Японо-Китайская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать комплекс проблем (военных, дипломатических, политических, экономических), связанных с японо-китайской войной 1894 – 1895 гг.
Для этого поставлены следующие задачи:
1) выявить предпосылки конфликта;
2) охарактеризовать соотношение сил;
3) проследить ход военных действий;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины и предпосылки военного конфликта 1894 – 1895 гг. …. 7
Глава 2. Обстановка перед войной ……………………………………….... 14
Глава 3. Соотношение сил сторон …………………………………………. 19
Глава 3. Ход военных действий ……………………………………………. 17
Глава 4. Итоги войны ……………………………………………………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 52
Список источников и литературы …………………………………………. 53
Примечания ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Китайская война 1894-1895 годов.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

         Как указывает А. Штенцель, Расстояния на этом театре войны были таковы:

         Таку – Порт-Артур   175 миль

         Порт-Артур – Вейхавэй   90 миль

         Вейхавэй – Чемульпо   220 миль

         Чемульпо – Сасебо    400 миль

         Сасебо – Фусан    140 миль20

         Берега Японии и Китая сближаются между Нагасаки и Шанхаем приблизительно до 350 миль. При таких обстоятельствах война с самого начала была возможна лишь при участии обоих флотов. Для высадки в большом масштабе в Ляодунском заливе была пригодна только местность у Кайпина-Инкоу. До половины марта у берегов полуострова находится лед; исключение составляет лишь южная оконечность его — Квантунский полуостров.

         На суше дела обстояли следующим образом: на всем театре войны  пути сообщения были в самом скверном состоянии, так что войскам приходилось опираться на флот для обеспечения своих тыловых сообщений. При этом на севере было очень мало стоянок, да и теми нельзя было пользоваться зимой из-за льда.

         Провинция Шин-Киан и ближайшие области не могли прокормить большой армии, так что ей пришлось бы везти с собой большую часть провианта. Размещение войск встречало так же немало затруднений в этих малонаселенных местностях, и даже летом большим войсковым частям приходилось строить себе помещения для жилья. Это последнее обстоятельство являлось немаловажным для не привыкших к морозам японцев.

         Отсутствие в Китае  сильной центральной власти было причиной того, что там стремление создать современные вооруженные  силы не имело того успеха, как в  Японии. Старой, еще существовавшей военной организации, мы здесь не будем касаться. Иначе обстояло дело с так называемой манчжурской армией, стоявшей на севере, а в главных городах, преимущественно в Пекине, в количестве 100 000 человек.21

         Главнокомандующим был энергичный губернатор Печилийской провинции – Ли Хун-Чан, сформировавший непосредственно подчиненные ему войска севера при помощи германских инструкторов. Эти войска находились в довольно хорошем состоянии и стояли в непосредственной соседстве со спорной областью – Кореей. Им не хватало только начальника, хороших офицеров и настоящей внутренней спайки. Материальная часть была поставлена вполне удовлетворительно.

         Подобным же образом  обстояло дело и с китайским флотом, состоявшим из нескольких самостоятельных  частей, т. е. не имевшим опять таки центральной организации. В нем имелось около 80 годных судов, частью современной постройки, и 40 миноносцев. Большинство судов было построено в Англии и в Германии. Вооружение их состояло из 500 орудий; команды имелось 9 000 человек, привычных к морю людей; офицеры же мало соответствовали своему назначению.22

         Из четырех эскадр — севера, центра, юга — достойна внимания только первая, состоявшая также  под начальством Ли Хун-Чана, Северная, или Пейянская эскадра; она состояла из двух башенных броненосцев «Тин Иен» и «Чин-Иен», построенных в Штеттине (7 400 тонн; 12 – 14 узлов; 4 крупных и 12 мелких орудий), 5 бронепалубных крейсеров (2 300 – 3 000 тонн; 15 – 18 узлов; 12 орудий) 5 крейсеров (1 000 – 2 100 тонн; 12 – 18 узлов; 6 – 10 орудий) и 2 миноносцев.23

         Во всех трех остальных  эскадрах было только несколько современных  и боеспособных судов, а именно: 3 крейсера (2 200 тонн; 15 узлов; 10 орудий), 1 минный крейсер и от 30 – 40 миноносок. Кроме того, имелось еще около 40 устарелых канонерок.24

         После введения в 1889 году всеобщей воинской повинности Япония могла развернуть свою армию в военное время до 250 000 человек из состава мирного времени в 75 000 человек, сформированных в 7 дивизий. Центральное управление оказалось вполне на высоте; армия была хорошо подготовлена к войне и вооружена современным оружием. В войне с Китаем ей можно было с уверенностью предсказать полный успех, тем более, что все японцы от генерала до последнего солдата были проникнуты настоящим воинским духом. Материальная часть была тоже поставлена хорошо, так что Япония располагала вполне современной и сильной армией.25

