Японо-Китайская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать комплекс проблем (военных, дипломатических, политических, экономических), связанных с японо-китайской войной 1894 – 1895 гг.
Для этого поставлены следующие задачи:
1) выявить предпосылки конфликта;
2) охарактеризовать соотношение сил;
3) проследить ход военных действий;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины и предпосылки военного конфликта 1894 – 1895 гг. …. 7
Глава 2. Обстановка перед войной ……………………………………….... 14
Глава 3. Соотношение сил сторон …………………………………………. 19
Глава 3. Ход военных действий ……………………………………………. 17
Глава 4. Итоги войны ……………………………………………………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 52
Список источников и литературы …………………………………………. 53
Примечания ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Китайская война 1894-1895 годов.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

         Японцы продолжали описывать круги вокруг китайцев, держась от них на дистанции в 2 000 – 3 000 метров и обстреливая их. Через полтора часа после начала боя, китайские броненосцы расстреляли весь свой запас гранат. Несмотря на то, что их команда не видела никакого эффекта от стрельбы этими гранатами, на то, что все надстройки были буквально изрешетены снарядами, и на ряд пожаров, они все еще продолжали сопротивление.

         Вскоре Ито пришел к заключению, что дальнейший обстрел  китайских броненосцев ни к чему не ведет, и преследовал их только издали, когда они около 5 часов начали медленно удаляться к западу. Наконец Ито изменил курс к югу, находясь все время настороже против возможных атак двух уцелевших китайских миноносцев, находившихся к северу от места сражения.

         Тин собрал остатки китайской эскадры в Порт-Артуре. Ито вернулся утром 18 сентября на место сражения, где одно из его судов добило минными выстрелами маленький китайский крейсер.

         Китайцы потеряли 2 больших  и 3 малых крейсера, японский флот —  ни одного из своих судов. У китайцев все суда имели серьезные повреждения. Оба броненосца имели 120 и 200 пробоин, но в броню снаряды проникли только на 3 дюйма, «Чин-Иен» пришел с дифферентом на нос в 3 фута. У японцев оказались выведенными из строя флагманский крейсер, броненосец береговой обороны, канонерки, транспорт и несколько других судов получили более или менее тяжелые повреждения.

         На 7 остальных кораблях китайцы потеряли 36 человек убитыми  и 90 ранеными, японцы — 94 убитыми и 160 ранеными. Из этого числа на 360 человек команды флагманского корабля приходилось 37 убитых и 41 раненый, т. е. 26%.

         Это сражение, называвшееся раньше сражением при Ялу (хотя устье  Ялу лежит в 80 милях от места  боя), было первым, кроме Лиссы, сражением  больших эскадр в открытом море после  Трафальгара.

         Как Лисса дала новый  строй — клин Тегетгофа, так и  это сражение — ломаный строй  фронта Тина, с той только разницей, что первый из них бесспорно остался  победителем. Про Тина нельзя сказать  того же. Правда, Ито сначала отступил и предоставил противнику поле действий, после того как уже выполнил свою главную задачу — высадку войск.

         Но китайцы потерпели  значительно больший материальный убыток, а с ним и моральное  поражение; стратегический же успех  был целиком на стороне японцев, тем более что Тин на следующий день скрылся с остатками своих сил в гавань Порт-Артура и предоставил таким образом Ито не только поле сражения, но и господство над всем морем. Сравнительно со смелым наступлением Тегетгофа и его слабыми силами Ито действовал очень осторожно и использовал в артиллерийском бою на данных дистанциях свое преимущество в ходе, большее и лучшее вооружение своих судов и хорошую военно-морскую подготовку своих команд.

         Важнейшим последствием этого сражения оказалось то, что  господство на море всецело перешло  в руки японцев. Суда Тина оставались в защищенной гавани Порт-Артура и ремонтировались крайне медленно при наличии только одного дока.

         24 октября японские  войска форсировали реку Ялу  и вторглись в пределы Манчжурии.  Одновременно на Ляодунском полуострове  началась высадка специально сформированной 2-й армии (25 000 человек) под командованием маршала Ояма. Высадка войск на берег продолжалась в течение 12 дней без какого-либо сопротивления китайцев. Вскоре был захвачен Ляодунский полуостров и ряд городов в Южной Манчжурии.  
25 октября части 1-й японской армии под командованием фельдмаршала Ям агата форсировали Ялу, и маршал Ояма высадился со второй армией в 40 000 человек в 40 милях к северо-востоку от Порт-Артура, занял 7 ноября Талиенван и подступил к Порт-Артуру.

         26 октября японцы  заняли Цзюляньчен и Аньдун.  
29 октября войска 1 -и армии заняли Фынхуанчен, оставленный к и тайнами без боя. 6 ноября японские войска взяли город Цзиньчжоу. Японский флот атаковал Порт-Артур.

