Храм Артемиды в Эфесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание

Город и храм. Храм и город, великие и несчастные, напоминающие, что нет ничего вечного под луной... Город Эфес. Маленький невзрачный городишко, расположенный в современной Турции. О нем сейчас мало кто знает. Но в ХI веке до н.э. это был крупный портовый город и о нем тогда также часто говорили как сегодня о Нью-Йорке или Лондоне, Париже или Москве. Жили в нем колонисты, выходцы из древней Греции. Это был один из крупнейших сельскохозяйственных, торговых, транспортных, религиозных и культурных центров древнего мира. Здесь проповедовал один из ближайших учеников Христа - апостол Павел.

Содержание

Введение 3
Глава первая. Мифология Артемиды 7
Глава вторая. История создания и особенности архитектуры
храма Артемиды в Эфесе 19
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Храм Артемиды в Эфесе.docx

— 93.46 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

Глава первая. Мифология  Артемиды                                                                  7

Глава вторая. История создания и особенности архитектуры

                        храма Артемиды в Эфесе                                                           19

Заключение                                                                                                          28

Список литературы                                        30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Город и храм. Храм и город, великие и несчастные, напоминающие, что нет ничего вечного под  луной... Город Эфес. Маленький невзрачный городишко, расположенный в современной  Турции. О нем сейчас мало кто  знает. Но в ХI веке до н.э. это был  крупный портовый город и о  нем тогда также часто говорили как сегодня о Нью-Йорке или  Лондоне, Париже или Москве. Жили в  нем колонисты, выходцы из древней  Греции. Это был один из крупнейших сельскохозяйственных, торговых, транспортных, религиозных и культурных центров  древнего мира. Здесь проповедовал один из ближайших учеников Христа - апостол Павел. Здесь родилась знаменитая греческая школа живописи. Жизнь  в городе текла сравнительно мирно  и спокойно под щедрым средиземноморским  солнцем. А залогом этой благодатной  жизни была... ну, конечно же, женщина, более того, богиня-Артемида Эфесская. Чтобы отблагодарить богиню за ее столь благоприятное покровительство, решили эфесцы построить на месте старого храма, величественный храм в ее честь. По легендам, это место было связано с культом богини-Матери Кибелы еще до прихода сюда греков. Греческие мифы связывают также это место и его окрестности с воинственными амазонками, предполагалось, что именно отсюда во время троянской войны на помощь Трое пришла царица Пентесилея со своими воительницами. Храм Артемиды занял достойное место в мировой истории и был причислен к семерке древних чудес света.

Вы можете задаться вопросом: « Что храм, которых на Земле тысячи, если не миллионы делает в окружении Пирамид, Висячих садов и прочих Чудес?».

Но как утверждают очевидцы те, кто, видел этот Храм своими глазами никогда не задавался подобным вопросом. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. Это было красивейшее здание на Земле, Храм греческой богини охоты - Артемиды. К счастью, древние историки сохранили для будущих поколений описание прекраснейшего творения рук человеческих.

 

Изучая античную культуру древней Греции, мы глубже проникаем  в мир идей, представлений и  чаяний людей того времени. Античное наследие продолжает волновать людей, воздействовать на современное общество, что свидетельствует о подлинной  его актуальности и сегодня

  Источниками данной работы служат произведения античных авторов. Первым классификатором « Семи чудес света» был Филон Византийский. Надо сказать, что Филон приводит несколько иные чудеса света, чем те, которые перечисляются в современных научных справочниках. Так, маяк на острове Фарос он не считает чудом света; зато в его труде мы читаем о "вавилонских стенах. В его сочинении ничего нет и о Мавзолее в Галикарнасе, или, возможно, это глава вместе с частью страниц, касающихся описания храма Артемиды, просто утрачена. Впрочем, то, что чудеса света он даёт в ином составе, чем наши научные справочники, для нас не так уж важно.

Чехословацкий историк – исследователь, писавший в жанре художественно-научной литературе, Войтех Замаровский замечает: « И все же Филон видел чудеса света своим духовным взором. Поэтому не следует так уж безусловно доверять ему. Тем более, что он, как пишет Орелли, "в своем сочинении склонен к преувеличению, и чудеса, о которых он рассказывает, скорее возвеличивает и расхваливает, чем точно описывает их».1 Поэтому обратимся к более достоверным описаниям которые оставили нам Геродот и Плиний Старший, а так же к некоторым другим античным авторам.

Цицерон назвал греческого историка Геродота "отцом истории", и по праву. Он действительно первый историограф в истории человечества, все, кто были до него, просто летописцы. Он объехал огромную часть мира и всюду знакомился со странами, городами, людьми и записывал всё, что узнавал об их прошлом. Так возникли девять книг его "Истории". Что касается темы, то Геродот пишет: «После кончины Алиатта царство перешло к его сыну Крезу, которому было тогда 35 лет от роду. Первым эллинским городом, на который он канал, был Эфес. Когда Крез осадил Эфес, эфесцы посвятили свой город Артемиде и протянули канат от храма богини к городской стене. Расстояние же между старым городом, который был тогда осажден, и храмом было 7 стадий» 2.