         К началу войны в  японском флоте совсем не было больших  броненосцев, а имелось только 4 небольших  броненосца (2 200 – 3 700 тонн; 6 – 10 орудий; 13 – 18 узлов), 7 больших бронепалубных крейсеров (3 700 – 4 300 тонн; 6 – 12 орудий; 17 – 22 узлов), 10 малых крейсеров (1 300 – 1 800 тонн; 3 – 5 орудий; 12 – 21 узлов), 9 канонерок (300 – 600 тонн; 1 – 5 орудий; 6 – 13 узлов), несколько больших и свыше 30 малых миноносцев; наконец, учебные и специальные суда; в общей сложности 30 судов и 40 миноносцев; все они были вооружены минами и мелкими скорострельными пушками. Численность команды доходила до 7 000 человек; столько же находилось в запасе. Офицеров, кадет и чиновников числилось уже 1 400 человек, получивших хорошее образование, так как многие из них с успехом и довольно продолжительное время служили в европейских флотах. Япония вообще располагает большим количеством привычных к морю людей из числа рыбаков и моряков коммерческого флота и каботажных судов, а потому большинство офицеров и команды чувствовало себя в море, как дома. Казенная верфь в Йокоуке уже построила целый ряд судов для флота.26

         Что касается Кореи, то ее морские силы были равны нулю; небольшое количество регулярных солдат в столице было скоро обречено на бездействие, а об иррегулярных войсках не стоило и говорить; о каких-либо военных припасах не было и речи.  

Глава 3. Ход военных  действий 

         Основываясь на договоре, заключенном Ли и Ито в 1885 году, Япония приняла за объявление войны посылку Китаем в Корею второго эшелона войск, отправленного 21 июня. Немедленно были отправлены в Чемульпо три крейсера, встретившие там противника.

         Тем временем в Сеуле  и его окрестностях создалось  такое положение, что две японские бригады заняли столицу, захватив вместе с ней и короля и правительство, а китайские войска сосредоточились к югу от Сеула — у Азана, и к северу — у Пхеньяна на реке Тайдонг.

         25 июля японский  военно-морской флот без объявления  войны начал военные действия против Китая; официальное объявление войны последовало только 1 августе 1894.

         25 июля четыре  японских крейсера атаковали  два китайских крейсера на  рейде Асань. Крейсер «Naniwa»  потопил недалеко от порта  Чемульпо зафрахтованный цинским правительством английский пароход «Kowshing» с 1300 китайскими солдатами, более тысячи из которых погибло.

         Дело обстояло так: упомянутый выше эшелон китайских войск, численностью в 8 000 человек, собрался в  Вейхавэе, чтобы переправиться оттуда под защитой четырех военных судов в Азан, близ архипелага Принс Империал, лежащего к югу от Чемульпо. Один из транспортов, зафрахтованный английский пароход, отделился от конвоя и взял более северный курс, на котором он вскоре наткнулся на три японских крейсера. Они предложили начальнику войск сдаться, на что он немедленно согласился. Транспорт пошел за японским крейсером «Нанива», которым командовал граф Того, известный впоследствии адмирал. На транспорте вспыхнул, однако, мятеж, вследствие чего крейсер пустил в него мину, от которой он пошел ко дну. Из 1 220 человек удалось спастись на берег только 320, подобранным впоследствии французской канонеркой «Лион» и германской «Илтис».

         В течение следующих  недель японцы сосредоточили у Сеула  свежие войска, высаженные у Гензана на востоке и у Фусана на юге. Сильная эскадра прикрывала транспорты с этими войсками. Этой же эскадре была поставлена задача задержать китайские военные суда и транспорты в северных портах Китая; при выполнении этого поручения она обменялась несколькими выстрелами с укреплениями Порт-Артура и Вейхавэя. В результате Ли Хун-Чану пришлось отправить все подкрепления в Корею сухим путем.

         В ближайших к  театру войны водах к этому  времени собрались сильные эскадры  нейтральных держав, для защиты интересов  своих подданных. Германия усилила находившиеся в Китае две канонерки четырьмя крейсерами под командой адмирала, так как крейсерский отряд в это время был занят в других водах.

         29 июля сухопутный  японский экспедиционный корпус  численностью около 170 тысяч штыков атаковал под Сеулом китайские войска (45 тысяч человек), опрокинул их и развернул наступление на север.

         1 августа Япония официально объявила войну Китаю.

