Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:36, реферат

Описание

Центральный Банк Российской Федерации играет большую роль в жизнедеятельности и функционировании государства и общества, обеспечивая нормальное функционирование, благоприятные условия развития и устойчивость экономики страны, в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами. На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Центрального Банка РФ: общая характеристика……………………………………………………..……..5
Глава II. Основные элементы правового статуса Центрального Банка РФ.11
II.1 Права, обязанности и ответственность…...………….11
II.2 Функции и полномочия, организационная структура Банка России……………………………16
Заключение……………………………………………..…………20
Список использованной литературы……………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

 

Санкт-Петербургский Государственный

Университет

Экономики и Финансов

 

 

 

 

 

 

Кафедра хозяйственного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на Тему:

 

«Правовое положение  Центрального Банка Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 437 группы

Тимофеева Е.С.

 

Проверил:

Дементьев Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2005 г.

 

Содержание

 

Стр.

 

Введение…………………………………………………………...3

 

Глава I. Правовое положение Центрального Банка РФ: общая                       характеристика……………………………………………………..……..5

 

Глава II. Основные элементы правового статуса Центрального Банка РФ.11

 

           II.1 Права, обязанности и ответственность…...………….11

 

           II.2 Функции и полномочия, организационная структура Банка России………………………………………….………….............16

                       

Заключение……………………………………………..…………20

 

Список использованной литературы……………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральный Банк Российской Федерации  играет большую роль в жизнедеятельности  и функционировании государства  и общества, обеспечивая нормальное функционирование, благоприятные условия развития и устойчивость экономики страны, в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами. На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на :

- государственные, капитал которых  принадлежит государству (например, ЦБ РФ);

- акционерные;

- смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит  государству.

Независимо от того, принадлежит  или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет  относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования  и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

Центральный Банк России обладает особым определенным правовым статусом, закрепленным в Конституции РФ, Федеральном законе "О центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и иных федеральных законах.

Центральный Банк РФ обладает особой гражданской правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами, что связано с его особым положением.

В пределах полномочий, предоставленных  Банку России Конституцией и Федеральными законами он независим. Независимость  Центрального банка России является одним из ключевых моментов правового положения Банка России. Общество объективно заинтересовано в независимости Центрального банка, так как финансы домашних хозяйств более устойчивы в случае, когда центральный банк обладает большей независимостью.

 Конституция РФ определяет  также основы денежной системы в РФ, а характер денежной системы определяют эмиссия денег и независимость Центрального банка РФ, его независимый конституционный статус.

 Сущность правового статуса  Центрального банка раскрывается  более детально  через предоставленные ему функции и полномочия, права, обязанности и ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Правовое положение Центрального Банка РФ: общая характеристика

 

Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ  определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10.07.02 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – ФЗ от 10.07.02 г.),  предмет правового регулирования которого, соответственно, находится в рамках отношений, складывающихся по поводу реализации и изменения статуса ЦБ РФ, его целей деятельности, функций и полномочий, и иными федеральными законами.

Статус ЦБ РФ – "его правовое положение, характеризующееся особым порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями, а также  объемом и содержанием этих полномочий"1. Изменения, затрагивающие статус ЦБ РФ, вносятся соответствующим законом о поправке к Конституции РФ или на уровне федерального закона, но в последнем случае только когда это прямо предусмотрено ФЗ от 10.07.02 г.

Центральный Банк России (Банк России (далее– ЦБ РФ)) является ключевым элементом банковской системы страны и обладает особым правовым статусом, установленным  Конституцией РФ, ФЗ от 10.07.02 г.,  и конкретизирующимся в иных федеральных законах, включающем отраслевые статусы (конституционный, гражданско-правовой и банковский). Особенности правового статуса ЦБ РФ связаны с тем, что, с одной стороны, он выступает в качестве органа государственной власти, осуществляющего экономическую политику от лица государства, а с другой – является простым субъектом коммерческой деятельности. 

Конституцией РФ в ст. 75 закрепляется особый конституционный статус ЦБ РФ, его исключительное право на осуществление  денежной эмиссии, а также определена основная функция, осуществляемая независимо от иных органов государственной власти, – защита и обеспечение устойчивости рубля, достигаемая разработкой и проведением ЦБ РФ совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики,  основными инструментами  и методами которой, согласно ст. 35 ФЗ от 10.07.02 г., являются:

- процентные  ставки по операциям Банка  России;

- нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

- операции  на открытом рынке;

- рефинансирование  кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление  ориентиров роста денежной массы;

- прямые  количественные ограничения;

- эмиссия  облигаций от своего имени. 

