состоит в классификации и систематизации действующ. правовых норм), критич. (заключается в выявлении недостатков действующ. законодат-ва и пробелов позитивного права в сфере фин. деят-ти), конструктивн. (способствует образованию новых норм и правовых институтов), воспитательн.

7. Соотнош-е  ФП с др. отраслями права.

КП: основополагающая отрасль  в сист. права люб Г. КРФ содержит нормы, регулирующие широкий круг обществ. отнош-й, в т.ч. возникших в сфере фин деят-ти. Нормы К закрепляются компетенция обязанности гражд-н при осущ-нии фин деят-ти. АП: рег-т управл-ю деят-ть органов испол власти в разл сферах жизни общества. ФП: рег-т деят-ть органов гос. упр-я только в связи с созданием, распред-ем и использ-ем ими фондов ден. ср-в, т.е регул-т опред. направление управл-й деят-ти орг испол вл. МП: явл. комплексной отраслью права. Точкой соприкосновения МП и ФП явл. нормы, регул-щие прав\отн по поводу осущ-я МСУ фин деят-ти. ГП: регул-т разл общ-е отн-я , в первую очередь имущ-е, участники кот. равны, обладают автономией воли и имущ-но самостоятельны. ФП  регул-т имущ-е отн-я, кот. возникают по поводу денег, поэтому приобретают форму ден. отнош-й. УП: охраняет фин отн-я.

8. Сист. ФП

С-ма ФП- объективно обусловленное с-мой обществ. фин  отн-ний внутр-нее его строение, объединение и рапсоложение фин.-правовых норм в опред. последоват-ти. ФП сост-т из 2-х частей: 1) Общая содержит нормы, регулир-щие общие принципы, правовые формы и м-ды фин деят-ти Г, их правовое положение, ф-мы и м-ды фин контроля. 2) Особенная состоит из подотраслей и институтов: бюджетное право, нал., банк., страх., инвестицион., деньги и ден обращение, наличн. и безналичн. расчеты. Знач-е сист. ФП состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположен. нормы.

9. Институты и подотрасли  ФП.

Институты ФП - взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отнош-й. Институты и подотрасли ФП: бюджетн., налогов., банк., инвестиционн., страх., деньги и ден. обращение, нал и безнал. расеты. Общая часть отраслей: понятие, предмет, система, источники, принципы, правоотношения, контроль и ответственность. Особенн. часть: БП- особенности бюджетной деят-ти в бюджетном году; НП – фед. Н и сборы, регион. Н и сборы, местн. Н и сборы, спец. нал. режимы; право ден. обращения - особенности конкретных видов расчетов; валютн. право - особенности конкретных видов валютных операций.

10. Источники  ФП.

ИсточникиП  – форма закрепления внешнего выраж-я норм права. Источники ФП: 1) КРФ (ст. 1,5,8,65,66,71,72,35,36,80,84,90,101,104,106,114,115,57). 2) ФКЗ («О правит-ве РФ»; «О судебн. сист. РФ») 3) ФЗ («ОБ общ. принципах организации МСУ в РФ», «О ЦБ РФ», «О банках и банковск. деят-ти») и кодифицирован. норм-правов. акты (БК, НК) 4) указы президента РФ («О доп. мерах по ограничению налично-ден. обращений», «О сист. и структуре фед. органов исполнит. власти»). 5) постановления правит-ва РФ и распоряжения, носящие нормативн. хар-р. 6) акты министерств и ведомств (нормативно-правов. акты ЦБ РФ «Инструкция ЦБ об обязат. нормативов банка»).

11. Конституционн.  основы фин. деят-ти.

Фин. деят-сть Г осущ-ся на основе принципов, содерж-е кот. опред-ется КРФ. Принципы: 1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отнош-й в обл. фин. деят-ти Г и муницип. образований; 2) пр-п федерализма - закрепляет предметы ведения Г и SРФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения. 3) единство фин. политики и ден. сист. (SРФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ фед. фин. политики, общих принципов Н/О и функцион-ния ден. сист. Г. 4) соц. направленность фин. деят-ти в РФ - одной из осн. целей фин. деят-ти Г явл. создание усл-ий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. Граждане могут участвовать в фин. деят-ти Г и местных органов власти непосредственно и ч/з представителей. КРФ (ст. 1,5,8,65,66,71,72,35,36,80,84,90,101,104,106,114,115,57)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Финансово-правовая  норма.

Норма права  – правило поведения, установленное гос-вом и обеспечиваемая гос принуждением. Особенности фин-во-правовых норм: 1) носят императивный х-р; 2) регулир-т отн-ния в фин сфере. Классиф-ция норм: 1) – матер. (закрепл-т права и обяз-ти уч-ков фин. правоотнош-й) - процессуальные (закрепл-т порядок прим-ния матер. норм. Н-р, бюджетн. процесс). 2) – обязывающ. (стимулируют активн. поведение в категоричн. форме) - запрещающие (предписывают в категорич ф-ме не совершать опред. действия). - уполномачивающие (дают субъекту фин правоотнош-ний право на совершение опред.  действий). 3) в зав-ти от подотраслей и институтов фин права: нормы нал права, нормы бюдж права и т.д.  4) по юрид силе: - нормы прямого действия (К РФ, постановл-я Конституц. суда) - нормы з-нов (ФКЗ, ФЗ, з-ны S, кодексы) -нормы подзаконных актов (указы президента) - локальные нормы (нормы соответствующ. договора). Стр-ра фин-правов нормы: гипотеза (описывает обстановку,ситуацию применения права), диспозиция – само правило поведения, санкция –ответственность за невыполнение правил поведения.

