Этапы и особенности становления РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:22, реферат

Описание

История казахского государства, если вести отсчет от великой евроазиатской империи древнего суперэтноса – тюрок, насчитывает почти 1500 лет. Свыше 500 лет прошло с тех пор, как на обломках Золотой Орды образовалось самостоятельное Казахское ханство – законный правопреемник всех предыдущих государственных образований, существовавших на огромной территории. Из них около 300 лет, начиная с 1731 г., казахский народ жил в составе Российского государства, в том числе 75 лет – при советской власти.

Работа состоит из  1 файл

становление Рк.docx

— 35.10 Кб (Скачать документ)

Кроме того, Казахстан  – многоэтнический регион. На его территории проживают свыше 100 наций и народностей, в том числе из 25 млн. русских, проживающих за пределами России, около 7 млн. живут в Казахстане. Это почти 40% его населения. Половина корейцев, уйгурок, узбеков и других народов, проживающих в СНГ также живут в нашей республике. В случае территориального передела были бы глубоко задеты их экономические, религиозные и этнические интересы, а если учесть еще патриотические чувства 3 млн. соотечественниклвказахов, живущих на разных континентах земли, то ясно, что это стало бы причиной одного из наиболее острых конфликтов не только в данном регионе, но и для всего мирового сообщества.

Обо всем этом стоило бы задуматься таким «подлинным патриотам», использующим, как известно все средства, включая националистические, шовинистические, для реализации собственных сценариев  колониальноимперского, великодержавношовинистического, националистического патриотизма, геополитического «обустройства» своих государств на основе ущемленных тотальнобюрократическим режимом амбиций.

Таким образом, анализ общественных условий после раскола  почти 75летнего тоталитарного режима показывает, что провозглашению суверенной независимости бывших союзных республик  СССР предшествовали соответствующие  предпосылки: социальнополитические, экономические, военные.

Так, социальнополитические предпосылки возникновения и становления суверенных государств СНГ в целом и в суверенной Республики Казахстан в частности характеризуется такими основными чертами международного пространства вокруг них, как:

 непредсказуемость  внешнеполитических действий республик  в условиях отсутствия международноправового механизма регулирования их поведения на мировой арене;

 крайняя нестабильность  социальнополитического положения в республиках;

 существование  у республик взаимных территориальных  претензий;

 наличие внутренних  проблем самоопределение компактно  проживающих национальных меньшинств  и др.

Указанные обстоятельства усиливают ответственность РК за нахождение оптимальной модели взаимоотношений  с республиками, определяя тем  самым ее будущую роль и место  на предстоящий переходный период. Новое международное пространство в геополитических рамках Казахстана выделяет особую роль государства в  решении неотложных задач преодоления  многолетнего застоя в социальнополитической жизни, во взаимоотношениях СНГ, как никогда актуализирует проблемы республик Содружества, в том числе Казахстана. Это совершенно закономерно, так как, с одной стороны, финансовые возможности молодых, независимых государств явно неадекватны потребностям социальноэкономического развития и довольно остро ставят вопрос об эффективном использовании имеющихся ресурсов. С другой, если начиная с середины 80х годов, действительно происходил демонтаж СССР, теории и практики строительства социализма, то начало 90х годов явилось новым этапом становления и роста уже суверенных, независимых и свободных республик. Отбросив политику классовоидеологического единомыслия, выражавшую интересы партийногосударственной бюрократии, народы СНГ сконцентрировали усилия на социальноэкономическом развитии своих стран, на вхождении в мировое сообщество и рыночных отношениях.

Время обнажило и  трудности этого процесса, его  сложный двойственный характер. На первый план вышло противоречие между  требованиями обновления, творчества, инициативного отношения к делу и инерцией, консерватизмом, корыстными интересами.

Однако объективная  логика событий стала такова, что  Казахстан, как и другие субъекты федерации, активно вышел на международную  арену. Благодаря решению 47 Генеральной  Ассамблеи ООН 2 марта 1992 года он стал, наравне с республиками Средней Азии, 164м государством, входящим в его состав, полноправным его членом.

Сегодня Казахстан  признан более 100 государствами, почти  со всеми установлены дипломатические  отношения. Республика вступила в июле 1992 г. в Международный валютный фонд и во Всемирный банк. Участвует  в деятельности ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО и  др.

Ныне Казахстаном  накоплен уже немалый опыт международной  деятельности, расширен диапазон его  участия во внешнеполитических акциях, в научнотехническом, экономическом, культурном обмене с зарубежными странами. В целом набирает силу тенденция к взаимопроникновению хозяйственных механизмов, к интеграции в региональном и глобальном масштабах.

Причем особый интерес  представляет роль, которую играет республика в отношениях с формирующимися политическими режимами в АзиатскоТихоокеанском регионе (АТР), с субъектами тюркоязычного, мусульманского мира, расположенными вблизи от нее. В этой связи существенную значимость начинает приобретать подключение Казахстана к работе таких международных экономических и политических форумов в АТР, как организация АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и регионального форума АСЕАН по обеспечению безопасности и др.

И в этих условиях политический интерес представляет сам курс, провозглашенный на радикальное  обновление всей внешней политики в  целом. Коренные перемены в этой области, начавшиеся с середины 80х годов, нашли свое отражение почти во всех документах политического характера. Так, непосредственно по вопросам внешних  сношений Казахстана за эти годы был  принят целый пакет специальных  законодательных актов. Утверждено Положение начиная с самой Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по руководству международными связями. Ее деятельность была направлена на всемерное обеспечение политических, организационных и экономических условий для активного включения министерств, ведомств, предприятий, объединений, производственных кооперативов в различные сферы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Правительство также  утвердило новое Положение о  Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, установившее его задачи, функции, права и обязанности. Основными  задачами МИД республики являлось осуществление  работы по координации, укреплению и  совершенствованию зарубежных связей Казахстана, разработка предложений  внешнеполитического характера, защита национальных интересов страны и  его граждан в вопросах взаимоотношений  государства с зарубежными странами. Были также приняты документы  о постоянном представительстве  Казахстана в других государствах СНГ  и странах дальнего зарубежья  и т.д. Все эти акции говорят  о том, что важное место в осуществлении  государственной внешней политики в новых условиях занял процесс  реформирования и демократизации самого механизма реализации внешнеполитической деятельности, который был полностью  сосредоточен в руках Компартии. Объяснялось это неизменной руководящей  и направляющей функцией КПСС во всех областях жизни, которая не позволяла  высшей государственной власти ни одной  союзной республики выполнять полностью  свои функциональные обязанности.

В целом, социальнополитическая ситуация этого периода характеризуется и резким ростом общественных организаций, таких, как: антиядерное движение «НевадаСемипалатинск»; Комитет по спасению Арала и Балхаша; историкопросветительское общество «Адилет»; общество «Милосердие» а также политических партий, как: Народный конгресс Казахстана; Желтоксан; Социалдемократическая партия Казахстана; гражданское движение «Азат»; межнациональное движение «Единство».

При рассмотрении экономических  предпосылок образования РК, невольно возникает вопрос: почему люди стали  жить хуже при наличии огромных сырьевых ресурсов? Чтобы понять ситуацию необходимо оглянуться в недалекое прошлое. Как известно, уже к концу 70х  годов система СССР, основанная на централизованном управлении, на монополии  государственной собственности, полностью  исчерпала свои возможности. Страна держалась лишь за счет нефтедолларов  и экспорта других видов сырьевых ресурсов. Положение еще усугублялось непомерно высокими расходами на армию и милитаризацией целых  отраслей промышленности.

Изза отсутствия экономических стимулов и механизмов осуществления практически остановился научнотехнический прогресс. Неэффективность экономики, ее затратный характер обусловили крайне низкий объем расходов на социальную сферу. Так, Казахстан по уровню развития материальной базы здравоохранения, образования, культуры оказался в последних десятках стран мира. Так называемая уравниловка в распределении материальных ресурсов, низкий уровень заработной платы практически уничтожили мотивацию к труду, привели к эрозии трудовой этики, к социальной апатии населения. Поэтому не случайно сегодня главная цель РК – соединить достижения научнотехнической революции с экономикой и культурой, общегосударственное руководство – с интересами личности и коллектива. Для воплощения этой стратегической установки предстояло осуществить меры поистине революционного характера. Было ясно, что теперь уже не может быть принят прежний, преимущественно эволюционный тип научнотехнического прогресса. Необходимо было ориентироваться на самые последние достижения научнотехнического мысли, открывать новые перспективные направления развития техники и технологии, способные обеспечить многократное повышение производительности труда – таково было требование времени, непременное условие радикального перелома в интенсификации экономики.

Казахстану, чтобы  стать полноправным членом мирового сообщества, необходимо было прежде всего ликвидировать уродливый крен «сырьевого придатка» бывшего союзного хозяйства, требовалось преобразить структуру самой экономики. Однако без тесного сотрудничества с развитыми индустриальными странами, без широкого привлечения иностранных инвестиций эту задачу нельзя было быстро решить. Поэтому были созданы такие новые структуры, как: Агентство по иностранным инвестициям, Таможенный комитет Министерства государственных доходов республики, зарегистрирована Международная Казахстанская агропромышленная биржа и т.д. Кроме того, для повышения гарантоспособности республики были также образованы Золотой и Алмазный фонды.

Относительно оснопологающих принципов и предпосылок военной доктрины, обеспечивающей коллективную безопасность в условиях провозглашения суверенности и независимости Республики Казахстан, необходимо иметь ясное представление о том, что мы имели, какие последствия вызревали в этом направлении?

Как известно, после  распада СССР ядерное оказалось  на территории четырех независимых  государств – России, Украины, Беларуси и Казахстана.

