Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Описание

1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.
2. Общественный строй Киевской Руси.
3. Государственный строй Киевской Руси.
4. Общая характеристика источников древнерусского права.
5. Гражданское право по Русской Правде.
....
44. Конституция СССР 1977 г.

Работа состоит из  1 файл

otech_istor.docx

— 386.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Гражданское и семейное право  по Своду законов Российской  империи.

 

В Своде Законом Российской Империи  рассматривались способы приобретения права:

1.      Пожалование

2.      Выдел имущ-ва от родителей

Проводится  различие между обязательствами  из договора и нанесением вреда. Целая  книга посвящена обязательственному праву.

Виды  договоров, описанные в Своде  Законов Российской Империи:

1.      Договор запродажи - новым является уплата неустойки (уплата компенсации ущерба в случае невыполнения условий).

2.      Договор имущ. найма - владелец мог односторонне прекратить дейтсвие договора.

3.      Договор порядка и поставки.

4.      Договор займа - не ог быть заключён подложно, во вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежно.

5.      Договор страхования - новое явление. По нему общ-во или лицо за определённую сумму обязывалось возмещать имущ. ущерб в случае несчастного случая.

6.      Договор товарищества. В тов-ва входили лица, объединившие свои капиталы и действующие под

Виды  товариществ:

1.      Полное - все частники несли ответственность за долги всем своим имуществом.

2.      На вере или по вкладам - часть имущ-вом, часть по вкладам.

3.      По вкладам - ответственность по размеру своего вклада.

4.      Трудовые артели - основана на непосредственном труде участников.

Брачно-семейное право по Своду Законом Российской Империи.

Гражданское право включило в себя и семейное право (подобно Код. Нап.). Основные принципы сем. права сложились в XVIII в. законным считался только церковный брак. Брачный возраст - 16 и 18 л; на Кавказе - 13 и 15 л. Запрещалось вступать в брак без разрешения родителей. Но запрещалось и принуждение к вступлению в брак. Запрещался брак с безумными и сумасшедшими и 4-ый брак.

Брак  расторгался лишь в особых случаях:

1.      Доказанное прелюбодеяние.

2.      Неспособность к брачному сожительству.

3.      Безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет.

4.      Лишение одного из супругов всех прав состояния со ссылкой в Сибирь, лишение особых прав и преимуществ.

Жена  получала все права и преимущества, связанные со статусом мужа. Но брак не создавал общности имущ-ва. Возможны имущ. сделки между супругами.

Родителям принадлежала власть над детьми независимо от их пола и возраста. Родители могли  обращаться за помощью в суд и  исправительные органы. Иски детей  в случае лёгкого наказания не рассматривались. До совершеннолетия  имущ-вом детей управляли родители. Потом - в зависимости от того, были ли дети отделены или нет.

Наследственное  право по Своду Законов Российской Империи существенно не изменилось. Только устанавливается норам на вымороченное имущество - 5 лет, потом в казну.

Семейное право  
Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.  
 
Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. Жена обязана была “преимущественным повиновением воли своего супруга”, хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также “имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом”, признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.  
 
Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.  
Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Наследование по завещанию ко времени составления Свода законов предполагало полную свободу завещателя, кроме тех исключений, о которых шла речь и которые были связаны с родовым или неделимым имуществом.  
 
По закону к наследованию, как и прежде, допускались лица, связанные с умершим кровным родством. По круг родственников заметно расширился. В наследовании участвовали иностранцы, дети, ещё не рожденные, а лишь зачатые до смерти отца и находившиеся в утробе матери, лица, имевшие физические недостатки (глухие, немые, безумные и т.п.). Только две категории населения России не имели права наследования: лишенные всех прав состояния и монашествующие как отрекшиеся от мира.  
 
К наследованию допускались вес члены рода, как мужчины, так и женщины, зачатые в законном браке (то есть церковном).  
Близость родства определялась линиями и степенями. Существовало несколько линий: нисходящая (прямые потомки), боковая ('братья и сестры и их потомки), восходящая (родители и их предки), побочная (дядья и тетки и их потомки и предки,). Степень составляла внутри линии связь одного лица с другим посредством рождения (в нисходящей линии, к примеру: сын – первая степень, внук – вторая степень, правнук – третья степень и т.д.).  
 
Порядок наследования по закону был таков: ближайшее право имела нисходящая лилия, а в ней – ближайшая степень, которая исключала дальнейшую (сын при живом отце не мог наследовать за дедом). Это правило действовало и в других линиях: ближайшая степень исключала последующую. Из нисходящих, таким образом, призывались к наследству сыновья, после их смерти – внуки, затем правнуки и т.д. Эти наследники делили имущество (за выделом частей вдове или вдовцу и дочерям) в равных частях.  
 
