Теория разделения власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:23, курсовая работа

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных вопросов социального бытия: как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности.
Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории разделения власти», основу которой составляет идеологическое, научное и практическое содержание принципа разделения властей.
Теория и практика разделения власти имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.
Интерес к идее разделения власти, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории разделения власти.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,
отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель и т.п. Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».
Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти» было бы несколько преждевременно.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.
Основные положения теории разделения власти следующие:
‒ разделение власти закрепляется конституцией;
‒ согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
‒ все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
‒ судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения власти имеет ряд специфических черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном этапе, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.
Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
‒ рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
‒ дать характеристику разделения власти Д. Локка;
‒ изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
‒ рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию раздел

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
1.1 Зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире 7
1.2 Формирование теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в. 30
2.1 Учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
2.2 Ж. Руссо о идеи разделения власти 37
2.3 Американские мыслители конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.
43
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв 49
3.1 Учение о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля 49
3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
3.3 Современные учения о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ исправлен на сдачу.docx

— 158.53 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
  1.1 Зарождение  идеи теории разделения власти в Античном мире 7
  1.2 Формирование  теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ  МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в.  
30
  2.1 Учение о  разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
  2.2 Ж. Руссо о  идеи разделения власти 37
  2.3 Американские  мыслители  конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.  
43
3 РАЗВИТИЕ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв.  
49
  3.1 Учение о  разделении власти на ветви в работах  Канта и Гегеля 49
  3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
  3.3 Современные учения  о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     С момента возникновения государства  лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное  сочетание между необходимостью социального регулирования, властными  претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных  вопросов социального бытия: как  примирить природу государственной  власти с потребностью свободы личности.

     Своеобразным  ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной  власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории  разделения власти», основу которой  составляет идеологическое, научное  и практическое содержание принципа разделения властей.

     Теория  и практика разделения власти имеют  долгую, противоречивую и вместе с  тем поучительную историю. Современная  интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается  на огромный социальный опыт всего  человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.

     Интерес к идее разделения власти, возникший  практически одновременно с самой  теорией, не угасает и в настоящее  время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен  разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории  разделения власти.

     До  сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,  

отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении  абсолютной власти монарха теми или  иными способами: властью Бога и  Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель  и т.п.1 Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».2

     Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители  «уже в деталях разрабатывали  само учение о разделении власти»  было бы несколько преждевременно.3

     Прежде  чем обрести формы широко известной  «классической» доктрины, концепция  разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки  разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках  одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали  появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или  скрытая оппозиция.

     Основные  положения теории разделения власти следующие:

  • разделение власти закрепляется конституцией;
  • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
  • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

      Теория  разделения власти имеет ряд специфических  черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном  этапе, если не анализировать сложные  и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления  теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.

      Объект  выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.

     Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.

     Цель  выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.

     Поставленная  цель предопределила постановку и решение  следующих задач:

  • рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
  • дать характеристику разделения власти Д. Локка;
  • изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
  • рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию разделения власти;
  • дать характеристику учению о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля;
  • рассмотреть взгляды отечественных мыслителей  XVIII-XX вв. о разделении власти;
  • охарактеризовать взгляды ученых современности о разделении власти.

     Степень разработанности поставленной темы носит разноплановый характер. С  одной стороны – теория разделения власти имеет более чем двухвековую  историю, а с другой стороны –  с учетом эволюции взглядов на проблему единства и разделения государственной власти – представляет собой непрерывный процесс, поэтому возникает необходимость исследования данной проблемы с учетом новых приоритетных задач, стоящих перед современным демократическим государством.

     Идеи  о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как  Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклит и др. Ограничение абсолютной власти государя моральными критериями, божественной властью, было воспринято такими мыслителями как Фома Аквинский, Марселий Падуанский. Отдельные взгляды на разделение власти, как оптимальный способ организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и др. Проблема разделения и взаимодействия власти в государственном механизме активно разрабатывалась видными российскими государственными деятелями: М.М. Сперанским, Н.М. Карамзиным, а также декабристами –  
П.И. Пестелем, Н.М. Муравьёвым.

     Исследование  проведено на основе теоретических  воззрений, выработанных в трудах отечественных  и зарубежных ученых, философов, затрагивающих  в той, или иной степени системные  вопросы организации государственной  власти, принципа ее разделения.

     При подготовке выпускной квалификационной работы были изучены и творчески  использованы работы таких авторов, как: В.С. Нерсесянц, З.М. Черниловский, О.А. Омельченко, М.Н. Прудников, Р.В. Косов, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, М.Н. Марченко, В.Н. Жукова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, М.В. Баглая и др.

     Методологическую  основу выпускной квалификационной работы составили современные общенаучные  и специальные методы познания, в  частности: анализ, синтез, системный, историко-сравнительный, а также  частнонаучные методы: конкретно-социологический, сравнительно-правовой. 

     1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ  РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ

     1.1 Зарождение идеи  теории разделения  власти в Античном  мире

 

     Древнегреческое идейно-теоретическое наследие оказало  огромное влияние на становление  и дальнейшее развитие государственности  и мировой правовой культуры. В  Древней Греции была создана, а позднее  в римской политико-правовой практике доведена до определенной степени завершенности  система политико-правовых принципов  и категорий, которые составляют основу современного мировоззрения. Принципиально  важно отметить уникальность античной интерпретации личности и гражданского общества, понимание особенностей их взаимодействия с государством и  отдельными его институтами.4

     Древнегреческие представления о власти сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что государство (полис) и законы имеют божественное происхождение и опираются на высшую справедливость. Этот тезис  принципиально важен для дальнейшего  анализа основ государственности (власти) античного мира.

     В своих рассуждениях о государстве  и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служившего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации.

     Одним из первых идею о глубокой связи  справедливости, полиса и закона высказал в своих поэмах «Теогония» и «Труды и дни» Гесиод (ок. 700 г. до н.э.). Как отражение космического порядка и божественного разума трактовал полис и его законы Гераклит (530-470 гг. до н.э.). Полис и закон – это, по Гераклиту, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Нарушение закона является действием, противным божественной гармонии и  

законам справедливости поэтому: «Преступление  должно тушить скорей, чем пожар»5. С учетом последующей эволюции правовой мысли можно сказать, что к гераклитовской концепции восходят все те доктрины античности и нового времени, которые под естественным правом людей понимают некое разумное начало (форму проявления всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе6.

     Категория формального равенства или равной меры дозволенного и запрещенного встречается  в учении пифагорейцев, считавших, что  сущность справедливого устройства общества заключается «в воздаянии  другому равным»7. Понятие равенства и соответственно справедливости пифагорейцы описывали числовой пропорцией, т.е. неким соотношением определенных параметров.

     Например, с точки зрения Солона (ок. 638-559 до н.э.) как политика такими параметрами были: закон, право и сила. Последние два элемента определяли закон как требование правового равенства свободных граждан полиса. Это равенство имело два измерения: равенство в правах, и равенство перед законом.

     Знаменитый  афинский реформатор, государственный  деятель и законодатель Солон  провел ряд реформ, которые окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад Афин. По законам Солона, высшим органом власти стало афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет  четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных заседателей.

Информация о работе Теория разделения власти