Храм Артемиды в Эфесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание

Город и храм. Храм и город, великие и несчастные, напоминающие, что нет ничего вечного под луной... Город Эфес. Маленький невзрачный городишко, расположенный в современной Турции. О нем сейчас мало кто знает. Но в ХI веке до н.э. это был крупный портовый город и о нем тогда также часто говорили как сегодня о Нью-Йорке или Лондоне, Париже или Москве. Жили в нем колонисты, выходцы из древней Греции. Это был один из крупнейших сельскохозяйственных, торговых, транспортных, религиозных и культурных центров древнего мира. Здесь проповедовал один из ближайших учеников Христа - апостол Павел.

Содержание

Введение 3
Глава первая. Мифология Артемиды 7
Глава вторая. История создания и особенности архитектуры
храма Артемиды в Эфесе 19
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Храм Артемиды в Эфесе.docx

— 93.46 Кб (Скачать документ)

Так вкруг прекрасного  тела сгрудились собаки; как зверя,

Мощные псы затравили, и первою впилась Аркена.

…и могучий выводок  после 

Балий, а также Линкей крепконогий, за ним Амаринтос.

Всех их по имени он одного за другим перечислил.

Дух затем испустил Актеон по желанию Зевса.

Первым крови царя своего напился досыта

Спарт, и Омарг, и Борес (он мгновенно мог зверя настигнуть).

Кровь Актеона отведав, вкусили  они его мяса.

Вслед неотступно другие накинулись, жадно кусая.

После того как Актеон погиб, собаки с громким лаем бросились  искать своего хозяина. В поисках  его они прибежали к пещере кентавра Хирона. Тогда последний  изваял статую Актеона, и это утешило  собак»11

 Стихи, приведенные  выше, представляют собой интерполяцию  из неизвестного источника. Поименный  перечень знаменитых собак Актеона  мы находим и у Овидия (Met. III, 206 sqq.). Ср.: Hyg. Fab. 181. Павсаний (IX, 38, 4) описывает  виденную им медную статую  Актеона в районе Орхомена: «Эта  статуя должна была охранять  от недорода всю страну. Герою  Актеону жители Орхомена ежегодно  приносили жертву»12.

Несколько иначе сложились  события описанные  Гигином (Мифы 181; Павсаний IX.2.3.): «  В другой раз сын Аристея Актеон стоял, прислонясь к скале, когда его глазам предстала купавшаяся неподалеку Артемида. Ничего бы не случилась, если бы он не похвастался своим спутникам, что видел обнаженную Артемиду. Услышав это, она превратила Актеона в оленя, и его же свора из пятидесяти собак разорвала его на куски»13

 Читая, любую легенду о Актеоне, мы приходим к заключению, что наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому, как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.14

 В легендах живет еще одна примечательная легенда, которая имеет несколько версий. Первая из них гласит: «Однажды Артемида совершила неумышленное убийство, за которое очень сильно страдала впоследствии.  Как известно, богиня пожелала остаться девственной, однако, это не помешало ей влюбиться в охотника, Ориона. И вот однажды, её любимый братец Аполлон, обиженный тем, что Артемида полюбила Ориона, увидел, что тот заплыл далеко в море. Голова Ориона, едва виднелась над водой. Аполлон нашел Артемиду и указал ей на темный предмет в море вдали от них, сказав, что она не сможет попасть в столь малую цель. Подстрекаемая братом, Артемида, не зная, что целится в голову Ориона, выпустила стрелу, сразившую ее любимого. Впоследствии Артемида поместила Ориона среди звезд и дала ему в небесные спутники одного из своих гончих псов, Сириуса. Вот так единственный мужчина, которого она любила, стал жертвой ее азарта».15

