Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить и провести анализ теорий разделения властей Монтескье
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
2. Исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
3. Изучить разделения властей на современном этапе
4. Факторы влияющие на формирование властей

Содержание

1. Введение

2. Глава I: Истоки, роль и назначение теории разделения властей

§ 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
§ 2 История жизни и деятельности Монтескье

3. Глава II: Учение Монтескье о разделении властей

§ 1 Учение Монтескье о разделении властей
§ 2 Разделение властей на современном этапе
4. Заключение

5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая готовый вариант.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

  1. Введение
 
  1. Глава I: Истоки, роль и назначение теории разделения властей
 

                  § 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

                   § 2 История жизни и деятельности  Монтескье

                  

  1. Глава II: Учение Монтескье о разделении властей
 

             § 1 Учение Монтескье о разделении  властей

             § 2 Разделение властей на современном  этапе  

  1. Заключение
 
  1. Список  использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Актуальность  темы.

    Одной из актуальных работ являющейся одним из важнейших принципов организации государственной власти  - это учение Монтескье о разделении властей. Это работа — одна из ведущих политических доктрин и принцип европейского конституционализма. Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

    На  современном этапе роль разделения властей занимает основную позицию  во всех процессах осуществления  власти. Разделение властей – является одним из основных принципов демократии. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем разделение властей в рассматриваемой теории — не только политическое разделение труда, закрепленное в конституциях, но и распределение власти между различными социальными слоями, отражающее сложившееся их соотношение. Монтескье исходит из принципа разделения полномочий в процессе осуществления власти в государстве, которому придается политический смысл. «В каждом государстве, — пишет он, — есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Подобное деление власти в политической практике современных государств было очевидным фактом. Однако, осознавая это, Монтескье в первую очередь связывал ее с целями конституции государства. Свободное государство, по Монтескье, теорети-чески должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. 

    Цель: Изучить и провести анализ теорий разделения властей Монтескье 

    Задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
  2. Исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
  3. Изучить разделения властей на современном этапе
  4. Факторы влияющие на формирование властей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Основной  мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Республика Казахстан в настоящее  время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

    Теория  разделения властей  Монтескье является одним из основных принципов организации  государственной власти, одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

    Целью данной теории Монтескье является обеспечение  законности и устранения злоупотреблений  властью.

    Деятельность  соответствующих государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией (законодательной, исполнительно-распорядительной или судебной). Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды. При этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви власти» - законодательная, исполнительная и судебная могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

    Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном государстве, необходимо рассмотреть систему  государственных органов с точки  зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга. Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей по Монтескье».

    Глава I: Истоки, роль и назначение теории разделения властей 

                  § 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

         Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

    Разделение  власти - одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

    Разделение  власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

    Таким образом, понятие «разделение власти»  достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает  при этом самые различные формы  выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.[8]

    Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.

  Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой. [2]

  Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. [14]

  Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии и Франции, теория разделения властей стала частью  начинавшей  формироваться теории правового государства.

  Просвещение во Франции характеризуют как эпоху безграничной  веры  в человеческий  разум, в возможность перестройки общества  на разумных  основаниях,  как эру крушения  теологического  догматизма,  торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Просвещение (17 - 18 век) тесно связано с  Возрождением  (13 - 15)  и  унаследовало  от  Ренессанса гуманистические  идеалы, преклонение перед  античностью,  исторический оптимизм, свободомыслие.  Однако,  идеология Просвещения возникла на  более  зрелой  стадии  формирования   капиталистического  уклада  и  антифеодальной  борьбы.  Поэтому  просветительская  критика  феодализма  была  острее  и  глубже  ренессансной,  затрагивала  всю  структуру  общества  и  государства.  Идеологи  Просвещения  поставили  вопрос  о практическом  устройстве  будущего общества, считая  краеугольным  его камнем политическую свободу  гражданское  равенство, поэтому их критика  была  направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной  монархии.  Они  выступили  против  всего феодального  строя  с  его  системой  сословных  привилегий.

  Во  Франции в то время  происходили  огромные экономические,  идейные  и  политические  сдвиги,  существенно  изменившие её лицо  ещё  в конце 17 - начале 18 столетия.  Шёл процесс постепенного разложения феодально-крепостнических отношений, процесс зарождения  и развития буржуазной экономики внутри  феодализма, отягощённого абсолютистским монархическим строем  государства, под жёсткой духовной  властью католической  церкви.

  В  то  время  во  Франции  уже  действовали  крупные  мануфактурные  предприятия, усиленно  развивалась  внутренняя  и  внешняя  торговля, растущая  экономическая  мощь  буржуазии  вступала  в  противоречие  с  господствующей  политической системой. Феодально-абсолютская  власть  вмешивалась  в  производство  и  торговлю,  душила  свободную  конкуренцию,  налагала  на  буржуазию  высокие  налоги. 
 
 
 
 
 

                   § 2 История жизни и деятельности  Монтескье 

     Шарль –Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в знатной аристократической семье, происходившей из Гаскони. Фамилию Монтескье, получившую всемирную известность, Шарль-Луи Секонда принял 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние, включающее земли, дома и должность президента Бордосского парламента, являвшегося в то время судебным учреждением.

   

    О родителях Монтескье известно  мало. Отец его, как младший  брат в семье, не наследовал  родовых земель, но выгодно женился, получив с приданым жены замок Ла-Бред. Это был просвещенный для своего времени человек, независимый во взглядах и мнениях, гордый своим благородным происхождением. Мать мыслителя из английского рода Пенель, который остался во Франции после окончания Столетней войны. Монтескье едва исполнилось 7 лет, когда неожиданно умерла его мать. Все заботы о воспитании шестерых детей легли на плечи отца. В десятилетнем возрасте Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи. Преподавание в нем носило не только религиозный характер, но и включало классические дисциплины. Окончив учебу в колледже, Монтескье вернулся в замок своего отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию, поскольку по всей видимости, в семье было уже решено, что после смерти дяди должность президента парламента перейдет к нему. В 1716 году после смерти дяди Монтескье занял видное положение президента парламента.[1] 

Информация о работе Теория разделения властей