Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Описание

1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.
2. Общественный строй Киевской Руси.
3. Государственный строй Киевской Руси.
4. Общая характеристика источников древнерусского права.
5. Гражданское право по Русской Правде.
....
44. Конституция СССР 1977 г.

Работа состоит из  1 файл

otech_istor.docx

— 386.30 Кб (Скачать документ)

Высшие учреждения государства 

После смерти Елизаветы Петровны (1761 г.) на престол под именем Петра III вступил ее племянник, герцог голштинский Карл Петр Ульрпх. Петр III ненавидел Россию и все русское и оставался всю жизнь поклонником Пруссии и прусского короля Фридриха II.

Надеясь заручиться поддержкой дворян, Петр III удовлетворил их требование об освобождении от обязательной службы. 18 февраля 1762 г. был опубликовав манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

Однако, поскольку остальные действия Петра III были направлены к умалению значения российского дворянства (разгон гвардии и т. п.), положение его  на престоле стало непрочным. Как  и в дворцовых переворотах  второй четверти XVIII в., решающую роль и  на этот раз сыграла дворянская гвардия. 28 июня 1762 г. гвардия возвела на престол  жену Петра III — Екатерину П. Петр III был арестован, отправлен в  Ропшу и здесь убит.

Вступив на престол, Екатерина II (1762—1796) столкнулась со стремлением дворянской знати ограничить царскую власть в свою пользу. Именно с этой целью  видный дипломат Н. И. Панин выступил с проектом создания постоянного  императорского совета. В проекте  Панина Екатерина II и дворянство, окружавшее императрицу, усмотрели попытку  поставить у власти новых верховников из влиятельных и богатых аристократических фамилий. Проект Панина был отклонен.

Тем не менее «самодержцы всероссийские» нуждались в постоянно действующем  совете, состоявшем из близких им людей. Уже во времена Елизаветы Петровны была учреждена Конференция при  высочайшем дворе, в компетенцию  которой входили иностранные  дела и некоторые военные вопросы. Петр III ликвидировал Конференцию, но все  же через некоторое время вынужден был создать Совет при высочайшем дворе, который, так же как и Конференция, ведал военными делами. Екатерина II в 1768 г. тоже организовала Императорский  совет как совещательный орган  при императрице для обсуждения важнейших законов и государственных  мероприятий. В связи с созданием  Императорского совета значение Сената снова пало.

Свою внутреннюю политику Екатерина II осуществляла непосредственно через  генерал-прокурора, президентов коллегий и генерал-губернаторов. Рост влияния  Императорского совета и одновременно умаление роли Сената являлись двумя  сторонами процесса укрепления самодержавия, развития бюрократии и усиления централизации  государственного аппарата.

«Просвещенный абсолютизм» 

История Русского абсолютистского  государства второй половины XVIII в. может быть разделена на два периода: 1) до крестьянской войны 1773 — 1775 гг.; этот период принято называть периодом «просвещенного абсолютизма» и 2) период открытой дворянской реакции, особенно усилившейся с 1789—1790 гг. в связи с революцией во Франции.

Расцвет «просвещенного абсолютизма» в России относится к 50—60-м годам XVIII в. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приемы самодержцев, социальная природа самодержавия при «просвещенном абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры — в Австрии, Пруссии и др. — «просвещенный абсолютизм»  в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям поднимающегося капитализма.

«Просвещенный абсолютизм» был  порожден также обострением социальных противоречий и в первую очередь  классовой борьбой крестьян. Существо политики «просвещенного абсолютизма» заключалось не только в подавлении крестьянских движений, но отчасти  в стремлении предупредить их возникновение. «Просвещенный абсолютизм» проводил также мероприятия, имевшие целью  сохранить и расширить привилегии дворянства, помочь ему приспособиться к развивавшимся капиталистическим  отношениям.

