Экономические реформы России в 90х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:40, реферат

Описание

В 1991, после шести лет “перестройки” был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии.
Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте граждан бывшего СССР.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1
1. Предыстория………………………………………...4
2. Основные направления реформирования российской
экономики в 90-е годы ………………………………...6
Глава 2
2.1.Результаты реформ…………………………………………...8
2.2 Влияние реформ на культуру
2.2.1Система образования…………………………………9
2.2.2Система среднего и высшего образования…………10
2.2.3Снижение общего культурного уровня населения...10
2.2.4.Влияние реформ на научную сферу………………..10
2.3 Социально-экономические последствия реформ.
2.3.1Либерализация цен ………………………………….11
2.3.2 Снижение общего жизненного уровня…………….11
2.3.3.Приватизация………………………………………..12
2.3.4 Демографическая катастрофа………………………12
Заключение …………………………………………………...….13
Список используемой литературы…………………………...…14

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории. Оконч.вариант.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     При этом делалась ставка на то, что якобы рынок сам произведет необходимые структурные перемены в народном хозяйстве. Когда же в стране появился слабый, неразвитый рынок, то мелкие предприятия стали предъявлять спрос на давно устаревшее оборудование образца 1960-х гг. (универсальные станки с ручным управлением, бытовые настольные станки и т. п.). Из-за отсутствия рыночного спроса наша страна почти перестала производить вычислительные и управляющие комплексы, другую продукцию наукоемких производств.

     Сейчас в России продолжается ставший традиционным процесс «утяжеления» производства за счет более быстрого развития добывающих отраслей промышленности. Россия в еще большей мере стала поставщиком топлива и сырья на мировой рынок.

     С 1992 г. в нашей стране усилился упадок II подразделения, выпускающего отечественные товары широкого потребления. Показательно, что в 2002 г. по сравнению с уровнем 1990 г. легкая промышленность уменьшила выпуск продукции в 6 раз, пищевая – в 1,5 раза. Таким образом, за 1990-е гг. состояние воспроизводственной структуры макроэкономики не только не нормализовалось, но еще более ухудшилось. Этот обострившийся структурный кризис явился частью общего экономического кризиса.

     В современных условиях инфляционное обесценение денег в каждой стране определяется по отношению к двум величинам:

1) к установившемуся  в предыдущем периоде уровню  цен товаров;

2) к курсу иностранных  валют.  
 
 
Глава 2 

2.1.Результаты  реформ 

     Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.

     Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение.

     При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

     В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объемах — увеличивался.

     Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 90-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

     Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.  

2.2 Влияние реформ на культуру 

2.2.1Система  образования 

     За годы реформ из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. были приняты Закон РФ "Об образовании", утверждающий гуманистические принципы образования, и Государственная программа развития высшего образования до 2005 года. Административно-командная система руководства системой образования сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства остались вопросы ведения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образования, обеспечения конституционных граждан в сфере образования.

 

2.2.2Система  среднего и высшего образования 

     Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования.

     Система высшего образования была перестроена на принципах вузовской автономии и академических свобод. С 1992 года правила приема стали прерогативой вузов. В гуманитарном образовании произошли наибольшие изменения. Оно было освобождено от идеологизации и политизации, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.  

2.2.3Снижение  общего культурного уровня населения. 

     Во многом из-за обнищания масс, люмпенизации и деградации части населения, отсутствия у государства средств для должного финансирования социально значимых сфер, произошло падение общего уровня культуры. Процессы культурного развития не прервались с распадом государственных структур и падением существовавшего политического режима. Культура новой России органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

     Исчезла не только централизованная система управления и единая культурная политика, но и свелось до минимума финансирование культурной сферы.

2.2.4.Влияние  реформ на научную сферу 

     Если система образования постепенно преодолевает трудности, то наука в условиях кризиса без поддержки со стороны государства обречена на разрушение. После распада СССР прямой наследницей и преемницей Академии наук СССР стала Российская АН. 90% академических учреждений находилось на территории России, но значительная часть исследовательской базы – обсерватории, биостанции, лаборатории – остались в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила отечественной науке выйти из относительной изоляции и органически войти в мировое научное сообщество.    Вместе с тем крах социалистической системы привел к разрушению налаженных научных связей с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы. С 1991 г. резко сократилось финансирование научных учреждений, упал спрос на научную продукцию, что привело к тяжелым последствиям. Раньше 70% государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе.    Невостребованной оказалась прикладная наука. Разрушен рынок научной литературы неспособной конкурировать с книгами массового спроса. В 1993 году средства, выделенные на науку, были в 30 раз меньше суммы, необходимой для поддержания ее на уровне мировых стандартов. Усилилась утечка мозгов из науки. Возникли проблемы с воспроизводством кадров, с научно-вспомогательным персоналом.

 

2.3 Социально-экономические последствия  реформ.

2.3.1Либерализация цен

     Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.

     В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.

     Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.

2.3.2 Снижение  общего жизненного уровня 

     В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции,Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше). В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.

     Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.

     Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.

     Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.

 

 

2.3.3.Приватизация 

     Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.

     Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.

     3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в "третьем мире" — еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны

2.3.4 Демографическая  катастрофа

     Создавшаяся в стране социально-экономическая ситуация, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость в завтрашнем дне привели к сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в демографическую катастрофу.

     Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России уже катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х - на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье. Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров - 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.  
 
Заключение.

     Главные причины глубокого кризиса, которые пережила наша страна в 90-е годы, да и сейчас ещё не вышла в полной мере из кризисного состояния, лежат в неудаче советского эксперимента, в несостоятельности модели планово-распределительной экономики, которая многие годы рекламировалась как социалистический образец. Во всяком случае технологическое и социальное отставание от развитых стран с рыночной экономикой становилось всё более очевидным. Когда упали цены на нефть, кризис экономики перешёл в фазу прямого падения, а демократизация, начатая М.С. Горбачёвым, привела к распаду СССР.

     Но меня особенно интересует то, что происходило после основных рыночных реформ 1992–194 гг. – либерализации, открытия экономики и приватизации. Я хочу обратить внимание на то, что те процессы, даже негативно оцениваемые ныне, были не результатом просчётов реформаторов или следствием чьего-либо заговора, но естественным развитием событий либо советского времени, либо рыночных реформ.

     Например, распространено мнение, что криминализация экономики – это результат порочного курса реформаторов, либерализации и приватизации. Если бы не было реформ, то ничего подобного не появилось бы. На самом деле всё равно было бы, потому что советская административная экономика всё равно бы рухнула, но с более тяжелыми последствиями – тем тяжелее, чем дольше откладывались бы требуемые изменения.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономические реформы России в 90х годах