По другой версии  Артемида устроила соревнования с Орионом  и «…Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь. Но это было не в его силе, тогда Артемида попросила сделать так, чтобы она могла любоваться красотой Ориона. Зевс выполнил её просьбу и вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы. Рядом с Орионом  звезда Сириус. Верного пса Зевс также вознес на небо, чтобы небесному охотнику не было скучно одному в небесных дебрях»16. Если обратиться к Аполлодору, то можно прочитать: «Орион же, как говорят некоторые, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, но, по сведениям других, Орион был застрелен Артемидой из лука, когда пытался совершить насилие над Опидой, одной из дев, прибывших от гиперборейцев»17. Эратосфен (Cataster. XXXII) следующим образом описывает смерть Ориона. «Не найдя Ойнопиона (Ойнопион все откладывал свадьбу, не желая иметь Ориона своим зятем, последний, напившись пьяным, вломился в покои невесты и изнасиловал ее. После этого он заснул, и Ойнопион, мстя ему, выжег Ориону глаза. Правда Орион смог все же возвратить себе зрение с помощью солнечных лучей.)18, Орион явился на Крит и стал охотиться с собаками на дичь, угрожая, что уничтожит всех зверей на земле. Разгневанная богиня Гея наслала на него огромного скорпиона. Тот укусил Ориона, и Орион умер. Но боги пожалели его и превратили в созвездие, а вместе с ним в память об этом событии превратили в созвездие и скорпиона»19.

Другой миф также повествует о жестоком, но справедливом нраве  богини. Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что  он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного  вепря. Она вызвала раздор среди  родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту  на вепря, что привело к мучительной  гибели самого Мелеагра.20 История гибели Мелеагра излагается подробнейшим образом в «Илиаде» (IX, 529 слл.) Фениксом, который приводит ее в качестве примера тому, какие опасные последствия влечет за собой безрассудный гнев. Но в этой истории отсутствует та деталь саги, где жизнь Мелеагра связывается с головней. В изящной поэтической форме этот мотив вплетен в поэму Овидия «Метаморфозы» (VIII, 451). Эта деталь содержится в рассказе Антонина Либерала (Transform. II), который заканчивается сообщением о том, как Артемида коснулась своим жезлом сестер Мелеагра, превратила их в птиц и поселила на острове Леросе, кроме Горги и Деяниры, которые благодаря Дионису сохранили свой прежний вид.21

Следует заметить, классическая Артемида - девственница и является защитница целомудрия. Она покровительствует  Ипполиту, презревшему любовь мачехи. Перед замужеством Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями22.

Лишь один миф говорит  о любви Артемиды к прекрасному  юноше Эндимиону23. Согласно мифу: « Артемида во взрослой жизни занимала трон богини охоты, а позже стала еще и богиней Луны, за что получила второе имя Селена. Она любила ночи, когда ее дядя Гелиос отправлялся на покой, а ей передавал на хранение ключи от неба. Как-то раз на закате дня после охоты со своими верными псами Артемида увидела молодого человека: он пас стадо прекрасных волов. Этим волопасом был царский сын Эндимион. Стрела Эрота настигла ее - она влюбилась...  Юноша тоже влюбился в богиню. Боги одобрили выбор богини охоты Артемиды. Вскоре они поженились, и каждый год у них рождалась дочь, которая становилась звездочкой. Прошли годы. Эндимион стал терять свою мужскую красоту и Селена просит Зевса бессмертия своему  возлюбленному. Зевс выполнил просьбу дочери - Эндимион остался молодым, но уснул на века.

С тех пор Селена стала  хандрить, а ее лик меняться. Пока она грустит по мужу, теряет круглую  форму и становится серпом или  даже пропадает на несколько дней. А когда ей удается немного  побыть с ним, она снова округляется  и озаряет своим серебристым  светом землю»24.

Артемида требовала, чтобы  все ее спутницы были так же целомудренны, как и она. Когда Зевс соблазнил  одну из нимф - дочь Ликаона по имени  Каллисто, - Артемида заметила, что та ждет ребенка. Превратив нимфу в  медведицу, она натравила на нее свору собак. Они затравили бы ее насмерть, если бы Зевс не вознес ее на небо и не превратил в созвездие Большой Медведицы25.

Однако другие источники  говорят: «… Каллисто сопровождала Артемиду на охоте, носила точно такой же наряд, как Артемида, и поклялась богине навсегда остаться девушкой. Но Зевс, влюбившись в нее, разделил с ней ложе против ее воли, приняв облик Артемиды, как сообщают некоторые; другие же утверждают, что он уподобился Аполлону. Чтобы скрыть это от Геры, Зевс превратил Каллисто в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить ее из лука, как дикого зверя. Есть и такие, которые утверждают, будто Артемида застрелила ее за то, что она не сохранила свою девственность. После гибели Каллисто Зевс унес ее сына, назвав его Аркадом (от него повели свой род аркадцы), в Аркадию и отдал на воспитание Майе, саму же Каллисто он поместил среди звезд и назвал Медведицей».26

О любви Зевса к Каллисто и превращении ее в медведицу  пишет Овидий в «Метаморфозах» (II, 409 слл.):

…Нонакрийскою девой 

Был он пленен, и в членах его возгорелося пламя.

