Формы и виды финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение основных форм и видов финансового контроля.

В процессе я рассмотрела такие формы финансового контроля как: ревизия и проверка. И виды: в зависимости от времени проведения, в зависимости от субъектов и в зависимости от органов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие финансового контроля. 5
Глава 2. Формы финансового контроля. 13
2.1 Ревизия 13
2.2 Проверка 16
2.3 Банковский надзор
Глава 3. Виды финансового контроля. 18
3.1 В зависимости от времени проведения 18
3.2 В зависимости от субъектов 21
3.3 В зависимости от органов 22
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 42
Судебная практика

Работа состоит из  1 файл

курсовая фп.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

В сферу финансово-правового воздействия включаются деятельность уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере обязательного аудита.

Нормами финансового  права регулируются отношения по обязательному аудиту, целью которого выступает проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно действующему законодательству обязательному аудированию подлежат: государственные внебюджетные фонды, доходными источниками которых являются обязательные отчисления физических и юридических лиц; государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в пятьсот тысяч раз минимальные размеры оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в двести тысяч раз минимальный размер оплаты труда. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены на основании соответствующего закона субъекта РФ.

Необходимость обязательного аудита обусловлена  спецификой организационно-правовой формы  проверяемых лиц, характером их функций  либо большим объемом выручки  от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т. е. такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц. В конечном счете обязательный аудит проводится в целях защиты прав и законных интересов всех субъектов финансового права, а также обеспечения экономической безопасности государства.

Отношения, складывающиеся в связи с назначением и  проведением обязательной аудиторской  проверки, носят имущественный и публично-правовой характер. Организация, осуществляющая такую проверку, действует на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и выступает в качестве независимой контрольно-ревизионной инстанции, уполномоченной государством на совершение обязательного аудита. Обязательный аудит назначается по инициативе государства, выраженной в законодательной форме, поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью, обременением публично-правового характера.

Обязательный  аудит представляет собой завершающую стадию в системе официального бухгалтерского учета и является независимым официальным контролем за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правовое регулирование  обязательного аудита сочетает гражданско-правовые и финансово-правовые формы. Выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т. е. опосредуются частноправовой формой. Вместе с тем по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства в целом, т. е. выражает публичный интерес.

Обязательный  аудит проводится только аудиторскими организациями. Федеральным законом  «Об аудиторской деятельности»  установлено требование открытого конкурсного отбора аудиторской организации, имеющей право проверять организации с долей государства (субъекта РФ) в уставном (складочном) капитале не менее 25%. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

Аудиторская проверка осуществляется на основании возмездного и срочного договора, заключаемого между подконтрольным и контролирующим субъектами. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за нарушение договора.

По результатам  аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным  документом и выражающее в установленной  форме мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного  субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

Общественный  финансовый контроль обусловлен правом граждан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»16 общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализации прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть отчеты об исполнении бюджетов, публикующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законодательных ограничений — аудиторские отчеты и заключение; деятельность различных фондов, использующих или распределяющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей и т. д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финансовой политики, а также делает публичную финансовую деятельность более прозрачной.

Среди общественных объединений выделяются те, для которых  деятельность в финансово-контрольной  сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и  т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»17 определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуществления контроля за деятельностью на финансовом и фондовом рынках России.

Специфический характер правоотношений, складывающийся в процессе финансово-контрольной  деятельности государства, предполагает наличие у проверяющих субъектов  соответствующих экономико-правовых знаний и реальных возможностей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом Президента РФ образован федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителями которой являются федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффективной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.

Учитывая особенности общественного финансового контроля (цели, способы проведения, меры воздействия на правонарушителей и др.), правильнее было бы называть его мониторингом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Контроль - это  одна из функций управления, т.к. любой  вид  управления

невозможен без  контроля. Просто немыслимо никакое  управление  без  проверки выполнения  принятых  решений,  установленных  требований.  И   тем более  немыслимо никакое управление капиталом  без текущего и последующего контроля за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций и без проверок и анализов бухгалтерской отчетности.

Финансовый контроль - система наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

Задачей данной курсовой работы было рассмотреть формы  и виды финансового контроля. Рассмотрев их можно сделать следующие выводы:

  1. По формам финансовый контроль подразделяется на:

- ревизию (основная форма) – контрольное мероприятие, полностью охватывает все стороны деятельности ревизуемого лица и лиц, материально ответственных;

- проверку - проверяется 1 сторона деятельности (налоговая проверка).

2. По видам  финансовый контроль можно различать в зависимости от:

- времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий;

- субъектов выделяют обязательный и инициативный вид финансового контроля;

- в зависимости от органов выделяют:

  • контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;
  • контроль Президента РФ;
  • контроль органов исполнительной власти общей компетенции;
  • контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;
  • аудиторский контроль;
  • общественный контроль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации"

(принята всенародным  голосованием 12.12.1993)

(с учетом  поправок, внесенных Законами РФ  о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.09.2010)

3. Указ Президента  РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении  Положения о Контрольном управлении  Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395

4. Указ Президента  РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112

5. Постановление  Правительства РФ от 7 апреля 2004 г.  № 185 «Вопросы Министерства финансов  Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478

6. Лимская Декларация  руководящих принципов контроля (принята ИНТОСАИ в октябре  1977 г.)

7. Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ  «О страховании вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 52. Ч. I. Ст. 5029

8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) 

Учебная и художественная литература:

  1. Финансовое  право России.  Крохина Ю.А.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. — 720 с. 
  1. Финансовое  право: федеральный и региональный аспекты. Комплекс учебно-методических пособий / Под ред. Я. И. Химичевой. М., 2001. С. 673; Карасева М. В., Крохина Ю. А. Финансовое право. М., 2001. С. 55
  1. Цыпкин  С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983; Савин А. Ю. Финансовое право. М., 1997
  2. Хутыз M. X., Сергейко П. Н. Энциклопедия права. М., 1995. С. 120-121
  3. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.. 2000. С. 111 — 160
  4. Финансовое право.  Мальцев В.А. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. — 256 с
  5. Варфоломеева  Ю.А. "Правовые основы финансового контроля"//"Финансовое право", 2005, N 12
  6. Васильев А.А. Перспективы развития финансового контроля Счетной палаты Российской Федерации // Финансовое право. 2004. N 1. С. 15.
  7. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. М., 2005. С. 19.
  8. Головин   К. "Контрольно-счетные органы иностранных государств"//"Финансовое право", 2006, N 7
  9. Степашин  "Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее"//"Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение №1

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области.

Информация о работе Формы и виды финансового контроля