Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Целью данной контрольной работы является рассмотрение языческих представлений древнерусского человека. Задачи:

выявить особенности погребального обряда древних русичей;
перечислить богов, святилища и идолы древнерусского пантеона;
описать игрища и календарь Древней Руси;
дать определение ключевому понятию в любом сознании – дом, таким, каким оно являлось для древнего русича.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Вселенная Древней Руси……………………………………………………….5

§1. Погребальная обрядность………………………………………………..7

§2. Боги древних славян……………………………………………………….9

§3. Святилища, идолы и игрища…………………………………………….13

§4. Календарь…………………………………………………………………..16

§5. Дом в системе языческой картины мира………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Язычество Древней руси.docx

— 55.79 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

             Контрольная работа

По  дисциплине: «История отечественной культуры»

На  тему: «Язычество Древней Руси»

                                                                                           

  

                                                                           

                                                                            

                                             
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Вселенная Древней Руси……………………………………………………….5

§1. Погребальная обрядность………………………………………………..7

§2. Боги древних славян……………………………………………………….9

§3. Святилища, идолы и игрища…………………………………………….13

§4. Календарь…………………………………………………………………..16

§5. Дом в системе языческой картины мира………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список  использованной литературы………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Времена, когда на территории нашего государства  господствовало язычество, миновали тысячу лет назад. Между тем, эта тема трогает умы многих и многих исследователей. Казалось бы, откуда такой интерес? Прежде всего, думается мне, правы те философы и поэты, которые считают русского человека полухристианином. Действительно, в нашей повседневной жизни огромное количество наследия тех темных веков истории нашего народа, когда религия Нового Завета еще не распространилась на Руси. Это – и празднование Нового года с его главным героем – Дедом Морозом (прототип которого – языческое божество), и Масленица, и даже Пасха, не говоря уже о таких в большей степени народных празднествах, как день Ивана Купалы или день Ильи-пророка.

       С принятием христианства в 988 году произошел  удивительный феномен. Языческие представления не исчезли совсем, они будто ушли вглубь официального православного самосознания. Православие на протяжении многих веков борется с так называемым суеверием – тьфу-тьфу, через левое плечо; оставить домовому крошки на столе и т.д., и не может его победить. Языческое мировоззрение стало частью менталитета русского человека. Как представляет русский человек Родину? Березы, поле, речка. Это – часть того, старого представления о своей ойкумене. Какие черты называют иностранцы определяющими в их сознании «русскость»? Удаль, размах, «раззудись, плечо». Кто такой русский в представлении иностранцев? Двухметровый детина, косая сажень в плечах, тот, кто с одинаковым жаром сражается, любит и участвует в дружеской пирушке, этакий Алеша Попович. А кто на самом деле русский богатырь этимологически? Это – бывший бог языческого пантеона, Перун или Род. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы. Языческие представления и по сей день во многом определяют стереотипы поведения окружающих нас людей, а значит, без понимания их сути невозможно и понимание своего места в мире, глубинных причин тех или иных поступков и мыслей.

       Целью данной контрольной работы является рассмотрение языческих представлений древнерусского человека. Задачи:

    1. выявить особенности погребального обряда древних русичей;
    2. перечислить богов, святилища и идолы древнерусского пантеона;
    3. описать игрища и календарь Древней Руси;
    4. дать определение ключевому понятию в любом сознании – дом, таким, каким оно являлось для древнего русича.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вселенная Древней Руси

       Прежде  чем приступить непосредственно  к описанию языческих верований  Древней Руси, необходимо, на мой  взгляд, дать краткую характеристику общего исторического фона.

       Итак, до 988 года на Руси господствовало язычество. Согласно устоявшейся в исследовательского литературе исторической традиции, язычество  свойственно примитивным обществам, еще не вышедшим полностью из-под  опеки природы. Представитель такого общества чувствовал себя частью окружающего  мира, а не чем-то отдельным. Знаменитое выражение «человек – царь природы» древние люди просто бы не поняли. Противопоставление «я – природа» появляется много позже и означает, что человек начал осмысливать себя как некую инородную часть природного тела.

       Первоначальная  история славян полна неясностей и темных пятен. Считается, что прародителями  славян были венеды, когда-то обитавшие  в Придунавье. Позже из этой племенной  общности выделились древляне, дряговичи, вятичи и другие славянские племена.