Денежная  эмиссия – выпуск в обращение  наличных денег, выпускающихся в  форме банковских билетов (банкнот) и металлической монеты ЦБ РФ и, согласно ст. 30 ФЗ от 10.07.02 г., являющихся его безусловными обязательствами, которые обеспечиваются всеми его активами. В ст. 34  ФЗ от 10.07.02 г. в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения  установлен перечень и содержание функций, возлагаемых в связи с этим на ЦБ РФ.   Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Государственной Думой, с последующим официальным сообщением о выпуске и обращении банкнот и монет новых образцов, публикующемся  в средствах массовой информации, и, согласно ст. 29 ФЗ от 10.07.02 г.,  являются единственным законным средством платежа, обязательным к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, подделка и незаконное изготовление которых преследуются по закону.

Введение  на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются  (ст. 27 ФЗ от 10.07.02 г.). Денежными суррогатами  являются "денежные знаки, которые  не предусмотрены законодательством и вводятся отдельными предприятиями или организациями, а также гражданами самовольно"2.

Положение о независимости ЦБ РФ, закрепленное Конституцией РФ, конкретизируется абзацем 2  ст. 1 ФЗ от 10.07.02 г.: "Функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного управления". Конституцией и законодательством о ЦБ РФ определены пределы независимости Банка России и, осуществляя свою деятельность, преследуя законодательно закрепленные цели, ЦБ РФ необходимо  координировать свои действия и учитывать интересы как государства и общества в целом, так и других государственных органов.

Из положения ч. 2 ст. 75 Конституции  РФ следует, что ЦБ РФ является органом  государственной власти,  независимость  ЦБ РФ связана с его "включенностью" в систему разделения властей, положением в системе других государственных  органов. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ. Данный перечень носит исчерпывающий характер и, следовательно, согласно Конституции РФ ЦБ РФ – является органом государственной власти, который не входит в систему органов, осуществляющих государственную власть.

Частью 3 ст. 5 Конституции РФ закреплена единая система государственной  власти, п. "г" ст. 71 Конституции  закрепляет, что установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти находятся в ведении Российской Федерации. Из положений вышеуказанных статей Конституции РФ следует, что в единую систему органов государственной власти входят федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но ими не исчерпывается.

Поскольку согласно п. "ж" ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находится денежная эмиссия, которая осуществляется исключительно ЦБ РФ, постольку можно сделать вывод о том, что ЦБ РФ является органом государственной власти, осуществляющим одну из исключительных федеральных функций.

Следовательно, ЦБ РФ – это федеральный  орган государственной власти, не входящий в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляющий свои исключительные функции независимо от них.

 Однако некоторые авторы  считают, что ЦБ РФ не является  органом государственной власти,  а, является негосударственной организацией, осуществляющей, при этом, государственно-властные полномочия3.

В отличие от других федеральных  органов государственной власти ЦБ РФ является юридическим лицом (согласно 3 абзацу ст. 1 ФЗ от 10.07.02 г.), имеющим  уставный капитал (глава II ФЗ от 10.07.02 г.), соответствующие органы управления (глава III ФЗ от 10.07.02 г.), годовую финансовую отчетность (глава V ФЗ от 10.07.02 г.),  право на осуществление банковских операций и сделок (глава VIII ФЗ от 10.07.02 г.), ежегодно подвергающееся аудиторской проверке (глава XV ФЗ от 10.07.02 г.), платит налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ (Ч. 2 ст. 26 ФЗ от 10.07.02 г.).  Также ЦБ РФ является субъектом гражданских правоотношений, обладающим особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами.  Специфика ЦБ РФ состоит в отсутствии у него учредителей и этот термин не употребляется применительно к ЦБ РФ ни в одном законе. Также ЦБ РФ принадлежит право выдавать и отзывать лицензии и осуществлять банковский надзор, регулировать банковскую систему и банковскую деятельность, для чего ему законом делегированы властные полномочия.

Вышеперечисленные особенности статуса  ЦБ РФ связаны с необходимостью совершения сделок и операций, носящих коммерческий характер, для того, чтобы достичь цели своей деятельности. Например, осуществление купли-продажи иностранной валюты ЦБ РФ  осуществляется им не с целью получения прибыли, а для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России обладает властными полномочиями, также отношения между ЦБ РФ,  коммерческими банками и другими кредитными организациями строятся  по схеме власть-подчинение, и, следовательно, в этих отношениях отсутствует равенство сторон,   что не свойственно гражданскому праву.

Положения ст. 2 ФЗ от 10.07.02 г. устанавливают правовой режим имущества ЦБ РФ.   В соответствии с этими положениями уставный капитал ЦБ РФ и иное имущество являются федеральной собственностью, но при этом ЦБ РФ наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Правомочия (традиционная триада правомочий собственника по гражданскому праву) по владению, пользованию и распоряжению имуществом ЦБ РФ, включая золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком России независимо от других органов государственной власти, но не в своих интересах, а в интересах общества и государства. Только федеральным законом может быть предусмотрено изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ без его согласия.

Информация о работе Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации