Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:36, реферат

Описание

Центральный Банк Российской Федерации играет большую роль в жизнедеятельности и функционировании государства и общества, обеспечивая нормальное функционирование, благоприятные условия развития и устойчивость экономики страны, в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами. На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Центрального Банка РФ: общая характеристика……………………………………………………..……..5
Глава II. Основные элементы правового статуса Центрального Банка РФ.11
II.1 Права, обязанности и ответственность…...………….11
II.2 Функции и полномочия, организационная структура Банка России……………………………16
Заключение……………………………………………..…………20
Список использованной литературы……………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Также, по общему правилу, государство  не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а Банк России не отвечает по обязательствам государства (за исключением принятия на себя таких обязательств или установления иного федеральными законами).

Финансовая независимость ЦБ РФ выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Например, в состав доходов ЦБ РФ входят доходы от предусмотренных ст. 46 банковских операций и сделок, доходы от участия в капиталах кредитных организаций. Следует отметить, что денежные средства, полученные в результате денежной эмиссии наличных денег, не входят в состав доходов Банка России. "ЦБ РФ – единственный государственный орган, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов"4.

Банк России вправе защищать свои интересы в судебном порядке,  в том числе и в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах (ст. 6 ФЗ от 10.07.02 г.). Данное право можно рассматривать в следующих аспектах:

  1. как потенциальную возможность ЦБ РФ в лице его органов и учреждений на обращение в юрисдикционный орган (в лице соответствующего суда) за защитой нарушенного права или законного интереса. Это абстрактное право является одним из неотъемлемых элементов правового статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и юридического лица;
  2. как субъективное право, т.е. право  ЦБ РФ на защиту в конкретном случае, если  он считает, что его права нарушены и нуждаются в подтверждении и реализации с помощью соответствующего суда, осуществляющееся в форме права на предъявление иска.

 ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ от 10.07.02 г. назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные ст. 5 ФЗ от 10.07.02 г.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.07.02 г. основными  целями деятельности ЦБ РФ являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;

Положение о защите и обеспечении  устойчивости рубля содержится и  в ч. 2 ст.75 Конституции РФ, но в  качестве функции ЦБ РФ, при этом, следует иметь в виду, что понятия "цель" и "функция" не являются тождественными, поскольку функция является средством для достижения определенной цели, и, следовательно, логичнее поместить данное положение в ст. 4 ФЗ от 10.07.02 г., где определены функции ЦБ РФ.

  1. развитие и укрепление банковской системы РФ;

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О банках и банковской деятельности" банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а  также филиалы и представительства иностранных банков.

  1. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В законодательстве не определено понятие "платежная система", поэтому  можно воспользоваться доктринальным  толкованием данного понятия. Платежная  система – "это совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота"5.

Устойчивая и бесперебойно функционирующая  система платежей и расчетов необходима для  эффективного функционирования экономических институтов, народнохозяйственного механизма и отдельных хозяйствующих субъектов.

В данной статье особо отмечено, что  получение прибыли не является целью  деятельности ЦБ РФ, следовательно,  сделки и банковские операции, совершаемые и проводимые ЦБ РФ, не носят предпринимательского характера.

По Федеральному закону от 10.07.02 г. (ст. 7) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим  законом и другими федеральными законами, издает  в форме указаний (если устанавливаются отдельные правила по вопросам, отнесенным к его компетенции), положений (если устанавливаются системно связанные правила по вопросам, отнесенным к его компетенции) и инструкций (если определяется порядок применения положений, содержащихся в федеральных законах, иных нормативно-правовых актах по вопросам, отнесенным к его компетенции) нормативные акты.

Нормативными актами ЦБ РФ являются акты Банка России, которые направлены на установление, изменение или прекращение  норм права как постоянных или переменных предписаний, являющихся обязательными для круга лиц, установленного ФЗ от 10.07.02 г., и рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы, т.е. не применяются к отношениям, возникшим до вступления нормативного акта в законную силу.

Нормативные акты Банка России обязательны  для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Также в вышеуказанной статье закреплены основные требования, предъявляемые к нормативным актам ЦБ РФ.

  Таким образом, ЦБ РФ выступает  как особый публично-правовой  институт и  совмещает черты учреждения публичного права с чертами частноправовой организации, действует на основе частного и публичного права.

 

 

 

 

Глава II. Основные элементы правового статуса Центрального Банка РФ

 

Правовой статус ЦБ РФ включает следующие  основные элементы:

  1. Права, обязанности и ответственность;
  2. Функции и полномочия, организационная структура Банка России.