Римский ученый, Плиний Старший, известен главным образом как автор труда «Естественная история», которая включает в себя тридцать семь томов.

Создавая «Естественную историю», он сделал свыше 20 тысяч выписок из почти 2 тысяч произведений 475 античных авторов. Плиний Старший был одним из самых плодовитых и многогранных римских авторов: он занимался географией, минералогией, ботаникой, зоологией, агрономией, медициной, историей, политикой, военными науками и искусством. Нас интересуют его труды по истории искусства, которые описаны 36-й книге, где он упоминает о таком чуде света, как храм Артемида. Плиний Старший сообщает: «… Храм Артемиды занимал огромную площадь (110x55 м), его окружало 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров… Внутреннее помещение храма было облицовано мраморными плитами… В целле находилась гигантская статуя богини (высотой в 15 метров). Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева, составлявшего основу статуи. Остальную поверхность покрывали золотые украшения и драгоценности »3.

По словам А.Ф.Лосева: «…без Плиния мы были бы совершенно не в состоянии писать историю античного искусства, так как разнообразный вещественный материал, дошедший до нас остался, бы вполне в хаотическом виде».

  А.А.Нейхардт, доктор исторических наук, известный антиковед, в своей исследовательской работе «семь чудес Древнего мира» она пишет: «Святилище издавна было также сокровищницей и банком. Здесь помещали свои сбережения государства и частные лица, греки и персы… Деньги, хранившиеся в Артемисионе, не лежали мертвым капиталом. Жрецы храма охотно ссужали их под большие проценты. Так росли богатства самого храма и его служителей»4.

Если при изучении истории  создания и описания храма мы пользовались трудами Плиния Старшего, то при  изучении мифологии незаменимым  уникальным источником является: "Библиотека" Аполлодора. Она представляет собой единственное из всех дошедших до нас античных сочинений по мифологии, где мифы Древней Греции излагаются в наиболее полном и систематизированном виде. Они рассказаны очень просто, сжато, довольно часто приводятся варианты со ссылками на источник. Составитель, стремился к тому, чтобы ни один сколько-нибудь известный мифологический персонаж не остался без внимания в связи с тем или иным мифологическим сюжетом. В основу изложения положен генеалогический принцип. "Библиотека" продолжает оставаться для нас единственным сводом мифов, оставленным нам античностью, сохранившим древнейшие варианты мифологической традиции, в том числе и такие, которые не могут быть найдены в других источниках.

Книга Роберта Грейвса, английского  поэта и романиста ΧΧ века содержит подробный пересказ мифов и легенд о богине Артемиде. Книга очень удобна в обращении: каждый рассказ разбит на мифологемы и варианты исторический,  археологический, этнографический и прочие комментарии. Автор прослеживает историю развития греческих мифов, в книге широко цитируются  античные авторы.

Целью данной работы является исследование греческого храма Артемиды, как яркого проявления вещной, материальной стороны духовного наследия античной Греции.

В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть и изучить мифологию богини Артемиды;

- рассмотреть и изучить создания и особенности архитектуры  храма Артемиды в  

   Эфесе.

 

 

 

 

 

 Глава 1. Мифология Артемиды

Артемида – одна из греческих  божеств. Ее имя обычно связывают  со словом artemes (непострадавший, здоровый, энергичный); согласно которому она  была богиней, которая самостоятельно не нарушала ничего и была энергична, а также предоставляет силу и  здоровье другим.

Вокруг рождения богини ходят  различные легенды. Так, согласно Гомеру и Гесиоду (Theog. 918) Артемида была дочерью любвеобильного Зевса - громовержца, соблазнившего множество нимф 5 и Латоны( Лето) , скорее всего, именно поэтому Эсхил называет ее letogeneia. Богиня Лето родила ему близнецов Аполлона и Артемиду. Чтобы ревнивая жена Гера не заподозрила его  измену,   Зевс превратился в перепела, а Лето — в перепелку. Однако Гера выследила их и послала змея Пифона, чтобы он преследовал Лето по всему миру, заявив, что Лето не сможет родить там, где сияет солнце. Перенесенная на крыльях южного ветра, Лето оказалась, наконец,   на маленьком каменистом острове, который в те времена носился по волнам, не имея постоянного места, и назывался Астерия. Лето пообещала острову, что, если он приютит ее, она прославит его великолепным храмом. На этом островке и появились на свет ее прекрасные дети. Первой на свет родилась Артемида. Сразу же после рождения Артемида помогла матери перебраться через узкий пролив к северному склону горы Кинф, где после девяти дней родовых схваток Лето с помощью Артемиды произвела на свет Аполлона. Вся природа ликовала появлению божественных детей на свет, а остров Астерия остановился на том самом месте, где это произошло, его земля, прежде бесплодная, покрылась зеленью, а сам он получил новое имя – Делос (от греческого слова, обозначавшего «появляться»). надо сказать, что Лето сдержала свое обещание: действительно, на Делосе был основан знаменитый на всю Грецию храм в честь Аполлона, одного из ее детей.

