Труд как важнейший фактор возникновения и развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:30, доклад

Описание

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
Труд - универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Также труд это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и регулирует обмен между собой и природой. К. Маркс.

Содержание

Социально-психологическая характеристика труда.
Революционное значение трудовой деятельности в формировании человека. Трудовая теория Фридриха Энгельса.
Труд в современных условиях, как фактор развития человека.

Работа состоит из  1 файл

Козлова А.О. Труд как важнейший фактор возникновения и развития человека..docx

— 36.21 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Социально-психологическая характеристика труда.
  2. Революционное значение трудовой деятельности в формировании человека. Трудовая теория Фридриха Энгельса.
  3. Труд в современных условиях, как фактор развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминология.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Труд -  универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Также труд это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и регулирует обмен между собой и природой. К. Маркс.

Труд — источник всякого богатства, утверждают полит-экономы.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и политическое движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

Австралопите́ки (от лат. australis — южный и др.-греч. πίθηκος — обезьяна) — группа ископаемых высших приматов,

Материальное  производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества.

Общи́на — традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо.

 

 

Введение.

Роль социальных факторов была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Труд в процессе становления развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Сторонники данной теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

 

Социально-психологическая  характеристика труда.

Труд в целом не психологическая, а социальная категория. В своих  основных общественных закономерностях  он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения являются поэтому никак не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. В своей классической характеристике труда К. Маркс выделил важнейшие психологические его особенности: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти. Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Маркс характеризует, таким образом, труд как сознательную целенаправленную деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности.     

В процессе труда не только производится тог или иной продукт  трудовой деятельности субъекта, но и  сам субъект формируется в  труде. В трудовой деятельности развиваются  способности человека, формируется  его характер, получают закалку и  переходят в практические действенные  установки его мировоззренческие  принципы. Своеобразие психологической  стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. Вся психологическая установка трудящегося этим в корне отличается от установки играющего человека. То обстоятельство, что в трудовой деятельности все звенья подчинены ее итоговому результату, уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. В силу общественного разделения труда положение становится все более специфичным. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом его деятельности становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности. Поэтому в труде складывается характерная для человека способность к действию дальнего прицела, опосредованная, далекая мотивация, в отличие от той действующей в порядке короткого замыкания короткой мотивации, которая характерна для животного, для реактивного, импульсивного действия» обусловленного моментальной ситуацией. 

Трудовая деятельность совершается  первично не в силу привлекательности  самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного  ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. Сам процесс  труда может быть и обычно в  той или иной мере, в той или  иной части своей бывает более  или менее трудным, требующим  напряжения, усилий, преодоления не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому в труде выработались и для труда требуются воля и произвольное внимание, необходимые для того, чтобы сосредоточиться на непосредственно не привлекательных звеньях трудового процесса. Будет ли труд, в силу того что он осознается как обязанность, требовать напряжения, усилий, преодоления препятствий, испытываться как ярмо, как бремя, как проклятие человека, зависит от общественного содержания, которое приобретает труд, т. е. от объективных общественных условий. Эти объективные общественные условия всегда находят себе отражение в мотивации трудовой деятельности, потому что труд всегда заключает не только отношение человека к вещи, к предмету — продукту труда, но и к другим людям. В труде поэтому существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем обычно заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело воплощая его в материализованный продукт; Труд — основное условие развития человека. 
Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций, посредством которых она осуществляется. Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, так же как в каждом труде, в том числе и умственном, участвуют и те или иные движения (хотя бы те движения пишущей руки, которые необходимы для написания этой книги). В труде, как реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны его личности. Но различие объективного характера и организация различных видов труда приводят к тому, что и в психологическом, и в частности интеллектуальном, отношении они оказываются неоднородными. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная, техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд. Особенно значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда, особо значительную роль навыки играют в наиболее механизированных отраслях и видах труда, где основные действия носят отчасти стандартный, однообразный характер и могут быть легко автоматизированы. Однако в каждом труде всегда приходится учитывать изменяющиеся условия, проявлять известную инициативу и, сталкиваясь с теми или иными неожиданными обстоятельствами, решать новые задачи. Поэтому всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня.

 

 

Революционное значение трудовой деятельности в формировании человека.