Законная жена после смерти мужа, как при живых детях, так и без них, получала из недвижимого имущества 1/7, а из движимого – 1/4 часть (если нет завещания, по завещанию могла получить всё). Сюда не включалось приданое и собственное имущество жены, приобретенное как до брака, так и в браке, ибо супруги владели имуществом раздельно. Дочери получали в половину меньше жены (1/14 часть недвижимости и 1/8 часть движимого имущества). Но закон предполагал, что сыновья не могли получить меньше выдела дочерям; если за выделом им оставалось меньше имущества, то все делилось поровну. Муж наследовал, как и жена.  
 
При отсутствии сыновей и нисходящих от них в наследство вступали дочери и нисходящие от них. Сводные дети наследовали только имущество своего родителя.  
При отсутствии нисходящих в наследство вступали боковые линии: братья и их потомки. Если братьев не было, наследовали незамужние сестры. При отсутствии последних – замужние сестры и их нисходящие. При этом имущество отца переходило в его род, имущество матери – в её род.  
 
При отсутствии боковых наступал черед ближайшей побочной линии: дядей и теток и нисходящих от них. Следующей была дальняя побочная линия: братья и сестры дедов и бабок. И в последнюю очередь наследовали восходящие: отец и мать, деды и бабушки. В этом исследователи единодушно усматривали большую несправедливость российского наследственного права.  
Если после умершего владельца не оставалось наследников или никто из них не являлся в течение 10 лет после опубликования вызова для получения наследства, или если из явившихся никто не доказывал своего права на наследство, имущество признавалось выморочным. Сначала оно поступало в опекунское управление «для сохранения», а затем при неявке наследников переходило в казну. Дома и строения при этом могли быть проданы управлением с торгов и обращены в капитал. Он помещался в кассу Приказа общественного призрения, и на него шли проценты.  
 
Передача имущества или капитала «в казну» означала следующее: после членов университетов и чиновников учебного ведомства они переходили тем учебным заведениям, где трудились умершие; после духовных лиц – духовному ведомству; после монахинь монастырям, после городских жителей – в доход города; после казаков в пользу казачьего войска и т.д.  
 
Существовал и особый порядок наследования отдельных имуществ. Так, при наследовании художественных произведений, книг и т.п., право это могло быть передано по завещанию третьим лицам (посторонним, не родственникам) только на 50 лет после смерти автора. Затем оно переходило к законным наследникам.  
 
Панагии, кресты, украшенные драгоценными камнями, иконы и прочее имущество духовных лиц переходило к наследникам, за исключением «священных изображений», которые вынимались и оставлялись в местах, где служили умершие, а в конечном счете шли в монастырскую казну. Не христиане не могли наследовать по завещанию иконы и другие «святости». В шестимесячный срок они были обязаны передать их в руки православных или в православную церковь. В противном случае – отбирались.  
 
Не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев за чертой оседлости, поляков в некоторых западных губерниях и иностранцев в центральных губерниях и других особо оговоренных местах, где они не могли владеть недвижимым имуществом.  
 
В западных губерниях существовал также особый порядок наследования дворянских имений, пожалованных на правах майоратов. Такие имения переходили в наследство по мужской линии и всегда к старшему сыну. Если потомство старшего сына пресекалось, они переходили ко второму сыну и т.д. Эти имения наследовались целиком, без дробления, без права остальных сыновей требовать за них вознаграждения. Таков же был порядок наследования заповедных имений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 г.

Разработка  Уложения велась первоначально в  Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии, оно введено в действие с 1 мая 1846 г. Содержало более 2 тыс. статей, впервые содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона.

Уложение  делило правонарушения на преступления и проступки, хотя граница была проведена  не слишком четко. Так, по Уложению преступлением  или проступком признавалось нарушение  или неисполнение установленных  законом предписаний. Разграничение  преступлений и проступков проводилось  по объекту посягательства, хотя и  не очень четко.

Уложение  делило преступления и проступки  на умышленные и неумышленные, различало  умысел двух степеней: заранее обдуманный и «по внезапному побуждению». Неосторожность как форма вины не была отражена в виде общего определения, однако в целом неосторожная вина влекла применение значительно более мягкого наказания.

Достаточно  определялись стадии совершения преступления: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и «совершившееся» преступление. Четко для того времени был сформулирован институт добровольного отказа от совершения преступления.

Подробно  регламентировался институт соучастия, именовавшийся «участием в преступлении». Выделялись 2 формы соучастия – без предварительного согласия и по предварительному согласию, при этом виды соучастников разграничивались в зависимости от формы соучастия. Регламентировались также пределы ответственности соучастников.

