Этапы становления социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, доклад

Описание

Социологическая мысль в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 34.57 Кб (Скачать документ)

 

Набирают силу различные  социальные движения (феминистские, молодежные, этнические и др.), являющиеся реакцией на негативные тенденции развития современного мира.

 

Сложилась тенденция резкого  роста и распространения антисоциальных явлений в мире (организованная преступность, наркотики, проституция, работорговля и т.д.) и преступного разрушения (в интересах ТНК и МНК) экологии планеты (т.е. среды обитания человека), таящего угрозу моральной и физической деградации человека.

 

И, наконец, заметно проявление идеологии расизма, в чем, кстати, повинны и некоторые социологи. Одни из них увидели основную угрозу современному миру в наличии китайцев и мусульман, другие – русских, третьи – американцев и русских.

 

Наряду с негативными сложился ряд позитивных социальных тенденций, требующих социологического осмысления и понимания.

 

Снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий новых – информационных, социальных, интеллектуальных. Определяющими факторами  развития мирового и национальных сообществ становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания.

 

Традиционные системы  управления обществом, материальным и  духовным производством заменяются качественно иным управлением, основанным на создании и использовании научных  знаний. Основным продуктом нового управления становится интеллектуальная собственность; место прибавочной  стоимости занимает вновь создаваемый  интеллектуальный капитал.

 

На основе производства и потребления знаний – научных, философских, религиозных, нравственных и др. – осуществляется переход  к информационной фазе развития мирового сообщества, идет интенсивный процесс разрушения традиционных для индустриального общества экономических и социальных институтов (собственности, стоимости и т.д.). Стихийно формируется новая социальная реальность, основанная на интеллекте и знании.

 

Идеология экономоцентризма и технологического детерминизма, прагматизма и крайнего индивидуализма отжила свой век. На смену ей приходит идеология антропоцентризма в качественно новом ее понимании; реальный социальный мир предстает в человеческом измерении; экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможность проявить свою индивидуальность становятся основным социальным индикатором прогрессивности или реакционности всех явлений и процессов современного мира.

 

К чести социологии, она  никогда не стояла в стороне от анализа новых социальных реалий как геополитического, так и национального  характера. Но с их появлением качественно  меняются роль социологии и её статус в современном обществе.

 

В XVII – XVIII веках научная  революция происходила параллельно  с экономической и политической революциями.В первой половине XX века произошел резкий разрыв между скоростью научно-технических инноваций и отставанием социальных наук.

 

В XXI веке должен быть устранен разрыв не только между опережающим  развитием технических и естественных наук и отставанием социальных, но и между социальными науками  и опережающим развитием новых  социальных реалий. Этот разрыв может  иметь непредсказуемые социальные последствия, чреватые беспрецедентными угрозами ядерной или биологической  войны, экологической катастрофы.

 

Социология в сложившихся  условиях может анализировать и  диагностировать, какие социальные последствия порождают новые  тенденции и процессы современного мира и как регулировать их развитие в интересах человека и общества. Новые социальные реалии – это  результат действия не каких-то мистических  или фатальных сил, а социальных действий самого человека. Человек  не только объект, но и субъект социальных действий – это не какая-то безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на различных  этапах ее развития. Эти действия вносят конкретные изменения в зависимости  от таланта или занимаемого положения (социального статуса) личностей  в систему общественных отношений, в построение различных государственных  структур, идеологию и тем самым  конструируют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, оказывающим определяющее воздействие на сознание и социальное поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Все, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе, есть результат социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной деятельностью людей, включенных в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения – основная, на наш взгляд, задача социологической науки. Если социальная реальность, сконструированная в данном обществе, порождает конфликты, ведет к физической, психической и социальной деградации человека и распаду социальных связей в обществе, это означает, что она создана в результате антисоциальных действий различных социальных сил. Какими бы красивыми словами ни прикрывались проводимые в конкретном обществе реформы – они реакционны, если деградирует человек и распадаются социальные связи. Социальное значение социологии именно в том и состоит, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении.

 

Вряд ли нужно ставить  под сомнение благие намерения людей, принимающих социально значимые решения, но этими благими намерениями  без научного обоснования может  быть выложена дорога в социальный ад. Принимая то или иное социально  значимое решение, человек или группа лиц, облеченных властью, преследует порой  самые благие цели, хотят, как лучше, а получается, как всегда или намного  хуже. Чтобы получилось не «как всегда», а намного лучше, необходимо опираться  на прогноз социологии о возможном  социальном результате принимаемого решения. Необходима предварительная социальная экспертиза.

 

Трагедия современного общества состоит в том, что оно  до сих пор не пришло к выводу о необходимости введения персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры, лиц, принимающих  социально значимые решения, за социальные последствия их действий. Если террорист  совершает террористический акт (антисоциальное действие), в результате которого гибнут люди, то он, бесспорно, является уголовным преступником. Если же лицо или группа лиц, включенных в те или иные властные структуры, совершают социальные действия, следствием которых является сокращение продолжительности жизни человека, рост смертности, организованной преступности, разрушение экологии, резкое снижение уровня и качества жизни населения и т.д., то он уголовно не наказуем. В лучшем случае, его отстраняют от занимаемой должности и отправляют на почетную пенсию. Социология, ставя вопрос о персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры и принимающих социально значимые решения, тем самым включается в деятельность властных структур. Если, как в мировом сообществе в целом, так и в каждом конкретном национальном сообществе, будет отсутствовать социальная экспертиза в самом широком смысле, то над обществом будет продолжать висеть дамоклов меч самоуничтожения, будь то ядерная или биологическая катастрофа, или разрушение среды обитания человека и перерождение его генетики. Социальные трансформации должны быть поставлены под строгий научный контроль, и этот контроль возможен на основе получения конкретных данных социологии, социальной статистики, других социальных наук.

 

Если общество хочет  выжить в трудных условиях XXI века, оно «обречено» заниматься социологией  и признать её определяющую роль в  современном мире.

 

Роль социологии с появлением новых реалий не только качественно  меняется, но и значительно возрастает. Ее развитие, на наш взгляд, должно опережать  социальную практику, связанную с  реализацией научно-технических  инноваций и социальной оценкой  новых национальных и геополитических  реалий.

Социология: основные понятия и принципы.

  1. Предмет, объект социологии, объект социологического исследования.

объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

-     глобальное  мировое сообщество;

-     традиционное  национальное общество;

-     микрообщество  (социальная группа, семья и т.д.);

-     индивид.

предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении  предмета социологии в качестве ключевого  выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений  относят:

-     групповые  взаимодействия, (например конфликты  или интеграцию внутри обществ);

-     становление  и функционирование социальных  институтов (например, института семьи,  религии, спорта и т.д.);

-     социальные  процессы (например, социальную мобильность,  миграцию, культурную диффузию и  т.д.).

Выделение объекта исследования - необходимая процедура в ходе разработки программы, так как от этого зависит выбор методов  исследования и многое другое. Например, анкеты для рабочих и колхозников  включают не только общие, но и особенные  вопросы. В анкете для колхозников  возможны вопросы о личном подсобном  хозяйстве, количестве голов скота  и т.п. В анкете для рабочих  могут присутствовать аспекты сугубо городского образа жизни. Анкета для  преподавателей будет отличаться от анкеты актеров, поскольку в их работе есть не только общее, но и особенное.

  1. Взаимосвязь социологии с другими науками. Особенности статуса социологии.

Наиболее важное поле пересечения  у социологии с социальной философией. Как известно, философия обосновывает наиболее общие формы бытия и  сознания. Однако при этом у самой  философии есть более частные  уровни, в рамках которых анализируются  отдельные сферы действительности, выявляются их самые общие и глубинные  признаки.

Весьма существенна взаимосвязь  социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными  признаками. Поэтому ее предметом  являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной  обусловленности.

Важна взаимосвязь социологии и экономической теории, поскольку  сфера экономической жизни повседневно  касается каждого, и все социальные отношения пропитаны экономическими интересами. Экономическая теория рассматривает  человека, казалось бы, только с точки  зрения чисто `разумного` выбора в рамках механизма `спроса-предложения`

Отметим также предметную взаимосвязь социологии и педагогики. В этой связи следует очертить следующие моменты. И социология, и педагогика включает в свой предмет  важнейшую проблему общества - социализацию.

 

  1. Внутренняя структура социологии.

Структура любой науки  всегда обусловлена теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

 

  1. Общество. Его структура.

Общество – группа людей, создавшаяся  благодаря целенаправленной и разумно  организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в  случае подлинной общности. Любое  общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп  и т.д.

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями  и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно  поэтому, что существенной характеристикой  структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает  как степень отклонения от состояния  ее термодинамического

Информация о работе Этапы становления социологии в России