Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:53, доклад

Описание

Во второй половине XII в. языческий элемент сказывался еще в полной мере. Парадный золотой убор киевских княгинь был отражением и воспроизведением макрокосма в микрокосме личной одежды и украшений. Архитектурный декор содержит ряд композиций завуалированно-языческого содержания (Дмитровский собор Владимира). Наличие явно языческих сцен, связанных с русалиями, на украшениях княгинь свидетельствует об участии представителей социальных верхов в языческих обрядах.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Язычество Древней Руси 

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с

 языческой  системой, нередко противостоящей  проникновению

 христианства. В Киевской Руси IX -- X вв. сложилось  влиятельное

 сословие  жрецов ("волхвов"), руководившее  обрядами, сохранявшее

 давнюю мифологию  и разрабатывавшее продуманную

 аграрно-заклинательную  символику.

 

Во второй половине XII в. языческий элемент сказывался еще в полной мере. Парадный золотой убор киевских княгинь был отражением и воспроизведением макрокосма в микрокосме личной одежды и украшений. Архитектурный декор содержит ряд композиций завуалированно-языческого содержания (Дмитровский собор Владимира). Наличие явно языческих сцен, связанных с русалиями, на украшениях княгинь свидетельствует об участии представителей социальных верхов в языческих обрядах.

 

В середине II тысячелетия  до н. э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой  полосе от Одера до Днепра. Их религиозные  представления вписываются в общую схему первобытных земледельческих племен. 

В самом начале XII в. русский писатель, современник  Владимира Мономаха, дал интереснейшую  периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - дуалистический  анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2.      Культ земледельческих небесных  божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют  Роду; это были богини плодовитости  всего живого.

3.      Культ Перуна, являвшегося в древности  богом грозы, молний и грома,  а в дальнейшем ставшего божеством  войны и покровителем воинов  и князей. При создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном  культе Х в.

4. После принятия  христианства в 988 г. язычество  продолжало существовать, отодвинувшись  на "украины" государства.

С этой суммой основных религиозных представлений, праславяне бронзового века и вступают в высшую фазу первобытности. В этот новый  период своего исторического бытия славянский мир пришел с богатым языческим наследием, накапливавшимся на протяжении многих тысячелетий первобытности. 

"Сколотско-славянский" период (V-VI в. н. э.) в религиозном  отношении характеризуется возникновением  огромных святилищ на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях", "событиях".  

К началу этого  периода относится смена славянской религиозной терминологии: вместо вариантов  индоевропейского "деус" (в славянских "див", "дый") появляется под скифским влиянием новое обозначение - "бог", удержавшееся навсегда, Очевидно, к этому же времени относится появление у праславян таких наименований божеств, как Стрибог, вместо архаичного Сварога, Дажьбог и явно иранский Хорс. 

При князьях  Игоре, Святославе и Владимире язычество  стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные... обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Обновленное язычество формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

      ХРИСТИАНСТВО ЯЗЫЧЕСТВО
Бог-отец, творец мира  Стрибог -"бог-отец" (он же Сварог, т.е. "Небесный")
Бог-сын, Иисус Христос  Дажьбог -бог-сын  небесного бога Сварога (ему придан Хорс, бог светила Солнца)
Бог дух  святой Крылатые фантастические животные - птицы (Се-маргл, грифор-Див)
Женское божество - богородица Мария Богиня плодородия Макошь

Жрецы, придумавшие  новый пантеон, пытались уменьшить внешнее различие между язычеством и христианством. Жреческое сословие в Древней Руси, его роль и значение в языческом государстве были очень велики... Группы жрецов-волхвов должны были руководить процессом языческого богослужения, осуществлять гадания и производить жертвоприношения. Они составляли мудрые календари хранили в памяти мифы.  

Общим названием  жрецов было "волхвы" или "волшебники", но в составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители", т.е., которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины; церковники признавалиих врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним. Существовали "волхвы-хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы, "потворы". Интереснейший разряд волхвов составляли волхвы-окощюнники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. 

Ко времени  принятия христианства в конце 980-х  гг. греческое духовенство застало  на Руси государственную языческую  религию города... Языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Информация о работе Язычество Древней Руси