Виды и формы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:48, реферат

Описание

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение.
1.Виды и формы государственного финансового контроля.
2.Обязанности и полномочия Счетной палаты.
3.Контроль финансов со стороны Президента РФ.
4. Контроль финансов со стороны Правительства РФ.
5.Задачи и функции Министерства финансов.
6.Задачи и права органов Казначейства.
7.Права и обязанности налоговых органов.
8. Контроль финансов со стороны Банка России.
9.Пути повышения качества государственного финансового контроля.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по финансам.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение.

1.Виды и формы государственного финансового контроля.

2.Обязанности  и полномочия Счетной  палаты.

3.Контроль  финансов со стороны  Президента РФ.

4. Контроль финансов  со стороны Правительства  РФ.

5.Задачи  и функции Министерства финансов.

6.Задачи  и права органов  Казначейства.

7.Права  и обязанности  налоговых органов.

8. Контроль финансов  со стороны Банка  России.

9.Пути  повышения качества  государственного  финансового контроля.

Заключение.

Список  используемой литературы 

 

      Введение 

      В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

      Ни  одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

      Задачи  данной работы — рассмотрение понятия  государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также  рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Виды  и формы государственного  финансового контроля. 

      Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

      В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

    1. Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;
    2. Негосударственный финансовый контроль:
      • внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;
      • аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;
      • гражданский финансовый контроль;
      • общественный финансовый контроль;
      • правовой финансовый контроль;
      • страховой финансовый контроль, и другие виды.

      Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

      Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти.

      По  времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате  неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

      Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Обязанности  и полномочия Счетной  палаты.  

     К основным обязанностям Счетной палаты относятся:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

     - оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

     - финансовые экспертизы проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

     - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

     - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

     Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

  • на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации,
  • на федеральные внебюджетные фонды,
  • на органы местного самоуправления,
  • на предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности (если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества);
  • на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

     Счетная палата вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

     По  результатам проведенных проверок Счетная палата направляет органам  государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

     В случаях выявления нарушений  в хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Контроль  финансов со стороны  Президента РФ. 

Контроль  финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г.

    Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Информация о работе Виды и формы государственного финансового контроля