Правительство исходило из того, что  насильственными формами подавления протеста народных масс не всегда достигается прочное успокоение. Оно сочло поэтому необходимым сделать крестьянам кое-какие уступки. К ним относилось прекращение приписки государственных крестьян к заводам, передача монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии (1764 г.) и т. п. Эти мероприятия не затрагивали существа феодально-крепостнической системы. Именно в царствование «просвещенной» монархини Екатерины II деспотизм и насилие, лицемерно прикрываемые демагогической фразой: «все устраивать ко благу всех вообще и всякого особо», достигли небывалого расцвета. В переписке с французскими просветителями — Вольтером, Дидро, Даламбером Екатерина выставляла себя противницей крепостного права, сторонницей правосудия и в то же время подписывала указы, предоставлявшие помещикам право ссылать крестьян в Сибирь, восстановила деятельность учреждений политического сыска, чинивших жестокую расправу над всеми, кто выступал в защиту угнетенных. В публичных выступлениях Екатерина II подчеркивала пользу образования и необходимость расширения сети народных школ, а в частных письмах к приближенным писала: «Черни не должно давать образования; поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь».

Екатерина всей своей политикой  стремилась укрепить позиции дворянства в то самое время, когда уже  налицо были признаки разложения крепостнической системы и когда господство реакционного класса дворянства усиливало отставание России от передовых европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Уголовное право по Воинским  артикулам 1715 г.

 

АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ (от лат. articulus - артикул, статья, параграф) - первый в России военно-уголовный кодекс. Его разработал Петр I, чтобы завершить реформу вооруженных сил.  
 
      Кодекс был опубликован 25 апреля 1715 г. и состоял из 24 глав и 209 артикулов (статей). Весь кодекс делился на 2 раздела. Первый включал в себя постановления о воинских преступлениях и наказаниях, второй - уголовно-процессуальные нормы. Впоследствии оба раздела были включены во 2-й и 3-й разделы Воинского устава 1716 г.  
 
Каждая глава имеет свое название. Нумерация артикулов единая, артикулы расположены по определенной системе, не всегда последовательно выдержанной. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их. 
 
Необходимость разработки была связана с формированием постоянной регулярной армии в России. Он включает текст военной присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранения верности знамени и соблюдения твёрдой воинской дисциплины.Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. 
 
      В статьях Артикула предусматривались суровые наказания за преступления, совершенные военнослужащими. Военным судам были подвластны также и лица, "прикосновенные к армии". Среди мер наказания были: битье кнутом, лозами, шпицрутенами, заковывание в железо, клеймение, ссылка на каторгу, смертная казнь. Смертная казнь была двух видов: квалифицированная (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение) и простая - расстрел ("аркебузирование"), повешение, отсечение головы. Она полагалась за политические преступления, за убийство, за богохульство, сон на карауле и т.п. В толковании артикула 154-го, определяющего наказание за убийство, впервые в истории русского права была оговорена необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы, медицинской экспертизы. В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных нака заний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т.д.). В Артикуле есть наказание за голый умысел (арт. 19), т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение. Отягощающим вину обстоятельством считалось убийство, совершенное мучительным способом, убийство отца, матери, ребенка, офицера. 
 
         Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. 
 
Виды преступлений по Артиклу воинскому. 
 
1.      Против веры. (гл.гл. 1, 2). Устанавливалась ответственность за идолопоклонство, колдовство, богохуление, нарушение порядка отправления церковной службы в войсках. Наказания светские, вплоть до смертной казни. 
 
2.      Политические преступления. (гл.гл. 3, 16, 17). Арт. 19, 20: государственная измена, вооруженное выступление против царя, преступные покушения против монарха, оскорбление царя, осуждение его действий или намерений, тайные переговоры с неприятелем, открытие пароля, передача сведений о военных крепостях. Специальная глава (17) посвящена такому преступлению, как возмущение и бунт.  
 
3.      Воинские преступления. (гл.гл. 4-15): уклонение от военной службы, дезертирство (различалось дезертирство, совершенное прослужившим менее года – наказывалось шпицрутеном, и опытным солдатом – наказывалось кнутом, отправкой на галеры). Добровольно явившийся с повинной дезртир наказывался мягче и оставался в рядах вооруженных сил. Бегство с поля боя вело к смерти, бегство целой части к смерти офицеров и каждого 10-го из солдат, если они виновны. К этому виду преступления также относится мародерство, сдача крепости (кроме случаев, когда кончились продовольственные и оружейные запасы, не осталось солдат), нарушение правил караульной службы. Наказывалось и неправильное обращение с военнопленными. 
 
4.      Должностные преступления: злоупотребление властью в корыстных целях (арт. 194) – наказание в виде повешенья, взяточничество (арт. 184) – наказание в виде повешения, неповиновение начальству, отказ от выполнения служебных обязанностей. 
 