 

Как утверждают антропологи, обезьяны типа австралопитека под давлением борьбы за существование в корне изменили свой образ жизни, перейдя от поисков пищи от лазания по деревьям к наземной жизни. Одновременно открылись и совершенно новые возможности для развития мозга этих обезьян, определявшиеся переходом к прямой походке.

Но самое существенное, решающее, заключалось при этом вовсе  не в одних только чисто биологических  предпосылках становления человека, блестяще вскрытых Дарвином.

Эту идею развивают основоположники марксизма. Они установили тот важнейший факт, что все эти биологические предпосылки могли быть реализованы, могли послужить основой перехода от животного состояния к человеческому не сами по себе, а только благодаря труду. В своём замечательном произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс писал: «Труд — источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»

Теперь рассмотрим более  детально специфическую форму человеческой деятельности - труда. Под трудом обычно понимается целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природы в целях удовлетворения своих потребностей.

Позднетретичные обезьяны типа австралопитека ещё не умели выделывать искусственные орудия и пользовались лишь готовыми, имеющимися в природе,— палками и камнями. Но они, по-видимому, уже не могли существовать без употребления таких, хотя бы вначале данных самой природой, орудий, потому что не имели естественного вооружения, которое могло бы их защитить от кровожадных противников из мира хищных зверей — у них не было ни острых когтей, ни таких зубов, как у хищников.

Но зато в постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде простых палок  и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых порах ещё  в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая  и осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной, объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое животное, также ведущее стадный образ жизни.

В процессе закрепления, развития и усложнения этой первичной трудовой деятельности столь же медленно, но неудержимо и последовательно изменялся  весь организм наших предков. В первую очередь всё более и более  развивались их руки, а вместе с  ними и мозг. Углублялась и расширялась  высшая нервная деятельность.

Человека от животного стало отличать материальное производство как творчество, в котором воплощены его физические и духовные способности. Материальное проиводство характеризует осмысленную работу. Производство — не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления: жилищ, одежды, утвари, украшений. Существует предположение, что австралопитеки использовали в качестве орудий (и оружия) кости и зубы убитых ими на охоте животных и, как показывают раскопки, были способны накапливать ассортимент естественных предметов, создавать «предметный фонд стада». При многократном использовании камней для нападения и обороны от камня неизбежно откалывались осколки с режущим, острым краем, которые были гораздо эффективнее, чем обветренные и окатанные природные камни, для раскалывания, резания, разделывания шкур. Операции обработки камней (а также палок и костей) сначала были спорадическими, а затем закреплялись естественным отбором и превращались в навыки всего первобытного стада.

Значение второго этапа, связанного с изготовлением орудий труда, исключительно велико. С ним  начинается развитие человека в собственном  смысле этого слова, а вместе с  тем — история общества, история  человеческого мышления и речи. Правда, первые выделившиеся из животного царства  люди были ещё, по словам Энгельса, так  же не свободны, как и сами животные. Но каждый шаг в развитии труда  был шагом к освобождению человека от полного подчинения стихийным  силам природы.

В труде, в добывании средств  существования при помощи искусственно произведённых людьми орудий труда возникали и укреплялись социальные связи: стадо обезьян, взявших палки, постепенно и очень медленно превращалось в человеческий коллектив — в общину первобытных людей.. Постепенно складывается первобытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться добытым.

Труд стал необходимой, а  затем и ведущей стороной в  отношении человека и мира.

Революционное значение трудовой деятельности в формировании человека состоит в следующем:

  • Трудовая деятельность позволяет выделять объективные, т.е. не зависящие от субъекта, свойства предметов и орудий труда;
  • результаты труда (и техника труда) существуют и развиваются по независимым от человека объективным закономерностям;
  • кроме биологических начинают формироваться социально-культурные потребности;
  • трудовой процесс способствует выработке и накоплению стихийно-эмпирических знаний о мире;
  • трудовой процесс с самого начала имеет общественную природу, он предполагает определенное разделение труда;
  • под влиянием труда постепенно преобразуется и психология гоминид: труд требует развития мышления, целеполагания, воображения, чувственного отражения, волевых качеств, т.е. сознания;
  • труд, общественное производство так или иначе предполагает постепенное формирование системы социального наследования приобретенных знаний, навыков и опыта.

Информация о работе Труд как важнейший фактор возникновения и развития человека