       Археологические данные и некоторые письменные источники (которых очень немного) свидетельствуют, что основным видом хозяйственной деятельности у восточных славян было пашенное земледелие, при котором многократно использовались уже освоенные площади, а их расширение позволяло практиковать двух- и трёхпольную систему севооборота. При таком способе хозяйствования его результат зависел, прежде всего, от погоды. То есть, в конечном счете – от природы.

       Земледелие  сочеталось с животноводством. Домашние животные давали не только продукты питания, но и рабочей силой для обработки  земли, транспортным средством, сырьём для ремесленников. Домашние животные, как и пашня, требовали немалых  забот, связанных с их выращиванием, сохранением от болезней и хищников. В результате в обоих случаях требовалось благорасположение высших сил, то есть сил стоящих над человеком.

       Совершенствование приёмов и повышение эффективности  хозяйствования являлись и предпосылкой, результатом его специализации, выделение ремёсел, торговли, а в  духовной сфере - организации религиозно-культовой  практики.

       Из  произведений византийских писателей  можно узнать, что славяне управлялись не одним человеком, а общим сбором – вече. Они жили семействами. Например, Маврикий Стратег писал: «Любили они [славяне] более всего свободу необузданную; одна власть старейшин управляла общинами; иного господства они не терпели. В обстоятельствах важных, когда неприятель грозил опустошением их стране или сами они задумывали грабить соседей, многие семейства соединялись для совета и решали дело по приговору старейшин. Но и здесь славян всегда отличало неукротимое своевольство: редкое совещание оканчивалось мирно; мечи обыкновенно решали их споры. Вождь, указывавший путь в землю неприятельскую, мог приобрести их доверенность и повиновение только личной храбростью или особенным искусством и редко имел силу обуздать своих товарищей в бою. Они сражались, где и как хотели: каждый славянин всегда бросался прямо в середину врагов, и, несмотря на долговременное искусство, византийские легионы часто обращались в бегство»1.

       Таким образом, даже беглый взгляд на состояние  древнеславянского общества позволяет  увидеть, насколько люди в то время  зависели от милостей природы, и понять чувства трепета и даже священного ужаса древнего славянина перед  стихиями.

§1. Погребальная обрядность

       Традиционно показателями уровня развития того или  иного общества среди историков  считаются погребальные обряды. Также  по ним судят об особенностях мировоззрения  членов изучаемого общества.

       Перелом в воззрениях древнего славянина  произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах2.

       Скорченные  погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому. Скорченность трупов сохраняется до рубежа бронзового века и железного.

       На  смену скорченности приходит новая  форма погребения: покойников хоронят  в вытянутом положении. Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов.

       В реальных археологических следах погребального  обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации3, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно, содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо, оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.

         Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

         Горшки и миски с едой – самые обычные вещи в славянских языческих курганах. Горшок для приготовления еды из первых плодов нередко считался священным предметом. Горшок, как символ блага, сытости, восходит, по всей вероятности, к весьма древним временам, примерно к земледельческому неолиту, когда впервые появляется земледелие и глиняная посуда.

       Наиболее  близкими к взаимосвязи священного горшка для первых плодов с урной для захоронения праха являются антропоморфные сосуды-печки. Сосуды-печки представляют собой небольшой горшок упрощённой формы, к которому приделывается цилиндрический или усечённо-конический поддон-печь с несколькими круглыми дымовыми отверстиями и большим арочным проёмом внизу для топки лучинами или углями.

       Связывающим звеном между богом неба, богом  плодоносных туч и кремированными предками, души которых теперь не воплощаются в живые существа на земле, а пребывают в небе, явился тот горшок, в котором уже много сотен лет первобытные земледельцы варили первые плоды и специальным празднеством благодарили бога неба.

       Обряд трупосожжения появляется почти  одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется современными исследователями так: складывали погребальный костёр, на него «възложаху» мертвеца и это похоронное действо сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы. Когда зажигали огонь, то пылающая ограда своим пламенем и дымом закрывала от участников церемонии процесс сгорания трупа внутри ограды.

       Возможно, что именно такое возведение погребальной «громады дров» правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».

       У восточных славян большой интерес  с точки зрения языческих верований представляет сожжение вместе с покойником животных как домашних, так и диких.

       Обычай  хоронить в домовинах (позже домовины превратились в гробы), или, точнее, воздвигать домовины над христианскими могилами, дожил в земле древних вятичей до начала XX в. 

§2. Боги древних славян

       С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Многое в культе славян заимствовано у восточных соседних кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни.

         Несколько столетий одним из самых почитаемых на  Руси был Дажь-бог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как Щедрый бог. Символ – Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Информация о работе Язычество Древней Руси