Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование «концепции разделения властей», как теории и принципа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3

Глава 1. Возникновение теории разделения властей …………………………. 5
Историческое становление разделения власти……………………... 5
Монтескье и Руссо: два представления о разделении властей........ 5

Глава 2. Взаимное сдерживание и равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве при помощи разделения властей …………………………………………………………….. 12

2.1 Государственная власть и ее ветви…………………………………. 12

2.2 Законодательная власть …………………………………………….. 13

2.3 Исполнительная власть……………………………………………… 14

2.4 Судебная власть ……………………………………………………... 16

Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации ……………………... 17

3.1 Реальное осуществление принципа разделения властей ……….. 17

3.2 Статус президента РФ и его полномочия …………………………. 18

3.3 Законодательная власть в РФ ………………………………………. 19

3.4 Исполнительная власть в РФ ……………………………………….. 20

3.5 Судебная власть в РФ ………………………………………………. 21

Заключение……………………………………………………………………... 23

Список литературы……………………………………………………………... 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..... 3

Глава 1. Возникновение  теории разделения властей …………………………. 5

    1. Историческое становление разделения власти……………………... 5
    2. Монтескье  и Руссо: два  представления о разделении властей........ 5

Глава 2. Взаимное сдерживание и равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве при помощи разделения властей …………………………………………………………….. 12

2.1 Государственная власть и ее ветви…………………………………. 12

2.2 Законодательная власть …………………………………………….. 13

2.3 Исполнительная власть……………………………………………… 14

2.4 Судебная власть ……………………………………………………... 16

Глава 3. Разделение властей  в Российской Федерации ……………………... 17

3.1 Реальное   осуществление принципа  разделения властей ……….. 17

3.2 Статус президента РФ  и его полномочия …………………………. 18

3.3 Законодательная власть  в РФ ………………………………………. 19

3.4 Исполнительная власть  в РФ ……………………………………….. 20

3.5 Судебная власть в РФ ………………………………………………. 21

Заключение……………………………………………………………………... 23

Список литературы……………………………………………………………... 25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о принципе разделения властей на сегодняшний день является одним из актуальных. Так как знания о власти и границах ее применения сегодня необходимы каждому гражданину. Динамичное развитие общественных институтов и отношений требует владения не только определенными прикладными  навыками, но и общими представлениями  о среде, в которой мы существуем. Исследование понятий, идей и принципов, лежащих в основе теории разделения властей, дает возможность сформировать не только теоретическую, но и прочную  фактическую базу для углубленного изучения всех профессиональных дисциплин, связанных со сферой государственно-властных отношений. Кроме того, значимость теории разделения властей определяется тем  особым местом, которое она занимает в теории правового государства  и общей теории государства и  права.

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще величайшим мыслителем древности – Аристотелем. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами таких учёных, как Джон Локк, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и др. Особенно хочется отметить труды Шарля Луи Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо, которые осуществили наиболее основательную разработку данной теории.

Реализация принципа разделения властей предполагает ликвидацию предпосылок  для предотвращения монополизации  власти, т.е. гарантию от произвола и  беззакония. При этом функционирование различных ветвей власти должно осуществляться согласованно, власти должны взаимодействовать , дополнять друг друга, взаимоконтролировать свою деятельность, что предполагает создание сложной системы «сдержек и противовесов».

Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование «концепции разделения властей», как теории и  принципа. Задачами, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, являются:

  1. Дать общую характеристику теории разделения властей.
  2. Охарактеризовать каждую из ветвей власти.
  3. Рассмотреть применение теории разделения властей в Российской Федерации.

Объектом исследования данной работы является концепция разделения власти в целом. А также рассмотрение трех ветвей в частности.

Предмет исследования представляет собой взаимодействие ветвей власти между собой, их задачи и функции. А также органы, представляющие эти  ветви в государстве.

Методологической основой  исследования является научное познание, основным из которых является всеобщий диалектический метод, в соответствии с которым теория разделения властей  рассматривается в историческом развитии , а также в диалектическом единстве и взаимосвязи составляющих ее элементов.

