Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Описание

1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.
2. Общественный строй Киевской Руси.
3. Государственный строй Киевской Руси.
4. Общая характеристика источников древнерусского права.
5. Гражданское право по Русской Правде.
....
44. Конституция СССР 1977 г.

Работа состоит из  1 файл

otech_istor.docx

— 386.30 Кб (Скачать документ)

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма  ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию  роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые  общественные учреждения были возложены  задачи по управлению муниципальным  хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная  реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в  окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй  инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была  реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же —  министр юстиции.

Председатели  судов, прокуроры и судебные следователи  должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или  солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим  шагом по внедрению принципов  буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во  всех повременных изданиях печатать  о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие  о русских и заграничных процессах,  становятся заметным явлением  в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые  изменения были произведены в  армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие  армии во многом зависело от наличия  хорошо подготовленного офицерского  корпуса. В середине 60-х годов  более половины офицеров не имели  вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно  улучшить подготовку офицеров и открыть  доступ к получению офицерских чинов  не только для дворян и выслужившихся  унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские  училища с непродолжительным  сроком обучения — 2 года, в которые  принимались лица, окончившие средние  учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Оформление конституционной монархии  в начале 20 в. Основные  законы Российской империи 1906 г.

В конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся  переходом на новую стадию капитализма  и в то же время сильными феодальными  пережитками, преимущественно в  деревне.

Революция 1905г. привела  к превращению неограниченной самодержавной  власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного  самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в  апреле 1906г. проекта Основных законов  Российской империи, в которых был  определен характер царской власти, Николай ?Ι ρ νεξυотой согласился на исключение термина «неограниченная».

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации  государственного и политического  стоя России, стали проявляться задолго  до революционных событий 1905г. В начале 1898г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

Правительство создает  в конце 1901г. «Временные правила  о студенческих учреждениях», пытаясь  частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии  университетов было осуществлено летом 1905г., когда волна революции нарастала.

С 1896г. в стране увеличивается  число забастовок на фабриках и заводах, в 1903г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство  создает «Особое совещание о  нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов  и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с  тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике  бюрократическую систему самодержавной  монархии и потребовали широких  политических прав и свобод. В ответ  на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором  обещает ряд уступок: уравнивание  крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.

Летом 1904г. был убит министр  внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается «эпоха доверия» (новый  министр П. Д. Святополк-Мирский вернул из ссылки многих оппозиционных деятелей). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с  Японией углубил революционный  кризис.

Летом 1905г. большое число  профессиональных союзов объединяется в «Союз Союзов», выставивший  политические требования: демократические  преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский  крестьянский союз, в стране прокатывается  волна крестьянских беспорядков. В  Петербурге создается Совет рабочих  депутатов для руководства стачечным  движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских  свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего  монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет  был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В  октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.

     
       

В период революций оживилась  деятельность первого и второго  департаментов Сената, а в связи  со столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Происходили перемены в  положении отдельных ведомств. Объединение  ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.

Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались  регистрационные конторы, происходила  децентрализация органов политического  сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались  в местные комитеты по печати, для  регистрации образовавшихся обществ  создавались специальные присутствия.

В 1906г. каждое губернское земское  собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых  судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировые судьи восстанавливались  в апреле 1912г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться  профессиональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение  с 1911г. получили землеустроительные комиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в  Москве состоялся первый кооперативный  съезд.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"