Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование «концепции разделения властей», как теории и принципа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3

Глава 1. Возникновение теории разделения властей …………………………. 5
Историческое становление разделения власти……………………... 5
Монтескье и Руссо: два представления о разделении властей........ 5

Глава 2. Взаимное сдерживание и равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве при помощи разделения властей …………………………………………………………….. 12

2.1 Государственная власть и ее ветви…………………………………. 12

2.2 Законодательная власть …………………………………………….. 13

2.3 Исполнительная власть……………………………………………… 14

2.4 Судебная власть ……………………………………………………... 16

Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации ……………………... 17

3.1 Реальное осуществление принципа разделения властей ……….. 17

3.2 Статус президента РФ и его полномочия …………………………. 18

3.3 Законодательная власть в РФ ………………………………………. 19

3.4 Исполнительная власть в РФ ……………………………………….. 20

3.5 Судебная власть в РФ ………………………………………………. 21

Заключение……………………………………………………………………... 23

Список литературы……………………………………………………………... 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

 Исполнительная власть "как сила политического организма" устанавливается решением суверенного народа, а потому выступает только в качестве его доверенного слуги. Народ поручает осуществление этой власти конкретным уполномоченным лицам, которые должны действовать в строгих рамках закона и подлежат неусыпному контролю со стороны верховной законодательной власти. Более того, полномочия исполнительной власти исчезают сами собой, как только народ на законном основании собрался в качестве суверена для ведения своих дел.

Отсюда видно, что, проводя  различие между законодательной  и исполнительной властью, Руссо  ни в коем случае не допускает независимость  правительства от народа-законодателя.

Что касается судебной власти, то Руссо уделяет ей значительно меньше внимания, но подчеркивает неукоснительную связанность ее законами, в то же время подчеркивая ее необходимую организационную самостоятельность по отношению, как к законодателю, так и к правительству.

Руссо исходит из того, что равновесие сфер власти в государстве, их согласованная деятельность должны обеспечиваться не обособлением или  противопоставлением их друг другу, не с помощью взаимных сдержек  и противовесов, как это предлагал  Монтескье, а благодаря преобладанию верховной законодательной власти, воплощающей суверенитет народа.

Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам максимум свободы и равноправия. "К свободе, – поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него".10  

Руссо не настаивает на той  или иной форме государственного правления. Он считает, например: республиканско-демократическое  устройство годным исключительно для  маленьких национальных территорий, вроде его родной Женевы; для средних  по величине государств он предпочитает аристократическую республику, а  для государств больших и могущественных – монархию. Во всех этих случаях  для Руссо важна не форма, а  существо власти, ее природа и характер ее отношений с населением.

Глава 2. ВЗАИМНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ  И РАВНОВЕСИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ  ПРИ ПОМОЩИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Государственная  власть и ее ветви

Власть  всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с  другой — подчинение ей. Государство  диктует свою волю гражданам и  соответственно обществу в целом. Поэтому  государственную власть можно определить как руководство обществом при  помощи государственного аппарата при  опоре на особые отряды вооруженных  людей, на специальные принудительные учреждения.

В различных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних “руководство” со стороны  государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, в-третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность, то есть формирование ее на основе закона и  с учетом общественного волеизъявления.

Согласно  теории разделения властей, выдвинутой Ш. Монтескье, государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство — механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение. При этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

2.2 Законодательная власть

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности  представительных органов в механизме  государственной власти. Однако, имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.

Законодательная власть — это делегированная законодательная  власть. Название данной ветви “законодательная”  не означает, что кроме законодательной  деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

2.3 Исполнительная власть

В отличие от законодательной власти, исполнительная власть, по своей сути, вторична. Задачи исполнительной власти остаются неизменными по своей природе  и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в  разрешении сообразно с этим частных  вопросов.

Исполнительная  власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих  органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда и название власти — исполнительная.

Существенный  признак исполнительной власти —  ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они  отличаются и от законодательных, и  от судебных органов власти. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

Исполнительная  власть реализуется государством через  правительство (президента) и его  органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная  власть может составлять прерогативу  одного лица (в президентских республиках, например, в России) или коллегиального органа. В первом случае правительство  выступает как группа ближайших  советников главы государства —  президента, а полномочия правительства  являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство  формируется на основе специальной  процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства  и обладать собственными полномочиями.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего  порядка, защиту внешних интересов  государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в области  сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает  на высшие военные и гражданские  должности, в его ведении находится  административный аппарат.

Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю  центральной власти — губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат  местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется  выборными органами, они имеют  определенную самостоятельность по отношению к центральным органам  исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная  система, включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

2.4 Судебная власть

Судебная  власть играет особую роль, как в  механизме государственной власти, так и в системе сдержек  и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве  только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная  власть — специфическая, независимая  ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей  состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной  законности и права и прежде всего  путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.  РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Реальное   осуществление принципа  разделения властей

Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и  свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления  государственной власти на общефедеральном  уровне выступают Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Вроде  бы все ветви власти имеют своих  представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок  механизма разделения властей. В  действительности это не так.

3.2 Статус президента  РФ и его полномочия

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Президент должен обеспечить координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая  инстанция, а совместно с другими  ветвями власти, принимая в той  или иной степени участие в  каждой из них.11

Президент Российской Федерации  участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право  вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. "Одно и  то же лицо не может занимать должность  президента более двух сроков подряд".12

В сфере взаимодействия с  парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает  и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам.13

Президент Российской Федерации  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим  Вооруженных Сил, осуществляет руководство  внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.14

Информация о работе Теория разделения властей