Исследование проблемы теория разделения власти позволило сформулировать и вынести на защиту следующие  положения:

  1. Возникновение теории разделения властей способствовало развитию государств, его применяемых, так как если сконцентрировать различную по своему содержанию власть в руках одного органа, то появится возможность для злоупотребления этой властью и, как следствие, свободы граждан будут нарушаться.
  2. Каждая из ветвей власти принадлежит отдельному органу государственного управления,  который выполняет её функции и задачи.
  3. В Российской Федерации в полной мере применяется теория разделения властей и выделяются такие ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная, а также четвёртая ветвь, контролирующая первые три, роль которой выполняет президент РФ.

  

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

1.1 Историческое  становление разделения власти

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в  одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения  к власти: борьба за власть уже разделённых  институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых  властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную  власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.

 

1.2 Монтескье  и Руссо: два  представления о разделении властей

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и  процесс ее становления и развития, в юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных  Монтескье в отношении рассматриваемой теории, учение Монтескье о разделении властей "обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями".1 В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, "устанавливается только законами и даже законами основными".2 А во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и  судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная  по своему содержанию, то появится возможность  для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. "Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий".3

Должна действовать система  сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние  законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...".4 Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Монтескье писал, "законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделённость между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей". 5

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды  Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. После этого "тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят, в конечном счете, общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали".6 Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

По мнению Руссо, суверенитет  неотчуждаем, един и неделим. Исходя из этого, он критикует идею разделения властей Монтескье, а также тех  политиков, которые "разделяют суверенитет  в его проявлениях". Они, как  отмечает Руссо, разделяют его на силу и на волю, на власть законодательную  и на власть исполнительную; на право  облагать налогами, отправлять правосудие, вести войну, на управление внутренними  делами и на полномочия вести внешние  сношения; они то смешивают все эти части, то отделяют их друг от друга; они делают из суверена какое-то фантастическое существо, сложенное из частей, взятых с разных мест.

С точки зрения Руссо, те права, которые нередко принимают  за части суверена, на самом деле все ему подчинены и всегда предполагают наличие единой высшей воли, гегемонию верховной власти, которую нельзя разделить, не уничтожив. "Если вся власть оказывается в руках одного человека  - тогда частная воля и воля корпоративная полностью соединены и, следовательно, последняя достигает той наивысшей степени силы, какую она только может иметь. Наиболее активным из Правительств является правление единоличное".7

В идее Монтескье о взаимном сдерживании обособленных и противопоставленных  друг другу властей Руссо видел  нежелательные крайности, которые  ведут к их враждебным отношениям, дают силу частным влияниям или ведут  даже к раздроблению государства. Отвергая идею разделения властей в трактовке  Монтескье, автор "Общественного  договора" вместе с тем признает необходимость разделения государственных  функций и разграничения органов, представляющих в пределах своей  компетенции государственную власть.

Законодательная власть у него тесно связана с суверенитетом. Это – воля всего суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законом становиться их творцом. Но "как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет, ибо редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и столь трудное дело, как создание системы законов?".8 Для того, чтобы законы согласовывали в себе волю и разум, были мудрыми, нужен "поводырь", т.е. законодатель, являющийся лишь агентом воли и придающий ей законченную юридическую силу. "Законодатель – во всех отношениях человек необыкновенный в государстве… Это – не магистратура; это не – суверенитет… Это – должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не должен повиливать людьми. Иначе его законы орудия его страстей, часто лишь увеличивали бы совершенные им несправедливости; он никогда не мог бы избежать того, чтобы частные интересы не искажали святости его сознания".9 Руссо признает, что тот, кто формулирует закон, знает лучше всех, как этот закон должен приводиться в исполнение и истолковываться. Казалось бы, поэтому не может быть лучшего государственного устройства, чем то, в котором власть исполнительная соединена с законодательной. Тем не менее, автор делает вывод, что во избежание влияния частных интересов на общественные дела необходимо, чтобы превращением закона, как общего правила, в акты индивидуального характера занималась особая правительственная (или исполнительная) власть.

Информация о работе Теория разделения властей