5.     Против порядка управления и суда. 
 
1)      Подделка денег. (арт. 199) – или самовольная чеканка, или примешивание металла к монете – наказание в виде сожжения, или уменьшение веса денег – наказание в виде конфискации и лишения чести; 
 
2)      Подделка печатей и документов. (арт. 201); 
 
3)      Принятие фальшивого имени. (арт. 202), срывание указов (арт. 203), принесение лжеприсяги (арт. 196) – наказывалось в виде отсечения двух пальцев и каторгой, лжесвидетельство (арт. 198). 
 
6.      Против общественного порядка и спокойствия. Это содержание притонов, драки, брань, бунты и «непристойные подозрительные сходбища». (арт. 133). Наказания, в основном, телесные, либо же смертная казнь. 
 
7.      Против личности. 
 
1)      Убийство. Каралось смертной казнью – отсечение головы. Если смерть наступала не в результате побоев, ран, нанесенных лицом, подозреваемым в убийстве, то последний отвечал лишь за побой. Убийство особо жестоким способом должно было наказываться более сурово, нежели обыкновенное убийство. В главе 19, посвященной убийству, определены многие важные институты уголовного права: умысел, неосторожность, случай, необходимая оборона и ее пределы, покушение, соучастие. Артикул причисляет к убийству самоубийство. Артикул предписывает совершение позорящей процедуры относительно самоубийцы: палач должен был волочить тело самоубийцы по улицам и закопать в «бесчестном» месте; 
 
2)      Телесные повреждения. (арт. 143). За нанесение раны ножом преступнику на час прибивали руку гвоздем к доске, затем шпицрутены; 
 
3)      Оскорбление действием. (арт. 145). Ударившего по щеке, палач пред строем также бил по щеке, и получал иное наказание. Вынувшему шпагу, но не ударившему, отсекали руку. (арт. 144); 
 
4)      Оскорбление словом. Наказывалось до полугода тюрьмы; 
 
5)      Клевета. Клеветник наказывался за то преступление, как он вменял вину обвиненному человеку. (арт. 149). Кроме того, требовалось сожжение палачом анонимного письма под виселицей. 
 
8.      Имущественные. (Глава 21). 
 
1)      Простая кража. До 20 рублей, наказывалась шпицрутенами, членовредительством и каторгой. Особо выделялась мелкая кража (арт. 189), наказывающаяся легче. Смягчалось наказание за воровство из тяжелого материального состояния, голода. (арт. 195); 
 
2)    Квалифицированная кража. (арт. 186, 191): 
 
a)     ценой более 20 рублей; 
 
b)     четвертый раз; 
 
c)     во время стихийного бедствия (пожар, наводнение); 
 
d)     из военного арсенала; 
 
e)     на месте несения караула; 
 
f)      у товарища-солдата или офицера; 
 
g)     из церкви. 
 
Этот вид кражи карался смертной казнью (повешение колесование); 
 
3)     Грабеж. Различаются грабеж совершенный без оружия (полагались шпицрутены и телесные наказания) и совершенный с оружием (смертная казнь). (арт. 182-185). Ночного вора можно было убить. (арт. 185), т.к. он ночью не только для воровства, но и для убийства проникает; 
 
4)     Поджог. (арт. 178). Различался умышленный поджог – смертная казнь (арт. 178), неосторожный поджог (арт. 179) – возмещение убытков; 
 
5)     Утайка находки. (арт. 195). Нашедший должен был представить находку начальнику, за что получал до 1/3 ее цены. Утаивший находку наказывался как вор; 
 
6)     Невозвращение отданного на хранение наказывалось как воровство. 
 
9.      Половые. 
 
1)      Скотоложество. (арт. 165). Телесные наказания; 
 
2)      Мужеложество. (арт. 166). За изнасилование мужчиной юноши или мужчины – смертная казнь или ссылка на галеры; 
 
3)      Изнасилование. (арт. 167). Смертная казнь или ссылка навечно на галеры. В артикуле даны обстоятельства доказывания факта изнасилования: а) свидетели; б) разорванная одежда, кровоподтеки, иные вещественные следы; 
 
4)      Прелюбодеяние. (арт. 169, 170). Телесные наказания, временная каторга, наказание «по делу смотря». Если супруг прощал прелюбодеину, наказание смягчалось; 
 
5)      Двоеженство. (арт. 171). Подлежит суду «по церковным правилам»; 
 
6)      Инцест. (арт. 173). Смертная казнь; 
 
7)      Рождение внебрачного ребенка. (арт. 176). Человек, от которого ребенок рожден, должен дать денег на содержание матери и ребенка. Кроме того, закон устанавливает наказание тыремным заключением и церковным покаянием. 
 