Согласно другой легенде, Артемида была дочерью Деметры6, а не Лето, в то время как согласно египетской истории она была дочерью Диониса и Исиды, а Лето была только ее медсестрой. Но эти и некоторые другие легенды - только результат идентификации греческой Артемиды с другими местными или иностранными божествами.

Об ее почитании греками  уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют  имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие  ее, как владычицу природы, госпожу  зверей и предводительницу амозонок.7 

Согласно мифу, когда Артемиде исполнилось три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом и божественными родственниками. В "Гимне Артемиде" говорится, что она сидела на коленях своего великолепного отца, который приласкал ее со словами: "Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь". (Каллимах. Гимн к Артемиде I и cл).

Артемида попросила лук  со стрелами, свору гончих собак  для охоты, свиту из нимф, тунику, достаточно короткую для бега, дикие  леса и горы в свое распоряжение – и вечное целомудрие. А еще она попросила выбрать ей один город, на свое усмотрение: «… мне и одного будет достаточно, поскольку большую часть времени я собираюсь проводить в горах. К сожалению, роженицы будут часто обращаться ко мне с мольбами, поскольку мать моя Лето выносила и произвела меня на свет без боли, и богини судьбы сделали меня покровительницей родов"8

На все это Зевс ей с  гордостью сказал: "С такими детьми, как ты, мне нечего бояться ревности Геры! Ты получишь все, и даже больше — не один город, а целых тридцать и, сверх того, свою долю во многих городах  на материке и островах. А еще  я назначаю тебя хранительницей их дорог и бухт"9

Не теряя времени, Артемида отправилась в леса и к водоемам выбирать самых красивых нимф. Затем она спустилась на дно моря и нашла циклопов, мастеров Посейдона, которые выковали ей серебряный лук и стрелы. И наконец, она разыскала Пана, божество дикой природы, полумужчину-полукозла, играющего на свирели, и выпросила у него несколько лучших гончих собак. Артемиде не терпелось испытать в деле полученные подарки, и ночью при свете факелов она затеяла охоту.

Как известно из мифов, Артемида, помогая тем, кто обращался к  ней с мольбой о помощи, действовала  быстро и решительно. Но она была и скора на расправу со своими обидчиками. О наказании нечестивцев сложилось много разных легенд,   но мы рассмотрим наиболее популярные из них.

Однажды, когда Лето отправилась  в Дельфы навестить Аполлона, великан  Титий (в греческой мифологии великан хтонического происхождения, сын Зевса и Элары. Рожден в недрах земли, куда Зевс спрятал свою возлюбленную, опасаясь гнева ревнивой Геры. Позднее мстительная Гера внушила ему страсть к любимой Зевсом Лето) попытался овладеть ею. Артемида быстро явилась на зов матери, точно прицелилась из лука и сразила его стрелой.

Другой случай описывает  как заносчивая и глупая Ниобея оскорбила Лето, хвастаясь, что у нее, Ниобеи, много прекрасных сыновей и дочерей, в то время как у Лето лишь двое. Лето призвала Аполлона и Артемиду отомстить за эту обиду, что они тотчас и сделали. Аполлон сразил своими стрелами шесть сыновей Ниобеи, а Артемида – шестерых ее дочерей. Ниобея же превратилась в вечно льющий слезы камень10.

Примечательно, что Артемида неоднократно приходила на помощь матери. Надо сказать, что ничего подобного не известно ни об одной другой богине. Артемида также охотно откликалась на мольбы других женщин. Например, лесная нимфа Арифуза призвала Артемиду, когда чуть было не подверглась насилию. Арифуза вернулась с охоты и вошла в реку, чтобы освежиться купанием. Бог реки возжелал обнаженную нимфу и напал на ее. Арифуза в ужасе попыталась спастись бегством. Артемида услышала ее крик, укрыла облаком тумана и превратила в родник.

Артемида устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах  близ источника. Горе было тому, кто  нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного  Актеона, нарушившего этот запрет. Одна из легенда повествует: «Однажды, блуждая по лесу, Актеон случайно приблизился к заводи, где купались богиня и ее нимфы. Оскорбленная вторжением, Артемида мгновенно преобразила его в оленя и вселила ярость в сопровождавших его собак, которых было пятьдесят. Не узнав своего хозяина, собаки его растерзали…

Информация о работе Храм Артемиды в Эфесе