Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание

В работе раскрываются ответы на 3 вопроса по дисциплине "Культурология"

Содержание

1. Геополитические характеристики русской культуры.
2. Происхождение славян.
3. Славян - русское язычество.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 23.65 Кб (Скачать документ)

Тема:  Язычество  Древней Руси и его роль в русской  культуре. 

  1. Геополитические характеристики русской культуры.
  2. Происхождение славян.
  3. Славян - русское язычество.
 

Ответы на вопросы: 

Ответ на вопрос №1. 

    Большое влияние на формирование отечественной  культуры оказал геополитический фактор - срединное положение России между  цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, то есть возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.                                       
     Россия - это целый континент, занимающий огромные пространства Восточной Европы и Азии. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. По выражению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и противоборства восточных и западных элементов.   
     Другой мыслитель Серебряного века - Г. Плеханов - столкновение Востока и Запада в русской культуре представлял по-иному. В России, полагал он, идут "два процесса, параллельных один другому, но направленных в разные стороны", это:

  • с одной стороны, европеизация высшего культурного слоя, весьма тонкого,
  • с другой - углубление "азиатского способа производства" и усиление "восточной деспотии".

    Именно  поэтому, по его мнению, происходит глубокий "разрыв между народом  и более или менее просвещенным обществом". Таким образом, русский  Восток-Запад противопоставляет, даже разрывает два мира. 
     Многогранные культурные связи Древней Руси с зарубежными странами уже у истоков ее государственности складывались по-разному и различались по глубине и степени их интенсивности. В возникновении древнерусской культуры, несомненно, решающую роль сыграли собственная языческая культура, Византия и Скандинавия.

    Ответ на вопрос №2

    Предки  славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие  по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали  славяне. Позднее в славянском массиве  возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.

    Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства (полито генез) у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессистемным.

    В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселяясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

    Территориально  союзы племен восточных славян расселились  следующим образом:

               1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья; 
               2) волыняне и бужены, заселили западную оконечность Русской равнины; 
               3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины; 
               4) уличи и тиверцы поселились на юге; 
               5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону; 
                6) ильмените - славяне размещались в северо-западных регионах.

    Почти до самого конца IX столетия у восточных  славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.

    У восточных славян действовала примитивная форма демократии:

                 1)   все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах); 
                 2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».

    Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

    Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге). 

    Ответ на вопрос №3.

    а) Классификация и общие сведения

    “Язычество” , как известно, — крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или до мусульманская религия татар.

    Славяно-русскую  часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных  представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

    Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

    Сопоставляя фольклорные данные с надежными  хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление  железа, время постройки первых укреплений и т.п.) , можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

    В самом начале 12 в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского  язычества, разделив его на четыре стадии:

    1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

    2. Культ земледельческих небесных  божеств "Рода и рожаниц". Исторически две роженицы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

    3. Культ Перуна, являвшегося в древности  богом грозы, молний и грома,  а в дальнейшем ставшего божеством  войны и покровителем воинов  и князей. При создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном  культе 10 в. 

    4. После принятия христианства  в 988 г. язычество продолжало  существовать, отодвинувшись на "Украины"  государства. 

    Праславянское общество 6 - 4 вв. до н.э., занимавшее восточную  половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С  этой эпохи, называемой скифской, начинается полутора тысячелетний период, завершающийся  созданием феодального государства  Киевской Руси. Целостность обозначенного  периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов-кочевников (3 в. до н.э.) и вторжением гуннов (4 в. н.э.) . Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных обще племенных "соборах", "собраниях".

    Этот  ежегодный праздник устраивался  в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда  же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся навсегда.  
 

Информация о работе Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре