Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:19, реферат
История этого государства для историков представляет загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось. Однако не приходится сомневаться в том, что, с одной стороны, оно являлось, осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а другой стороны - продолжением Булгарского государства.
«Возникновение Казанского царства можно почесть восстановлен иск самой Золотой Орды», - так писал профессор Фирсов.
Содержание 2
Введение 3
Раздел I: Возникновение казанского ханства 5
Раздел II: Первый период существования ханства. Территория и население 12
Заключение 17
Содержание 2
Введение 3
Раздел I: Возникновение казанского ханства 5
Раздел II: Первый период существования ханства. Территория и население 12
Заключение 17
История этого государства для историков представляет загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось. Однако не приходится сомневаться в том, что, с одной стороны, оно являлось, осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а другой стороны - продолжением Булгарского государства.
«Возникновение Казанского царства можно почесть восстановлен иск самой Золотой Орды», - так писал профессор Фирсов.
«Преемственную связь этих двух общественных союзов прежде можно видеть в лице казанского хана, который был сыном ордынского повелителя. Но была, конечно, и более тесная связь, если принимать внимание место деятельности обоих царств, элементы, входившие в их состав, направление образованности того и другого. Среднее и Нижнее Поволжье - сцена деятельности и Казанского царства, и Золотой Орды; татарский элемент был там и здесь; вылился он в одни и те же булгар магометанские формы.
Степень значения каждого в этом обществе обусловливалась личной храбростью и зависела от воли хана. Материальное благосостояние каждого находилось в тесной связи с этим общественным значением. Перед ханом все были равны: он мог самого ничтожного человека возвести первейший пост в Орде и самого заслуженного воина обратить в ничто. В этом строе татар заключается разгадка их военных успехов и в том, причина недолговечности их союза».
Об этом свидетельствует то, что московские князья продолжали платить казанским ханам дань. С другой стороны, ханство являло собой продолжение булгарских традиций, поскольку располагалось на той же территории и люди, проживавшие здесь, хранили в памяти свое происхождение и называли себя булгарами. Н.М.Карамзин, как и многие современники, считал казанских татар потомками Золотой Орды и булгар. Разумеется, Казанское ханство возникло не на пустом месте. Казань как важная крепость и торговый центр, существовала уже в конце IX начале X вв. уже тогда привлекала внимание купцов и властителей. Поэтому, та версия, которая была выдвинута профессором С.Х.Алишевым, может рассматриваться.
Относительно
года основания Казанского ханства
и личности первого хана среди
русских историков имеется
Хан
Мухаммед, имевший прозвище "Улу",
т.е. большой, в отличие от другого
Мухаммеда - "Кучук" или "Кичи",
т.е. меньшего, был внуком знаменитого
Тохтамыша и сыном Сарайского
хана Джеляль-уддина. После нашествия
Аксак-Тимура в Сарае происходила
ожесточенная борьба за престол, в которой
конкурировали, главным образом, прежние
ханы - Тимур Кутлу, ранее свергнутый
Тохтамышем, и Тохтамыш, в свою очередь
свергнутый Аксак-Тимуром. По смерти Тохтамыша
претендентами на престол выступили
его сыновья, которые и занимали
Сарай один за другим, но ненадолго.
С наибольшим успехом царствовал
один из них - Джеляль-уддин, которому в
1411 году удалось в союзе с литовским
князем Витовтом свергнуть сына Тимура-Кутлу
и занять ханский престол. Джеляль-уддин
продолжал великодержавную
В. Д. Смирновым была высказана2 догадка о тождестве Улу Мухаммеда с ханом Худай-Дадом ("Куидадат"), который в 1423-24 г. напал на литовский город Одоев и был разбит соединенным литовско-московским войском3, но догадка эта едва-ли основательна, так как в указанное время Улу Мухаммед еще не был ханом Сарайским.
В
1436 году хан Мухаммед лишился престола,
будучи низложен претендентами на ханскую
власть. Татарские источники, которыми
пользовался Ланглес, описывают
события, сопровождавшие низложение Улу
Мухаммеда, следующим образом. По вступлении
на престол Улу Мухаммед приказал
отыскать убежище смертельно раненого
знаменитого князя Идиге (Едигея),
главного приверженца династии Тимура
Кутлу, и прикончить его. Сыновья
Идиге, бежавшие вместе с племянником
Тимура Кутлу Гыяс-эддином в Россию,
вернулись с 3-тысячным войском и
напали на Улу Мухаммеда. Потерпев поражение,
Улу Мухаммед удалился в Крым, победитель
же Гыяс-эддин занял Сарай и
вступил на ханский престол, но процарствовал
недолго и год спустя умер (в 1437
г.). В ханы был возведен внук Тимура
Кутлу, юноша Кичи Мухаммед. - "Вслед
за этим произошло столкновение между
счастливым Кючук Мухаммедом и Улу
Мухаммедом... Первый сделал нападение
Улу Мухаммед, удалившийся после
поражения его Гыяс-эддином в
Крым... После нескольких сражений противники
заключили договор, по которому все
приволжские земли стали
Имея опыт отторжения от Сарайского ханства независимого Крымского государства, самостоятельность которого была обусловлена договором с Кичи Мухаммедом, и не желая больше оставаться в негостеприимных пределах России в качестве эмигранта, Улу Мухаммед решил отторгнуть от Сарайского ханства другую часть его владений и обосноваться там в качестве независимого государя. С этой целью он составил план восстановления самостоятельного мусульманского государства в Среднем Поволжьи, каким было Болгарское царство. Покинув Белев, Улу Мухаммед выступил в Мордовскую землю и, проследовав мимо русской границы, достиг пределов Болгарии. После разгрома 1361 года и недавнего нападения русских под предводительством кн. Федора Пестрого (1432 г.), столица края г. Булгар лежала в развалинах, и население, отхлынувшее на север за Каму - в более безопасные и глухие места - стало сосредотачиваться вокруг нового центра - Казани. Поэтому хан Мухаммед избрал столицею своего государства не Булгар, а Казань, и новое ханство получило название Казанского ханства.