13. Фин-правовые  отнош-я.

ФПО – урегулированные нормами ФП обществ. отнош-я, участники кот. выступают как носители юр. прав и обязанностей, реализ-щие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использ--ю гос. и мун. ден. ср-в и доходов. ФПО – один из видов ОО, кот возник-т в сфере фин деят-ти гос-ва и регулир-ся фин-во-правовыми нормами. Особ-ти ФПО: 1) возник-т только в фин сфере деят-ти гос-ва и органов МСУ; 2) одним из уч-ков этих отн-ний явл. гос орган, наделенный властными полномочиями; 3) возникает по поводу денег. Участники ФПО: 1) физ лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства - апатриды) 2) юр. лица  (орг-ции всех форм собственности) 3) публично-правовые образования (РФ, SРФ, муницип. образов-я – особенность: свое представит-во в ФПО осущ-ет ч/з уполномочен. органы и их должностн. лица). ФПО возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юрид фактов (действие, бездействие и событие). Действие и бездействие – зависит от воли чел-ка, осознанное (покупка авто); событие – не зависит от воли чел-ка (чрезвычайн. ситуация – засуха, пожар). Виды ФПО:   1) по сфере возникновения: - нал. – бюджные - страховые и т.д. 2) – матер. и процессуальные (бюджетн. процесс) 3) по субъектам: нал. орган-гражданин; банк-ЦБ; банк-гражданин.

14. Метод ФП.

М-д ФП – сов-ть приемов, способов и ср-в, с пом. кот осущ-ся юр воздействие на поведение участников соответств-щих обществ. отнош-ий на хар-р взаимосвязи м/у ними. М-ды: 1) административно-правовой (наличие нерав-ва м/у участниками правоотн-ний, где обязат-но предписания исходят от уполномоч-ных гос органов, их должностных лиц, а лица учрежд-й и орг-ций, в отнош-нии кот. имеются соотв-щие предписания д. Безукоснительно его выполнять); 2) гражданско-правовой (в основе кот. лежат свобода договора, автономия воли, равноправие участников соответствующих правоотношений).

15. Фин. контроль.

Задачи ФК: - Эконом стимулиров-е; - Рац-ное и бережное расходов-ние  матер., труд. и фин. ресурсов, а также прир. богатств. ФК-регламентированная нормами права деят-ть гос, мун, обществ.  и иных хоз-щих субъектов по проверки своевременности и точности фин планиров-ния, обоснованности полноты поступлений доходов в соответствующ. фонды ден. ср-в, правильности и эффек-ти их использ-ния. Посредством ФК обеспечив-ся соблюдение законности в фин-х и хоз. сферах жизнедеят-ти. Принципы ФК: 1) осн.: - независимость (должностн. лица назначаются лицами, не являющимися объектами контроля) - объективность и компетентность (аудиторами явл. лица со спец. образованием) – гласность (счетн. палата представляет отчет о проверке правильности использ-я бюджета и его исполнения) 2) доп: - результативность (отчет с выводами о соотв-вии действий законодат-ву) - четкость и логичность предъявлен. треб-ний (аудиторы имеют право задавать конкр. вопр. по хоз. деят-ти субъекта проверки) - неподкупность субъектов ФК -обоснованность и доказанность инфо – превентивность (осн. упор в ФК делается на предварит. анализ фин. деят-ти (исследуется, анализир-ся предварит. и просчет возможн. последствий)) - презумпция невиновности должностных лиц (аудиторы должны док-ть, что в момент соверш-я преступления лицо не знало, что совершает неправомерн. действия) -согласованность действий разл. контролир-щих органов (комплексн. проверка объекта).

16. Виды ФК.

  1. по времени осуществления: - предварительный (осущ-ся до соверш-я какой-л. фин операций); - текущий (в момент соверш-я фин. операции, либо группы связан. операций) - последующий (когда исследуются, контролируются конкретные рез-ты фин операций). 2) по субъектам: - гос ФК (на уровне РФ и SРФ) – муницип.  – внутрифирменный - аудиторский. Субъекты ФК: Счетн. палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, Фед. нал. служба. Ф-ма ФК – способ выражения его содержания, внутр.  орг-ция, кот модифицируется с изм-нием содержания. Ф-мы ФК: 1) Наблюдение – ознакомление с текущ. сост-нием фин-во-хоз. деят-ти на проверяемом объекте. 2) Обследование – изучение фин-во-хоз деят-ти с пом. опросов и анкетир-я. 3) Проверка – исследование фин-хоз деят-ти на основании данных балансов, отчетных и расходных док-тов в целях выявления нарушений фин дисциплины и устранения их последствий. 4) Анализ – выявление нарушений фин дисциплины с пом. аналитич. и матем. и иных приемов. 5) Ревизия – осн-ная ф-ма ФК. Производится с целью установления законности на проверяемом объекте.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"