Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Описание

1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.
2. Общественный строй Киевской Руси.
3. Государственный строй Киевской Руси.
4. Общая характеристика источников древнерусского права.
5. Гражданское право по Русской Правде.
....
44. Конституция СССР 1977 г.

Работа состоит из  1 файл

otech_istor.docx

— 386.30 Кб (Скачать документ)
  1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.

 

Норманская теория заключается в том, что государственность на Руси появилась благодаря скандинавам (варягам), которые были призваны на княжение в Новгород (в частности Рюрик). Сторонники норманской теории отрицают происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития.  
Норманская теория была сформулирована немецкими учёными - Байером, Миллером.  
Политический смысл нормамкой теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному развитию, а норманнов (варягов) — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

      Образование государства на Руси (Древнерусского государства или,  как его называют по столице  – Киевской Руси) – закономерное  завершение длительного процесса  разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественный строй Киевской Руси.

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты  новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства  стоял наследственный князь, называвшийся великим князем. Он управлял при  помощи совета других князей и дружинников. Киевскому князю подчинялись  владетели других княжеств. Князь  располагал значительной военной силой, куда входил и флот.

Князь был законодателем, военным  предводителем, верховным судьей, адресатом  дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали  в походах, делили дань и военную  добычу, пировали вместе с князем. Князь  советовался с дружиной по всем делам.

Великий князь управлял территорией  при помощи совета (Боярская дума), в  который входили старшие дружинники – местная знать, представители  городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при  князе решались важнейшие государственные  вопросы: избрание князя, объявление войны  и мира, заключение договоров, издание  законов, рассмотрение ряда судебных и  финансовых дел и др.

Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече - демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие  решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй Киевской Руси.

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, которая держалась на системе военно - и державнослужилого землевладения. По форме устройства это была федерация земель, а по политическим режимом - автократия. Она объединяли 20 народностей, т.е. была многонациональной.

Высшая законодательная, судебная, военная и административная власть в государстве принадлежала великому князю киевскому из династии Рюриковичей. Его законодательная власть заключалась в издании уставов судных грамот, заключении международных соглашений, в кодификации норм права. Князь возглавлял судебную систему и его суд был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Как администратор он устанавливал административный Подол, назначал администраторов (посадников, воевод, удельных князей). Силовой структурой было войско - жена и военные округа во главе с воеводами. В распоряжении князь имел многочисленный аппарат чиновников как в центре (он назывался княж-двор - тиуны, мечники, ябедники, огнищане, подъездные т.д.), так и на местах.

Совещательным органом исполнительной власти при князе была рада бояр (боярская совет) из ближайшего аристократического окружения князя и местной знати. Государственные функции выполняла также христианская церковь с ее разделением на епархии во главе с епископами и приходы, которые возглавляли священники. На рубеже XI и XII вв. созывались съезды князей (1097, 1100, 1103 pp), которые издавали законы.

Органом местного самоуправления с  предыдущих времен оставались народное собрание - вече, созываемых в сельских общинах - верви и в городах. Наименьшей администрацией государства была община - вервь во главе с вервним старостой. Верви объединились в уезды, волости и погосты во главе с тиуном, уделы и земли с князьями из династии Рюрика. Местными администраторами выступали предназначены князем десятские, сотские, тысяцкие, тиуны, мечники, воеводы, верующие, ябедники и посадники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика источников древнерусского права.

 

       Характеристика Русской Правды:Русская Правда устанавливала довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности отношения собственности. Была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей. 
      Устанавливалась определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа, упоминаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Имелись нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения. 
      Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца. 
      Наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией. При этом супруги не наследовали друг другу, но жена оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. 
      По Русской Правде преступление– «обида» – причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу, соответственно строилась система преступлений – против личности и имущественные. 
       Высшей мерой наказанияв Русской Правде является «поток и разграбление». Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа – уголовный штраф. 
      И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором обе стороны равноправны; обе стороны в процессе даже назывались истцами. При этом не было достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. 
      Предусматривалась определенная система доказательств. Различались две категории свидетелей – видоки (очевидцы) и послухи (слышавшие о случившемся), по некоторым делам требовалось определенное число свидетелей. В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Имелась и система формальных доказательств (ордалии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гражданское право по Русской Правде.

Право собственности (вещное право) В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»).

В качестве объекта  «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности  на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

субъектами права  собственности в указанное время  были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду  имущества). Собственник имел право  на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры.

Гораздо сложнее  обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной  собственностью.

Собственность оформляется  в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной  собственности.

Обязательственное право

Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства  из договоров и обязательства  из причинения вреда. Причем последние  сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Для древнерусского обязательственного права  характерно обращение взыскания  не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его  жену и детей. Основными видами договоров  были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.

Договоры  заключались в устной форме, но в  присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала  письменной формы.

При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее  полно в Русской Правде регламентирован  договор займа. В 1113 г. произошло  восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов  по долгам. Закон в виде объекта  займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.

Существуют  три вида займа:

1) обычный  (бытовой) заем,

2) заем, совершаемый между купцами (с  упрощенными формальностями);

3) заем  с самозакладом - закупничество.

Просматриваются различные виды процентов в зависимости  от срока займа. Срок взимания процентов  ограничен двумя годами. Если должник  выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный  заем влек за собой наиболее высокую  процентную ставку

Брачно-семейное право

Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально  действовали обычаи, связанные с  языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую  эпоху было похищение невесты (в  том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести  временных лет", тогдашние мужчины  имели двух-трех жен, а великий  князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По  Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку  обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный  возраст был низким (14-15 лет для  мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как  непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно  отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность  тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей  дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных  в Церковном уставе.

Вопрос  об имущественных отношениях между  супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры  между супругами. Жена сохраняла  право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети  находились в полной зависимости  от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право

Наследство в  Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками. В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).

От наследства исключались  также незаконнорожденные дети (вне  церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уголовное право по Русской Правде.

Преступление. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.

Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть все свободные  люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые  либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.[

Объекты преступления – это личность и имущество. Среди  преступлений против личности Русская  Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести).

Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование  чужим имуществом.

Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются  и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства  отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской  администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.

Наказание. Месть в тесном смысле есть возмездие за уголовную неправду, совершенное руками потерпевшего.

Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полный произвол мстителя.

Термин смирять, употреблявшийся для обозначения  акта мести, означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформления государственных структур, месть  постепенно вымирала. Уже сыновья  Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели  денежный штраф.

Именно штрафы доминируют в системе наказаний Русской  Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"