 

II.1 Права, обязанности и ответственность

 

Деятельность Банка России в  банковской сфере требует наличия  определенных правовых возможностей, правомочий, предоставленных законодательством о Банке России.  Коммерческим банкам такие возможности предоставлены Гражданским Кодексом РФ, ФЗ "О банках и банковской деятельности" и другими законами.

В целях  эффективного регулирования и надзора  Банком России за движением денежных потоков, а также достижения поставленных перед ним целей и задач и  выполнения своих функций Банку России необходимо, чтобы правовые возможности, предоставленные ему, реализовывались и применялись на практике.

"Правомочия  Банка России – это признаваемые и обеспеченные или гарантированные законом возможности осуществления Банком России тех функций, которые вытекают из сущности банковского регулирования и надзора и обусловлены его компетенцией"6. В компетенцию ЦБ РФ, т.е. предметы ведения (сферы жизни общества, отрасли, виды имуществ, его объекты  и т.д., находящиеся под воздействием той или иной системы власти, того или иного властного органа) и полномочия (конкретные виды должного поведения, возможности, которые предоставляются отдельным органам или должностным лицам для выполнения властных функций от имени государства), также можно включить  права, обязанности и ответственность.

ФЗ от 10.07.02 г. в ст. 2  сказано, что Банк России является юридическим лицом, без указания на его организационно-правовую форму, также данным законом  Банку России предоставлен весьма широкий объем гражданской право- и дееспособности (т.е. способности иметь права и своими действиями создавать  обязанности). Этим же законом установлен принцип единства гражданской правоспособности, т.е. территориальные учреждения ЦБ РФ (в т.ч. и национальные банки республик) не имеют статуса юридического лица и  не могут принимать решения, имеющие нормативный характер, не имеют права выдавать гарантии и поручительства, вексельные и иные обязательства без разрешения Совета директоров (ст. 84).

Согласно  ст. 2 ФЗ от 10.07.02 г. Банк России имеет  уставный капитал, иное имущество, которым  он владеет, пользуется и распоряжается  самостоятельно. Действующее законодательство о ЦБ РФ наделяет его достаточно большим объемом прав  в сфере гражданского регулирования.

В частности,  ст. 46 ФЗ от 10.07.02 г. для  достижения целей, определенных ст. 3 указанного закона, регламентируется осуществление Банком России банковских операций и сделок, для чего ЦБ РФ наделяется следующими правами:

1)   предоставлять кредиты  на срок не более одного  года под обеспечение ценными  бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным  законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные  ценные бумаги на открытом  рынке;

3) покупать и продавать облигации,  эмитированные Банком России, и  депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную  валюту, а также платежные документы  и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать  драгоценные металлы и иные  виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и  банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми  инструментами, используемыми для  управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских  и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя  в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские  операции и сделки от своего  имени в соответствии с обычаями  делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Данный перечень банковских операций и сделок не носит исчерпывающего характера.

Также ЦБ РФ вправе, по общему правилу, осуществлять банковские операции и  сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, например, согласно ст. 23 Закона без взимания комиссионного вознаграждения Банк России обязан осуществлять операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами.

В исключительных случаях Банк России, согласно ст. 43 ФЗ от 10.07.02 г., и в целях  проведения единой государственной денежно-кредитной политики вправе применять количественные ограничения. Исключительность таких случаев определяется Банком после консультации с Правительством РФ.

ФЗ от 10.07.02 г. предусмотрены ограничения  по некоторым вопросам, в частности:

  1. Банк России может участвовать в капиталах кредитных организаций только в случаях, прямо предусмотренных законом, при этом, Банк России обязан обеспечить свое участие в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и ряда зарубежных банков в объеме не менее 50 процентов плюс одна акция;
  2. Участие Банка России в капиталах небанковских организаций допускается в  отношении тех организаций, которые обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений и служащих, а также иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
  3. Банк России, в соответствии со ст.22 настоящего закона, не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита (превышение расходов над доходами), покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете;
  4. Также Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. Согласно ст. 49 настоящего закона Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, прямо предусмотренных статьей 48 настоящего федерального закона; приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8 и 9  настоящего закона; осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом; пролонгировать предоставленные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров);
  6. Не вправе, в соответствии со ст. 58 настоящего закона, требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц, и устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации  требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Информация о работе Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации