Этапы становления социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, доклад

Описание

Социологическая мысль в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 34.57 Кб (Скачать документ)

Этапы становления  науки в России.

  1. Российская социологическая мысль второй половины XIX века.

Социологическая мысль  в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические  доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные  установки этих течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах мыслителей 19-20 веков.

С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев; в ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.

Рассказывая о ключевых положениях “русской” школы (как  её называли за границей в то время), наилучшим способом представляется такой путь: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (можно  остановиться на четырёх учёных: Лаврове, Михайловском, Южакове и Карееве), чтобы, не смотря на явные идейные  сходства, задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности. В этом смысле логичнее будет начать с анализа взглядов П.Л. Лаврова.

Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала  принимать собст. Рассказывая о  ключевых положениях “русской” школы (как её называли за границей в то время), наилучшим способом представляется такой путь: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (можно  остановиться на четырёх учёных: Лаврове, Михайловском, Южакове и Карееве), чтобы, не смотря на явные идейные  сходства, задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности. В этом смысле логичнее будет начать с анализа взглядов П.Л. Лаврова.

Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала  принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым  удивлением указал немецкий философ  и социолог Л. Штейн в своем  благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация  преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют  друг друга. Их конкретная история позволяет  уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более широком  мировом процессе социального познания определенной эпохи. венные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют друг друга. Их конкретная история позволяет уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более широком мировом процессе социального познания определенной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Российская социология в начале ХХ века.

История социологии в России - наименее изученный раздел мировой  науки, что обусловлено своими историческими  причинами. Социология в России с  самого начала была поставлена в неблагоприятные  условия по сравнению с теми, в  каких работали социологи в странах  Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная  социологическая мысль успешно  развивалась и смогла не только подняться  на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом  ряде областей именно русскими социологами  были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с  развитием науки в России, отечественные  социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться  на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль.

 Как и в мировой социологии в России действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае видно постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.

Формирование и развитие психологической тенденции в  социологии было обусловлено несколькими  факторами. Изменения, происходившие  в общественной и экономической  жизни разных государств, и прежде всего бурное развитие в ряде стран  с развитым капиталистическим хозяйством и обострение в них классовой  борьбы, вызывали необходимость изучения причин и механизмов новых массовых социальных процессов. Требовалось  более полное и научно обоснованное истолкование исторического процесса, выяснение конкретных характеристик  изменений в психическом состоянии  и поведении больших социальных групп. Солидарную поддержку развитию психологизма в России оказали исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности И.В. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти  выдающиеся русские ученые конца XIX-начала XX века стояли у истоков современной  научной психологии. В их трудах впервые получили детальную разработку внутренние психические процессы, их связи с действием внешних  раздражителей и окружающей среды, а также анализировалась роль последних в формировании психики. При этом ученые русской школы  выступали против переноса принципов  психологии в социальные науки. Данное требование было сформулировано В.М. Бехтеревым, который подчеркивал, что "социология изучает установки самой общественной жизни, социальные явления, их причины  и следствия, не задаваясь вовсе  целью проникнуть в психологический  механизм этих явлений".

  1. Судьба науки в период советской власти.

Историческая  судьба социологии советского периода  после Октябрьской революции  складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.

К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала  значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные  проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.

В принципиально иной ситуации оказались  после Октябрьской революции  марксистская социология. Приобретая академическую респектабельность  и государственную поддержку, марксистская социология приспосабливалась к  сложившемуся разделению научного труда  в обществознании. Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”, стали появляться первые монографии и учебные курсы. Это был период острых дискуссий по поводу социологического наследия Маркса – Энгельса – Ленина, содержания основных теоретических концепций марксизма и категорий исторического материализма. Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью, хорошим знанием трудов своих западных коллег, научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.   

В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое распространение  получили позитивистские и натуралистические  трактовки общественных явлений. Выступая против неокантианского противопоставления наук о природе и культуре, многие марксисты склонялись к вульгарно-натуралистическим  концепциям общества. Открытое влияние  позитивизма было подавлено в  начале 30-х годов, хотя в неявной  форме его воздействие всегда присутствовало. 

Столкнувшись  с трудностями при определении  предметной спецификации марксистской социологии, ряд известных авторов  предлагали считать исторический материализм  филосовско-социологической теорией. Определяя предмет марксистской социологии, большинство социологов начала 20-х годов воспроизводили идеи О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Социология понималась как наука об обществе в целом, о сложно организованной социальной системе. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия “общественно-экономическая формация” марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития смены общественных формаций.

В первой половине 30-х годов исследования в области методологических проблем  социологии фактически прекратились. К середине 30-х годов полностью  возобладала упрощенная точка зрения на исторический материализм как  на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Марксизм в стране все  больше изолировался от западной социологии и превращался в охранительную  доктрину. Тем не менее, в 20-е годы еще сохранялись относительно благоприятные  условия для научных дискуссий. Такие общесоюзные дискуссии  прошли практически по всем фундаментальным  проблемам исторического материализма: соотношению общественного бытия  и общественного сознания, содержанию понятий общественно-экономическая  формация, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, классы, семья и др. Это был  наиболее творческий период в истории  советской социологии.

  1. Признание науки в 1950 года и особенности её статуса.
  2. Период перестройки и новый этап в развитии советской социологической науке.
  3. Социология в России в начале XXI века.

XXI век – век социологии

 

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего.

 

На рубеже XX – XXI веков  сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы, сообщества, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные  организации в сложные сплетения  социальных отношений, стала разрастаться сеть всемирной взаимозависимости. Сформировались транснациональные (ТНК) и мультинациональные корпорации (МНК), которые организуют сети глобального производства и распределения, представляющие интересы развитых государств. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства.

 

Глобализация экономики  породила ряд негативных социальных реалий, наличие которых социология не может обойти молчанием.

 

Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и  регионов по количеству потребляемого  сырья. Например, потребление нефти  на одного среднестатистического человека Земли составляет 554 кг. Но при этом в США на каждого приходится примерно 2614 кг, в Канаде – 2415 кг, Заире – 210 кг, а в Индии – 62 кг, Эфиопии  – 14 кг; 43% добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36% – в  США. Если бы 90% населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить  в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение  двух-трех десятилетий. За год электростанции всего мира потребляют сейчас угля, нефти, газа столько же, сколько природой было создано на протяжении одного миллиона лет. По подсчетам специалистов, в случае сохранения темпов современного потребления органического топлива, запасы нефти будут исчерпаны через 50 – 60 лет, природного газа – через 90 – 100 лет.

 

Эколого-ресурсный кризис, обусловленный продолжающейся эксплуатацией  сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран, сопровождается ростом антагонистического социального  противоречия между богатыми и бедными  странами. Оно усугубляется демографическим  кризисом, продолжающейся демографической  экспансией человека на планету. Если еще 10 лет назад население Земли  составляло 5,6 млрд. человек, то сегодня  – примерно 7 млрд., а к 2030 г. оно  достигнет, по имеющимся прогнозам, 10 млрд. человек. Экстремальный рост народонаселения планеты происходит главным образом за счет развивающихся  стран (около 90% прироста населения), что, безусловно, будет иметь свои геополитические  и расово-этнические последствия.

 

«Глобально-рыночный фундаментализм» (или, вернее, «глобально-рыночный империализм») порождает и адекватный ответ: «антиглобалистский фундаментализм». Народы и страны не хотят жить по навязываемым им законам, по социальным нормам и ценностям «мирового лидера». (Некоторыми социологами даже высказывается мнение об участии всего населения планеты в выборах президента США, выступающего в качестве ее мирового лидера).

 

В условиях наличия оружия массового уничтожения (особенно биологического и ядерного) резко возрастает опасность  международного терроризма. Подчеркиваю, что современный терроризм –  это социальное явление, и воздействовать нужно на его социальную природу; никакими организационными формами  или силовыми методами его победить невозможно. Главный корень терроризма не только в невежестве (например, в  игнорировании мусульманскими террористами моральных основ Корана), а в  осознании социальной бесперспективности. Когда безликая сила подавляет национальные традиции, национальную самобытность, грозит окончательно уничтожить национальный суверенитет, то далеко не каждый человек  может с этим мириться. Осознавая, что никакие официальные действия не в состоянии противостоять  этой силе, такой человек может  стать фанатиком.

Информация о работе Этапы становления социологии в России