Уложение  устанавливало определенные обстоятельства, «по коим содеянное не должно быть вменяемо в вину». К таковым относились: невинность деяния; малолетство; безумие, сумасшествие и припадки болезни; добросовестное заблуждение; принуждение; необходимая  оборона.

Основаниями уголовной ответственности Уложение признавало «несомненную доказанность преступного деяния и виновность».

В системе преступлений на первом месте  стояли преступления и проступки  против религии, государства, порядка  управления, должностные преступления. При этом формулировки отличались громоздкостью  и казуистичностью, поскольку законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений. Так, наказание за убийство предусматривалось 24 статьями Уложения.

Система наказаний по Уложению 1845 г. была чрезвычайно сложной и громоздкой. Она представляла собой так называемую лестницу наказаний, в которой было установлено 12 родов наказаний, разделенных на 38 степеней, начиная от смертной казни и кончая внушением. Наиболее суровыми были наказания уголовные: смертная казнь, ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга. К исправительным наказаниям относились: ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, денежные взыскания. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.

 

30. Реформы 1860-70-х гг. (аграрная, земская,  городская, судебная, военная).

Аграрная.     В большинстве районов России, которых коснулась аграрная реформа (а это происходило лишь в тех губерниях, где было помещичье землевладение), земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь её временными пользователями. В соответствии с законом крестьяне стали в значительной мере зависимыми от сельской общины, без согласия

которой они не могли свободно распоряжаться  своими наделами, уйти из деревни. Общинная форма землепользования служила  явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню. Вся территория Европейской части России была поделена на три природно-экономические полосы – нечерноземную, черноземную и  степную. Это было сделано для  того, чтобы определить нормы крестьянских наделов.

В черноземной и нечерноземной  полосах были установлены «высшая» и «низшая» норма, причём последняя составляла треть «высшей» нормы. В степной полосе устанавливалась одна норма – «указная». Предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но на практике это случалось крайне редко. Чаще всего было так, что помещики под любыми предлогами отрезали излишки земли от наделов – так называемые

«отрезки». Наделы могли подвергаться и дальнейшему  уменьшения, если в распоряжении помещика оставалось меньше трети всей земли  имения (в степной полосе – менее  половины). В результате этого процесса после реформы у крестьян оказалось  в пользовании земель меньше, чем  до 1861 года. Отрезались самые ценные и необходимые для крестьян угодья: сенокосные луга, выпасы и водопои  для скота и т. д. А за пользование  этими угодьями крестьяне были вынуждены  платить помещикам дополнительную

арендную  плату. К тому же землепользование крестьян устанавливалось с чересполосицей, то есть чаще всего крестьянские наделы чередовались с помещичьими, что создавало дополнительные неудобства. Кроме того, по закону крестьяне были лишены лесных угодий, которые оставались собственностью помещиков. Выкуп крестьянских наделов также происходил в пользу помещиков. Основное условие определения размеров выкупных платежей заключалось в том, чтобы и после реформы помещикам

был обеспечен такой совокупный доход, который они имели до 1861 года. Фактически крестьяне выкупали не только земельные участки, но и свою личную свободу. Таким образом, помещики получали выкуп и за освобождение крестьян. Исчисленные суммы выкупных платежей для подавляющей части крестьян оказались просто колоссальными, и  они не могли сразу их погасить. Выплата затягивалась на многие годы.

И до полной уплаты выкупа крестьяне  находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам. В 1907 году выкупные платежи были полностью отменены. Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали

на  волю. Крестьяне не могли понять, почему ещё на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, обрабатывая барщину или выплачивая оброки. Во многих регионах страны распространялись слухи о том, что у помещиков  «поддельные» документы, а настоящие  «царские» законы якобы скрываются от народа. Крестьянские волнения проходили  в Черноземных губерниях, в Поволжье, на Украине, на их усмирение были брошены  большие воинские и полицейские  силы.

В 1863 году закончилась аграрная реформа  и в удельных (дворцовых) хозяйствах, начатая ещё в 1858 году. В течение 1863–1865 годов все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически они  были обязаны выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что  и прежде, на протяжении 49 лет. Государственные  крестьяне к 1886 году также были переведены на выкуп, причём эти платежи за наделы были увеличены почти в 1,5 раза по сравнению с величиной оброка.

 

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из наиболее важных Великих реформ 1860-70-х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях. 
 
Подготовка реформ 
 
Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861. Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин. Основные принципы земельной реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд — были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы, министр внутренних дел П. А. Валуев (оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу. 
 
Формирование местных органов 
 
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти. 
 
Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных — депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий — купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских — в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек). 
 
Права земств 
 
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел. 
 
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа, существенно ограничившая права земств. 
 
Значение земской реформы 
 
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"