Ко
времени занятия Улу Мухаммедом
Казань была уже крупным городом
и унаследовала от Булгара его
торговое и политическое значение.
При хане Джеляль-уддине в Казани
был один из Сарайских царевичей
- Талыч, который в 1411 году, в согласии
с политическими взглядами
Утвердившись в Среднем Поволжье, хан Мухаммед решил восстановить господство свое над Россией и заставить Московского великого князя платить дань по-прежнему ему, а не Сарайскому хану Кичи Мухаммеду. С этой целью он предпринял поход против русских. Весною 1439 года хан Мухаммед занял Нижний Новгород и победоносно дошел до самой Москвы. Великий князь был принужден поспешно уехать за Волгу, поручив оборону столицы одному из бояр. С 3-го по 13-ое июня хан Мухаммед стоял под Москвой, но кремля взять не мог, Тогда он сжег посады и отступил. На обратном пути казанское войско сожгло Коломну, затем возвратилось в Казань.
В течение 5-ти лет мирные отношения не нарушались, но в 1444-45 годах хан Мухаммед предпринял второй, еще более удачный поход против русских. Поход начался осенью 1444 г. взятием Нижнего Новгорода. Хан остался здесь зимовать и в январе 1445 г. послал отряд против Мурома. Натолкнувшись на значительное русское войско, казанцы потерпели поражение и отступили; Нижний также был ими оставлен. Но с наступлением весны поход возобновился. В апреле Нижний вновь был занят Улу Мухаммедом. Казанское войско под начальством царевичей Махмуда и Якуба вступило в Московскую область и дошло до Владимира. В генеральном сражении 7-го июля в окрестностях Суздаля, у Спасо-Евфимиева монастыря, русские были разбиты, и сам великий князь Василий вместе со своим двоюродным братом князем Михаилом Верейским был взят казанцами в плен. Они были отвезены в Нижний к Улу Мухаммеду - старые знакомые встретились через 14 лет после того, как Василий Васильевич приезжал на суд к Мухаммеду в Сарай.
Великий князь согласился на все условия, которые были ему предложены. Он обязался дать огромный выкуп за себя. Еще до возвращения великого князя из плена против него назревало возмущение - народ не желал признать заключенного им договора. С Василием прибыло в Москву 500 казанских людей - "князья татарские со многими людьми". Они были назначены на различные административные должности и получили в кормление волости и города. Но современники думали не так: мы видели, как они роптали, когда при отце Василия давались литовским князьям богатые кормления; еще более возмутили их негодование подобные поступки с татарами, потому что в них не могла еще тогда погаснуть сильная ненависть к этому народу, и когда к тому же были наложены тяжкие подати, чтобы достать деньги для окупа"7.
Татары, приехавшие в Россию, стали устраиваться здесь так, как им было желательно, и постепенно соорудили мечети в русских городах, где они поселились. Впоследствии русский посол в Турции заявил: "Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях... В Кадоме, в Мещере многие приказные государевы люди мусульманского закона"8. "И в тех городах мусульманские веры люди по своему обычаю мизгити и кошени держат, и государь их ничем от их веры не нудит и мольбищ их не рушит"9. Массовое введение иностранцев в состав администрации, наплыв татар внутрь страны, тяжелые налоги в уплату контрибуции, отмежевание целого удела татарскому хану - все это должно было вызывать сильное недовольство среди русских людей. Построение же мечетей в русских городах при известном фанатизме местного населения вызывало особенное негодование.
Профессор Вельяминов-Зернов относит самое основание Казанского ханства к моменту возвращения Мухаммеда из похода 1445 г. Вельяминов-Зернов ссылается при этом на следующие мотивы: 1) В 1444 году хан Мухаммед, подступив к Нижнему, намерен был там зимовать. - "Если бы хан имел столицею Казань, что за нужда была бы ему ходить в Нижний и искать зимовки? - пришел бы он просто воевать город, без всякой преднамеренной цели" (I, стр.8-9). 2) известно, что Василий был освобожден из плена в Курмыше, а не в Казани, и потому сообщение Архангельской летописи, будто освобожденный из плена великий князь вернулся в Москву из Казани, следует считать ошибочным; точно также сообщение Архангельской летописи о том, что царевичи Махмуд и Якуб весной 1445 г. направились в поход из Казани, нужно признать, по мнению Вельяминов-Зернова, ошибочным (I, стр. 7). 3) в Царственном Летописце прямо сказано, что "Из Белева пойде царь (Улу Мухаммед) к Нову городу к Нижнему и засяде Нов город Нижний Старой. И тако много зла от него бываше, и из Нова города великий Василий Васильевич, и взя Крещение (праздник) во Владимире. И пойде противу его со всею братьею и со всеми людьми к Мурому: царь же Улумахмет слышав возвратися бегом к Нову городу к Нижнему к Старому, в нем же живяше". Вельяминов-Зернов говорит: "Здесь летописец прямо дает чувствовать, что, по его мнению, Улу Мухаммед с самого побега из Золотой Орды вплоть до весны 1445 года жил постоянно в Нижнем Новгороде" (стр. 9).