         Эшелон китайских  войск, численностью в 8 000 человек, собрался в Вейхавэе, чтобы переправиться оттуда под защитой четырех военных судов в Азан, близ архипелага Принс Империал, лежащего к югу от Чемульпо. Один из транспортов, зафрахтованный английский пароход, отделился от конвоя и взял более северный курс, на котором он вскоре наткнулся на три японских крейсера. Они предложили начальнику войск сдаться, на что он немедленно согласился. Транспорт пошел за японским крейсером «Нанива», которым командовал граф Того, известный впоследствии адмирал. На транспорте вспыхнул, однако, мятеж, вследствие чего крейсер пустил в него мину, от которой он пошел ко дну. Из 1 220 человек удалось спастись на берег только 320, подобранным впоследствии французской канонеркой «Лион» и германской «Илтис».

         Продолжая свой путь, японские крейсеры встретили у острова  Фунгдо три китайских военных судна и немедленно вступили с ними в бой. Один из китайцев был взят, другой выбросился на берег. После полуторачасового боя броненосный крейсер «Чи-Чен» обратился в бегство и ушел в открытое море; за ним последовала часть остальным транспортов. Англия намеревалась сперва потребовать удовлетворения за уничтожение парохода, но потом отказалась от этой мысли.

         Китайский генерал  Йе очень удачно ушел из Азана от значительно сильнейших японских войск  в Сеул, обойдя его на большом  расстоянии с востока, и прибыл со своим отрядом в 4 000 человек благополучно в Пхеньян, совершив тяжелый двухнедельный переход.

         В течение следующих  недель японцы сосредоточили у Сеула  свежие войска, высаженные у Гензана  на востоке и у Фусана на юге. Сильная  эскадра прикрывала транспорты с этими войсками. Этой же эскадре была поставлена задача задержать китайские военные суда и транспорты в северных портах Китая; при выполнении этого поручения она обменялась несколькими выстрелами с укреплениями Порт-Артура и Вейхавэя. В результате Ли Хун-Чану пришлось отправить все подкрепления в Корею сухим путем.

         В ближайших к  театру войны водах к этому  времени собрались сильные эскадры  нейтральных держав, для защиты интересов  своих подданных. Германия усилила  находившиеся в Китае две канонерки четырьмя крейсерами под командой адмирала, так как крейсерский отряд в это время был занят в других водах.

         Сосредоточение войск, высаженных в Гензане, Фусане и Чемульпо, было выполнено очень умело, а 15-16 сентября японская армия одержала у  Пхеньяна блестящую победу над равными ей силами противника, потерявшего в этом бою много орудий, 2 000 человек убитыми, 4 000 ранеными и 700 человек попавшими в плен из 15 000 участвовавших в бою. Китайцы с большой поспешностью очистили Корею.27

         Через 10 дней после этого сражения в командование армией вступил вместо генерала Осима маршал Ямагата, прибывший из Чемульпо с подкреплением в 8 000 человек. 17 сентября японский флот близ устья реки Яду одержал победу над китайской эскадрой.

         Японский флот под  командой адмирала Ито проводил 14 сентября 30 транспортов в Чемульпо, послал затем 4 судна вверх по реке Тайдонг для поддержки армии и вышел 16 к острову Хаянгтау, где, по полученным сведениям, был замечен китайский флот. Не найдя там утром 17 сентября ни одного китайского судна и обследовав гавань острова, флот взял курс на остров Талутау и Такушан. В полдень на горизонте показался китайский флот, местонахождение которого до этого момента не было точно известно.

         Принимая во внимание слабую военную и морскую подготовку эскадры и неразвитую еще в достаточной мере систему сигнализации, китайский адмирал Тин (по соглашению с Ганнекеном) решил отказаться от правильного эскадренного боя и предоставить в случае сражения каждому командиру полную свободу действий.

         Находившийся под командой вице-адмирала графа Ито, японский флот был разбит на две эскадры. Меньшая из них — летучая или крейсерская эскадра — состояла из 4 крейсеров с водоизмещением в 3 700-4 000 тонн и ходом в 19 узлов; флагманский крейсер контр-адмирала Цубоя (12 орудий) давал даже 22 узла. Главная эскадра состояла из 2 более старых броненосцев небольшого водоизмещения, 3 бронепалубных 17-ти узловых крейсеров и одного небольшого броненосного крейсера (19 узлов). Флагманским кораблем был бронепалубный крейсер «Мацусима».

         Ито дал своему флоту  очень хорошую подготовку; командиров он обучил управлению, заставляя их маневрировать на паровых шлюпках. Сигнализация была поставлена великолепно. Офицеры были знакомы с новейшими  тактическими взглядами и очень  хорошо подготовлены. Управление флотом Ито не выпускал из своих рук, хотя и предоставлял известную свободу действий отдельным дивизиям. План его сводился к тому, чтобы разбить противника в артиллерийском бою на дальних дистанциях, и только в случае необходимости сойтись на близкие дистанции для одержания окончательной победы. Ито сделал только одну ошибку — не захотел расстаться с двумя устаревшими кораблями, имевшими не особенно сильное вооружение и значительно меньший ход (11 – 12 узлов), чем другие суда.

Информация о работе Японо-Китайская война