         7 ноября японцы  без боя заняли Далянь. 15 ноября войска 1-й армии заняли Дагушань. 21 ноября японцы начали атаку этой крепости одновременно с моря и с берега и взяли ее на следующий день штурмом, потеряв всего только 300 человек. Вместе с крепостью они взяли большое количество военных материалов, 220 орудий, несколько миноносцев и транспортов и, наконец, 50 000 т угля.28

         22 ноября в руки  японцев перешел важнейший стратегический  пункт – недавно построенная  крепость Порт-Артур (Люшунькоу). Произошло это благодаря предательству  коменданта и ряда офицеров. Китайская эскадра еще до начала блокады ушла в Вей-Хай-Вей и не оказала поддержки войскам, оборонявшим крепость. 26 ноября Ояма отправил уже некоторые части войск на северо-восток на соединение с маршалом Ямагатой, разбившим китайцев 26 октября в ожесточенном сражении на Ялу. Этот последний двинулся с большей частью своих сил в Манчжурию, отправив небольшую часть войск на юго-запад.

         Тем временем японцы сформировали третью армию для действий против Вейхавэя; в начале она уже  была готова к посадке на суд в Хиросиме, но ее временно задержали в Японии. Весной предполагалось совместное с другими армиями наступление на Пекин, вокруг Печилийского залива. В течение зимы японцы исправили все повреждения укреплений Порт-Артура, избранного ими главным опорным пунктом для флота и базой для дальнейших операций.29

         Наступившая зима прервала операции на севере Кореи, но лишь на короткое время. Великолепно снаряженная  японская армия совершила при  очень трудных условиях переход  через горные хребты и подошла  в конце 1894 года, после ряда жарких боев, к Ньючвану на реке Ляохэ. В середине января I-ая и II-ая армия японцев соединились. В это же время наступил перерыв в военных действиях, вызванный сильными морозами.

         Японцам это пришлось кстати, так как им надо было ожидать  прибытия подкреплений для пополнения убыли от развившихся в армии болезней. Кроме того, им надо было озаботиться об обеспечении тыловых сообщений по сухому пути с Кореей, так как северо-восточная часть Печилийского залива была покрыта льдом и флот не мог содействовать армии.

         Япония продолжала энергично и усиленно готовиться к дальнейшим действиям, в Китае же наступила такая растерянность и упадок энергии, что он начал переговоры о мире, не приведшие однако ни к какому результату. Было также сделано несколько предложений о посредничестве со стороны европейских держав. Лица, стоявшие во главе японского правительства рассуждали совершенно правильно, считая необходимым, достичь дальнейших успехов в возможно краткий срок. Новым театром военных действий избрали провинцию Шантун с Вейхавэем, куда и решили отправить находившуюся с начала ноября в Хиросиме третью армию.30

         Эта операция должна была окончательно обеспечить господство на море путем уничтожения находившейся в Вейхавэе китайской Северной эскадры  и сделать возможной безопасную перевозку войск морем. Высадить третью армию в зимнее время в Манчжурии, не представлялось возможным, а оставлять ее еще дольше в бездействии — было нецелесообразно; энергичный же новый натиск на Китай, склонный уже к уступкам, казался весьма своевременным и уместным — последнее также для устранения возможного вмешательства других держав.

         Уничтожение же последних  морских сил Китая обеспечивало к весне вполне безопасную перевозку  войск и припасов. В крайнем  случае эти суда могли при взятии Вейхавэя прорваться на юге и создать себе там, где-то далеко, новый опорный пункт.

         Укрепленный город  Вейхавэй лежит недалеко от мыса Шантун, приблизительно в 30 милях от того места, где суда, идущие из Печилийского залива, меняют свой курс с юго-восточного на южный. К западу от Вейхавэя лежит открытый для иностранцев порт провинции Шантун-Чифу. Вейхавэй и Порт-Артур преграждают в известной степени доступ к другим северным портам: Таку, Танцзину и Ньючвану. Вейхавэйская бухта, открытая с северо-востока, защищена с востока островами Лиукунгтау и Ятау и может служить стоянкой для довольно большого флота, несмотря на имеющиеся на рейде отмели. Город, небольшая верфь и минные склады находились в западной части бухты. На обоих островах и на соседних мысах были сильные укрепления, лежавшие на высоком берегу и возвышавшиеся до 100 метров над уровнем моря. На острове Лиукунгтау находились морской арсенал, угольные склады и другие подобные сооружения.

         Форты и батареи, расположенные по три у каждого  входа и на большом острове были все вполне современной постройки и хорошо вооружены. Слабой стороной их был тыл, обращенный к берегу. На обоих полуостровах имелось еще несколько батарей, защищавших сухопутный фронт. Вооружение батарей состояло из 55 орудий, по большей части вполне современной конструкции. Оба входа в гавань защищались заграждениями и 1-2 рядами мин. Главные заграждения по обе стороны острова Ятау и в северо-восточном входе были сделаны из трех стальных перлиней, поддерживаемых бревнами; вся эта система стояла на надежных якорях. Заграждения эти защищались особыми кинжальными батареями из скорострельных пушек. На возвышенных местах побережья были установлены электрические прожекторы.

         Гарнизон Вейхавэя состоял из 11 000 человек, только половинное число этих войск было мобилизовано. В Чифу стояло 2 000, а далее к востоку 7 000 человек. Под защитой фортов стоял флот Тина, состоявший из 8 броненосцев и крейсеров, 7 канонерок и 11 миноносцев.