Казахстан в принципе всегда стремился объявить себя безъядерной  зоной. Поэтому, не случайно, Госсекретарем  США Бейкером было вручено Президенту Казахстана официальное письмо с  подтверждением общеизвестным заявлением ВЭНСа, сделанным им от имени правительства США в 1969 г. по защите тех государств и их суверенитета, которые называют себя безъядерными. И как итог, в числе 129 государств – членов ООН 31 сентября 1996 года Казахстан подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия.

Одновременно, по итогам Ташкентской встречи, подписав договор  о Коллективной безопасности СНГ, Казахстан, вопервых, обеспечил над собой «ядерный зонтик», способствовал образованию единого оборонного пространства. Вовторых, США в лице Президента Буша признал Республику Казахстан как участника договорного процесса по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подтвердил обязательства США по защите безъядерных государств, подписавших соглашение об СНВ. Втретьих, проблема дальнейшего сокращения ядерного оружия, находящегося на территории Казахстана после выполнения договора об СНВ, подлежало урегулированию между Казахстаном и Россией, который рассматривался всегда как военнополитический союзник, с которым на взаимовыгодных условиях решались все проблемы организации общей защиты. А как известно, Россия объявила себя правопреемницей СССР и дисбаланс сил в Азии шел бы вразрез с ее геополитическими интересами, ей гораздо безопаснее иметь на юге давнего и надежного союзника, а не какуюто другую страну. Казахстан же намерен был оставаться равным в отношениях как с Россией, США, так и с другими членами Совета Безопасности ООН.

Так как ситуация сегодняшнего дня обязывает выработать самостоятельную внутреннюю и внешнюю  программы действий в масштабах  государства Казахстан, а если надо – общенациональную программу развития и защиты его независимости и  суверенности, отводя при этом особую роль проблеме безопасности. Ибо, высшая цель безопасности государства Казахстан  – обеспечение прав человека, гражданских  свобод и законных интересов граждан  в соответствии с Конституцией республики, Всеобщей декларацией прав человека.

Поэтому безопасность Казахстана как независимого государства  должна определяться, прежде всего, качественным состоянием защищенности общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности республики, экономического и оборонительного потенциалов, жизненно важных интересов граждан  республики от внешних и внутренних посягательств.

Таким образом, отсюда следует вывод, что образование  Содружества Независимых Государств, в том числе суверенной Республики Казахстан, это естественное, объективное  развитие событий, характеризующихся  определенными объективными условиями  и предпосылками в области  как социальнополитической, экономической, так и военной. И поэтому интеграционный процесс являлся неизбежным. Уклоняться от него было просто опасно и невозможно. Что касается позиции Казахстана, то о ней четко было сказано в программной работе Президента республики, посвященной становлению и развитию Казахстана, где он, в частности, подчеркнул: «Казахстан всегда был готов к совместному варианту выхода из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, эти инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно – осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ».

Именно это подтверждают вышесказанные объективные условия  и предпосылки возникновения  суверенного и независимого Казахстана.

Отсюда следует, что  Казахская советская автономия  в момент создания в 1920 г. образовалась как национальная государственность  на основе права нации на самоопределение, поскольку казахи, составляя большинство  населения, жили на своей исконной исторической земле. С тех пор республика называется Казахской, а государство – Казахстан. В новейших государственных документах это положение также нашло  подтверждение: в «Декларации о  государственном суверенитете Казахской  ССР» говорится о национальной государственности, в Законе «О государственной независимости  Республики Казахстан» сказано о  необходимости укрепления национальной государственности, вновь подтверждено право казахской нации на самоопределение. Результатом осуществления этого  права в политическом аспекте  является объявление государственной  независимости Республики Казахстан, которая по составу своего населения  является многонациональной, а по характеру  государственности – национальной. В силу этого идея национальной государственности  нашла свое соответствующее отражение  и закрепление в новой Конституции Республики Казахстан 1995 года. Естественно и то, что стремительно «взрослеющие» законодательные и исполнительные органы страны вносят необходимые коррективы в становление нашего суверенного государства. Анализ показывает, что все более плодотворной становится деятельность нашего нового Парламента Республики Казахстан, налицо явный рост профессионализма депутатов, их более квалифицированный подход к законотворчеству, к обеспечению эффективной работы этого законодательного органа. Очевидно то, что новому Парламенту республики под силу решение важнейших политических, законодательных и экономических задач, которые ранее были в компетенции лишь союзных органов. И это касается не только казахстанского Парламента, но и других органов власти республики. Следовательно, общество, открытое для взаимовыгодного сотрудничества передовых идей и технологий, высокой культуры, должно было перейти на качественно новые принципы отношений с государственными образованьями других стран. В республике были созданы структуры власти, принципиально отличающиеся от прежних. Так, Президент был вторично, всенародно избран демократическим путем, реорганизована вся исполнительная власть и т.д. Поэтому вытекает вывод, что на рубеже XX и XXI веков Казахстан активно вышел на новые грани сотрудничества как с СНГ, так и с мировым сообществом, основанные на принципе полного государственного суверенитета.

Информация о работе Этапы и особенности становления РК