Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:19, реферат
История этого государства для историков представляет загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось. Однако не приходится сомневаться в том, что, с одной стороны, оно являлось, осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а другой стороны - продолжением Булгарского государства.
«Возникновение Казанского царства можно почесть восстановлен иск самой Золотой Орды», - так писал профессор Фирсов.
Содержание 2
Введение 3
Раздел I: Возникновение казанского ханства 5
Раздел II: Первый период существования ханства. Территория и население 12
Заключение 17
План
основания Казанского ханства можно
назвать гениальным, потому что хан
Мухаммед понял особенность древнего
культурного местного населения, и
задумавши восстановить мусульманское
государство в Среднем
Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной зоны бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. На юго-востоке и юге простирались обширные степи, занятые Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было, ибо степь время от времени занималась той или иной стороной, а то и вовсе пустовала. Но какую-то условную черту можно было бы провести в районе реки Самары. Самые южные пределы ханства по обширным берегам Волги простирались вниз по реке почти до пределов Сары-Тау (Саратов). Наиболее четкой являлась западная граница – это река Сура, за которой располагались уже земли, находившиеся в подчинении Русскому государству. На севере владения Казанского ханства простирались на уровне средних течений Вятки и Камы и почти граничили с таежной зоной.
Кратко описанная выше территория Казанского ханства являлась его общей территорией, территорией государства, занятой, кроме татар, и другими народами, которые были в подчинении Казани. О вхождении в состав Казанского ханства ряда тюркоязычных и финно-угорских народов сообщается в источниках. Так, например, в русских летописях при описании похода московского войска на Казань в 1469 году приводится такой эпизод: пленный, сбежавший из Казани, пришел в лагерь русского войска, стоявшего на Волге, и сообщил о том, что «дополна собрался на них царь казанской Обреим (Ибрагим) со всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою и с Костятцкою и з Беловоложскою и Вотяцкою и з Бакшырскою». Камская и Беловоложская – это земли выше по Каме и по Белой (Агидель); Сыплинскую землю исследователи отождествляют с нынешней ципьинской на севере Татарстана в бассейне реки Шошмы; под Костятцкою надо подразумевать земли на северо-востоке, занятые иштяками – тюркизированными уграми; вотяками раньше называли удмуртов, следовательно, Вотяцкая земля – это удмуртская. Башкирскую землю летописец несколько искаженно назвал «Бакшырскою». А вот более четко и конкретно, совершенно понятным современному читателю без особых комментариев определил этнической состав Казанского ханства Андрей Курбский – участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский». Не трудно понять, что здесь названы народы, говорившие на этих языках.
Перечисленные выше народы, таким образом, находились в составе Казанского ханства. Все они, живя в этом государстве, платили ему дань. Впрочем, такая обязанность ложилась и на основное, коренное население ханства – казанских татар.
Татары
занимали основные, центральные земли
ханства – это главным образом
Заказанье, т. е. довольно обширная область
к северу от Камы между Волгой и
Вяткой. Значительная часть татарского
населения проживала также на
Горной стороне – в правобережье
Волги и в бассейне Свияги, в
ее среднем и нижнем течениях. Менее
заселенными являлись тогда земли
восточнее Вятки на Елабужской стороне
и, конечно, степное Закамье –
там татарские поселения
Территория
проживания основного населения
Казанского ханства определяется картографированием
татарских селений XV – XVI веков. Сведения
о них собраны казанским
Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек – все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.
Названный выше автор «Казанской истории» хотя и допустил ошибки при освещении древней истории Казани ввиду отсутствия у него надлежащих источников, но оставил довольно ценные сведения о том периоде Казани, современником которого он сам был. То, что он видел своими глазами и описал потом в книге, несомненно, представляет интерес. Вот как он охарактеризовал казанскую землю: «Место пренарочито и красно велми (прекрасно и весьма прилично), и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизо-бильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко (какого) не мощно обрести другого такова места по всей Руской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человечским, не вем (неизвестно) же, аще (если) есть будет в чюжих землях». И не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных», т.е. просьбах, Ивану Грозному назвал Казанское ханство «подрайскою землею угодьем великим», призывая скорее завоевать его.
Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, которое занимало описанные выше центральные земли этого государства, следует обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т.е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары» («этноним» – слово греческое и означает самоназвание того или иного народа), параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.
«Бесермены» же – несколько искаженная, летописная форма «бусурман», т.е. русской транскрипции «мусульман», ибо татары являлись мусульманами. Было и третье название – «казанцы», которое применял автор известной нам «Казанской истории» в отношении татар; хотя он и называл их татарами, но больше употреблял название по городу Казани. В этом нет ничего удивительного, ибо в античности и средневековье население какого-нибудь государства нередко именовали по названию столицы этого государства (например, римляне, московиты). Именно московитами называли русских западноевропейские путешественники XVI – XVII веков.
Несмотря
на чередование перечисленных
Справедливости ради надо отметить, что в имеющихся татарских исторических повествованиях и других сочинениях старотатарской письменности часто применяется слово «мусульмане», когда говорится о татарах периода Казанского ханства и даже последующих времен. Несомненно, это не этноним, а своего рода религиозный термин, употребленный в противовес «кяфирам» («неверным»), т. е. иноверцам, в данном случае, православным христианам. Поэтому вполне логична и понятна замена «татарина» «мусульманином» в той национальной литературе, которая создавалась в период насильственного крещения татар, и она звучит как законный протест против христианизации в защиту мусульманства – исламской религии и культуры. Следовательно, слово «мусульмане» в татарских произведениях XV – XVIII веков является не этническим названием, а применено как уважение к мусульманству, исламской религии – образу жизни, образу мышления татар в течение нескольких столетий.
В
Казанском ханстве, главным образом
в его столице Казани, проживали
представители и некоторых
Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его основное население составляли татары.
История
Казанского ханства представляет выдающийся
интерес по многим причинам. Помимо
общего права на внимание, как история
обширного государства, она имеет
специальное значение для историков
общей, восточной и русской культуры.
Государственный организм, возникший
посредством прививки сильной военной
власти к основе местной старинной
культуры, сразу выступил во всеоружии
своей мощи и имея все шансы
на долгое существование, но дальнейшее
экономическое развитие Восточной
Европы сложилось не в его пользу.
Ход казанской истории в
Скудость
писаных источников заставляет придавать
большое значение различным пережиткам
старины, до сих пор живущим в
сознании и быту казанского народа.
Сюда относятся: 1) памятники языка,
2) предания, 3) вещественные памятники,
4) бытовые понятия и 5) остатки
обычного права. Эти категории памятников
имеют особое значение, в виду утраты
писаных документов. В языке сохранилось
много старинных переживаний, связанных
с давно отжившею стариной, различных
терминов и названий, которые могли
бы помочь уяснить структуру и
технику государственного строя
и общественных отношений эпохи
Казанского ханства. Предания могут
нам осветить ряд вопросов, относящихся
к отдельным лицам, местам и событиям,
оставившим след в истории Казанского
ханства. Вещественные памятники (надгробные
плиты, книги, развалины, находки, бытовые
предметы) могут содействовать уяснению
распространения и
Список использованной литературы