         К высадке у Вейхавэя предназначалась III армия и одна из бригад II армии. Эта последняя частью продвинулась к Ньючвану на поддержку I армии, частью осталась для охраны Порт-Артура. Руководство всей операцией было возложено на маршала графа Ояму. III армия должна была высадиться к западу от Вейхавэя, а бригада II армии южнее мыса Шантун, т. е. восточнее города.

         Атаку Вейхавэя предполагалось начать совместно с флотом. Укрепления на берегу Ояма собирался взять с  тыла. Главные силы флота предназначались  для охраны конвоя из 35 транспортов, а летучей эскадре поручалось отвлечь внимание противника от перевозки войск набегами на побережье Печилийского залива. 18 и 19 января летучая эскадра бомбардировала укрепления у Тетчау-фу к югу от островов Мятау и заняла этот город. Чифу пощадили из внимания к нейтральным государствами. Тем временем III армия собралась у Талиенвана и отправилась оттуда тремя эшелонами на 50 транспортах 19-го, 20 и 21 января. Переход совершили в очень свежую погоду и при морозе в 20°. Утром 20 января III армия высадилась после непродолжительного боя у Шунчена, а бригада II армии к западу от Вейхавэя. Обеим частям пришлось еще сделать переход в 50 километров по бедной дорогами местности, стоивший много усилий, несмотря на то, что снег подмерз и этим немного облегчалось движение по нему. Флот к этому времени уже установил блокаду порта.

         29 января 25 000 японцев  обложили восточные укрепления. Атака их была назначена на 30-е число. 30 января японцы подготовили  штурм сильной бомбардировкой  с моря и с берега. Затем  уже войска и десантные отряды  флота пошли на приступ и  взяли сперва самый высокий береговой форт, а за ним и форты у юго-западного входа. Во время штурма японцы особенно страдали от огня китайских судов и укреплений на островах. Китайские суда обстреливали особенно ожесточенно занятые японцами батареи, на что эти последние отвечали из взятых ими орудий. Снежный шторм, доходивший уже до силы урагана, приостановил дальнейшее наступление и только летучая эскадра осталась перед входом на рейд.

         2 февраля японцы  возобновили штурм и заняли  в этот день некоторые китайские форты на северо-западе и самый город. В течение следующих дней японцы бомбардировали китайские суда и форты на островах с моря и с занятых ими укреплений. Во время этой бомбардировки японский флот довольно сильно пострадал от огня китайских судов; огонь же фортов не имел такого успеха, так как они стреляли неснаряженными гранатами.

         В ночь с 3 на 4-ое февраля  японцам удалось пробить брешь  в заграждении, а на следующую  ночь две дивизии по 15 миноносцев сделали попытку проникнуть на рейд через восточный вход, между тем как третья дивизия охраняла северо-восточный выход. Миноносцам удалось пройти через заграждение и атаковать флот.

         Удачно выпущенными  минами японцы потопили большой броненосец «Тин-Иен»; гибель его в значительной мере помешала маневрированию других судов. Почти все миноносцы благополучно выбрались опять назад, хотя и с тяжелыми повреждениями; в один из них попало 46 снарядов. Несколько мин не удалось выпустить из обледеневших аппаратов. Один миноносец сел на мель, другой был настолько поврежден, что его пришлось бросить на рейде.

         5 февраля островные  батареи отвечали уже очень  слабо на сильный огонь неприятеля. Вечером того же дня 10 китайских  миноносцев попытались прорваться  из гавани, но 8 из них были загнаны  японским быстроходным крейсером «Иосино» к берегу и выбросились; впоследствии все они были взяты японской пехотой. Последние два миноносца ушли на запад, преследуемые крейсерами, и временно зашли в Чифу. Впоследствии они были взяты тем же «Иосино».

         В ночь с 5 на 6 февраля  японцы произвели новую минную атаку и на этот раз потопили еще два корабля и минный заградитель. Почти каждую ночь они производили такие атаки или посылали шлюпки для уничтожения заграждений, утомляя этим китайцев до крайности. Японцы потеряли в этих экспедициях 14 человек убитыми и 31 ранеными.

         Флот совместно  с береговыми батареями продолжал  ежедневные бомбардировки. При этом Ито очень заботился с сохранности  своих судов и держался на довольно больших дистанциях. Один из китайских  кораблей затонул, пробитый японским снарядами.

         12 февраля вспыхнул  мятеж среди гарнизона фортов  и судовых команд, после чего  Тин предложил сдаться при  условии свободного выхода. Ояма  и Ито согласились на это  предложение. Тин и восемь других  высокопоставленных офицеров покончили  с собой самоубийством; вступивший в командование англичанин согласился на все условия. На следующий день японский флот вошел в гавань и занял форты и суда (один броненосец, 3 крейсера и 6 канонерок); всего сдалось 3 100 человек морских команд и 2 000 — сухопутных войск. Китайцы потеряли всего более 1 000 человек, японцы — 600, в том числе 65 на судах.

Информация о работе Японо-Китайская война