Наказание и его виды. 
 
Цели наказания: 
 
1)      устрашение; 
 
2)      изоляция преступника (тюрьма, каторга); 
 
3)      возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге). 
 
Характерные черты наказания: 
 
1)      неопределенность («по делу», «сему подобным»); 
 
2)      жестокость. Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями. В 60 случаях не обозначали ее вид; 
 
3)      несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле. 
 
Виды наказаний: 
 
1.      Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение). 
 
2.      Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение). 
 
3.      Срочная и бессрочная ссылка. 
 
4.      Каторга (на галеры, строительство гаваней, крепостей, заводов). 
 
5.      Конфискация. 
 
6.      Тюрьма. 
 
Штраф. 
 
В отношении офицеров применялись особые наказания: 
 
1.      Отставление от службы (временное или постоянное). 
 
2.      Лишение чина. 
 
3.      Служба в качестве рядового. 
 
4.      Арест у профоса (палача). 
 
5.      Лишение отпуска. 
 
6.      Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. 
 
Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного). 
 
      Положения воинского Артикула без значительных изменений действовали в военное время до 1812 г., когда было издано Полевое уголовное уложение, а в мирное время - до издания Военно-уголовного устава 1839 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Общественный строй в I-й половине 19 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Государственный строй в I-й половине 19 в.

По  форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во  главе государственного аппарата стоял император.

На  фоне централизации и бюрократизации госаппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим  строем и развивающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической  системы, укрепляются внешнеэкономические  позиции России как многонационального гос-ва. Все эти предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которого стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета был император, который назначал членов Совета. Основной функцией Совета являлась подготовка законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет состоял  из пяти департаментов: законов, дел  военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства  Польского.

Роль Совета снижается с учреждением  в 1826 г. Николаем I Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавившей  систему центральных органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Она состояла из 6 отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

Сенат становится  высшим судебным органом страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств  был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, затем оно было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Систематизация российского законодательства  в I-й половине 19 в.

Со  времени принятия Соборного уложения 1649 г. накопилось значительное количество нормативных актов, которые зачастую противоречили друг другу и не отражали в достаточной степени новых потребностей   общественно-экономического   развития.Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако все они были безуспешными. В годы правления Александр I были подготовлены (но не утверждены Государственным советом) проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. По поручению Государственного совета началась работа по составлению систематического свода действующих законов.Николай I  поручил проведение работ по систематизации русского права второму отделению императорской  канцелярии. Из всех возможных методов систематизации была избрана инкорпорация – наименее болезненный для консерваторов метод, не допускавший существенного изменения действующего законодательства. Важным подготовительным этапом для составления свода действующих законов стало создание Полного собрания законов Российской империи. В него были включены все нормативные акты, появившиеся со времени  издания Соборного Уложения до восшествия на престол Николая I. После издания Полного собрания законов был составлен Свода законов Российской империи, включавший только действующие законы. Свод законов опубликован в 1832 г. и введен в действие с 1 января 1835 г.   Система расположения правового материала в Своде законов основывалась на отраслевом принципе.  Законы подразделялись на государственные и гражданские, что отражало деление права на публичное и частное, принятое в западноевропейских государствах. Была проделана большая техническая работа по редактированию текстов законов. Составители Свода привели их в соответствие с нормами орфографии XIX в., устранили разночтения и противоречия.В дальнейшем для отмены устаревших норм была настоятельно необходима  кодификация права по отдельным отраслям. Но император и правящая элита негативно относилась к изданию отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения действий властей и распространения европейского свободомыслия. Необходимость отраслевой кодификации была признана властями только применительно к уголовному законодательству. Уголовный кодекс – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» – был утвержден императором в августе 1845 г. и введен в действие с 1 мая 1846

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"