Сопротивлялась она, насколько  лишь женщина может.

Если б, Сатурния, ты увидала, была б милосердней!

Все отбивается та, но может  ли дева осилить 

Или какой из богов Зевеса? С победой на небо

Всходит Зевес…27

Роберт Грейвс предполагает, что миф о Каллисто рассказывался  для того, чтобы объяснить появление  двух одетых медведицами девочек  на празднике Артемиды Бравронии  в Аттике и традиционную связь  между Артемидой и Великим  медведем. Однако можно предположить, что существовал более ранний вариант мифа, в котором Зевс совращал Артемиду, хотя, чтобы скрыться от него, она сначала превращалась в медведицу, а затем красила лицо гипсом. Первоначально Артемида считалась повелительницей звезд, но со временем эта функция перешла Зевсу.

Как-то одна из жриц Артемиды нарушила запрет и вступила в связь  с любимым юношей, за что богиня наказала всю страну, настав на нее  чуму и проказу. Артемида покровительствовала  юным девственницам, дававшим обет целомудрия. Артемида пронизывает тьму светом факела, который она зажгла от отцовской  молнии, и разит стрелами, пущенными  из золотого лука, старых и больных  людей, чтобы род человеческий был  вечно молодым. Поэтому богиня юности в греческо-гомеровской мифологии  одновременно является и богиней  смерти.28

Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17),

Так же Артемида потребовала  себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда богиня в гневе наслала  безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть  под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей  взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона.Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника( заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. И ей приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста  чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении.29

Так же извесен миф, где  перед Артемидой  и Аполлоном  должен был оправдаться Геракл, убивший  керинейскую лань с золотыми рогами.30

В описании природы и характера богини Артемиды, необходимо  различить разные точки зрения:  

1. Артемида, как сестра Аполлона, своего рода женщина аполлон, то есть, она, поскольку женское божество представляла ту же самую идею, что и Аполлон. Это отношение между этими двумя богами находятся во многих источниках, описанных как отношение мужа и жены, и была традицией, которая фактически описала Артемиду как жену Аполлона. В характере сестры Аполлона Артемида походит на своего брата, вооруженного луком и стрелами, и посылает чуму и смерть среди людей и животных. Поскольку Аполлон не был только разрушительным богом, но также и предотвращал зло, которое было в его власти, таким образом, Артемида была в то же самое время thea soteira; то есть, она вылечивала и облегчала страдания смертных. Таким образом, например, она излечила Энея, когда он был ранен, и отнесла его в храм Аполлона. В троянской войне она примкнула, как Аполлон, к троянцам.

2. Аркадская Артемида - богиня нимфа, и ей поклонялась также в Аркадии в очень ранние времена. Ее прибежища и храмы были более многочисленными в этой стране, чем в любой другой части Греции. Не было никакой связи между аркадской Артемидой и Аполлоном. В Аркадии она охотилась со своими нимфами; двадцать нимф сопровождали ее во время преследования, и с шестьюдесятью другими, дочерями Океана, она проводила свои танцы в лесах гор.

3. Tаурийская Артемида. Легенды об этой богине являются мистическими, и ее культ был оргиастическим и связанным, по крайней мере, в прежние времена, с человеческими жертвами. Согласно греческой легенде, в Таурии была богиня, которую греки, по некоторым причинам, опознали с их собственной Артемидой. И которой все незнакомцы, которые были выброшены на это побережье, были пожертвованы.

4. Эфеская Артемида была божеством, полностью отличным от греческой богини того же самого названия. Она, кажется, была персонификацией природы.

Культ Артемиды был распространён  повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где  почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная  многогрудая статуя богини-покровительницы  деторождения, был одним из семи чудес света. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25).Напомним, что Артемида, согласно мифу, только   появившись на свет,  уже помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Так же Артемида Эфесская была покровительницей амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).31

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. 32

Информация о работе Храм Артемиды в Эфесе