Формирование идеологии декабризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание

В понятие "освободительное движение" входят не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли.
На начальном этапе в российском освободительном движении преобладали представители дворянства, позднее - интеллигенции.

Содержание

1. Формирование идеологии декабризма.............................................3
2. Тайные общества................................................................................5
3. Александр I и декабристы................................................................12
4. Вооруженное восстание в Санкт-Петербурге.................................17
5. Место декабристов в истории России..............................................21
Список используемой литературы.......................................................23

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 61.09 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

  1. Формирование идеологии декабризма.............................................3
  2. Тайные общества................................................................................5
  3. Александр I и декабристы................................................................12
  4. Вооруженное восстание в Санкт-Петербурге.................................17
  5. Место декабристов в истории России..............................................21

Список используемой литературы.......................................................23

 

 

  1. Формирование идеологии декабризма.

В понятие "освободительное движение" входят не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой  общественно-политической мысли.

На начальном этапе в российском освободительном движении преобладали  представители дворянства, позднее - интеллигенции.

Это было обусловлено тем, что в  России, в отличие от стран Западной Европы, не сформировался широкий "средний" слой населения - так называемое "третье сословие", которое могло бы выдвинуть  свои политические программы и возглавить борьбу за их осуществление.

А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, русские  просветители рубежа XVIII-XIX вв., декабристы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, петрашевцы - вот самые видные представители  начального этапа освободительного движения, именуемого "дворянским". Отметим, что они принадлежали к  очень узкому кругу наиболее образованного  передового дворянства. В подавляющем  же своем большинстве дворянство оставалось крепостнически настроенным  и верным престолу консервативным сословием. Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться  выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим  состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных  идеалов - освобождения России от крепостничества  и деспотизма самодержавной власти.

Источниками их "вольномыслия" явились  идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII - начала XIX в. Большое влияние  на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная  война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше  ста будущих декабристов были участниками этой войны.

Заграничный поход русской армии  в 1813-1814 гг., в котором участвовали  многие декабристы, познакомил их с  социально-политическими изменениями  в Европе после Французской революции  конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.

Декабристы ощущали значимость эпохи, в которой им приходилось  жить и действовать, когда, по их мнению, решалась "судьба России". Для  них было характерно ощущение грандиозности  событий своей эпохи, а также  непосредственной причастности к этим событиям, что и служило движущим мотивом их действий. Они выступили  на исторической арене в эпоху  крупных военно-политических катаклизмов: наполеоновских войн, революций в  разных странах Европы, национально-освободительных  восстаний в Греции и латино-американских колониях.

Декабристы были тесно связаны  с либерально-оппозиционной, или, как  говорят, "околодекабристской", средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая по существу разделяла характерные для декабристов взгляды. Это видные писатели (например, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н. С. Мордвинов, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, А. П. Ермолов). Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического от них отказа.

Значительное влияние на организационно-тактические  принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе  и все их лидеры, были масонами), а  также опыт тайных обществ в европейских  странах.

 

 

2. Тайные общества.

В 1821 г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создаются вполне зрелые революционные организации, которые разрабатывают программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы их осуществления.

Раньше, уже в феврале 1821 г., сложилось  Южное общество. Оно включало в  себя три управы в небольших украинских городках. Центральной была Тульчинская управа, поскольку в Тульчине размещался штаб 2-й армии, дислоцированной на Украине. Возглавлял управу П.И. Пестель - любимый адъютант главнокомандующего армией фельдмаршала П.Х. Витгенштейна. Во главе Васильковской управы стояли С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин, а Каменскую управу возглавляли В.Л. Давыдов и генерал князь С.Г. Волконский, внук и шурин двух фельдмаршалов, герой 1812 г., портрет которого тогда уже был написан для Военной галереи царского Зимнего дворца. Всеми управами руководила Директория из трех лиц. Ее составили П.И. Пестель (избранный председателем общества), генерал-интендант 2-й армии А.П. Юшневский и петербуржец Никита Муравьев - последний для связи с Северным обществом, которое создавалось в то же время. После отъезда Муравьева в Петербург третьим членом Директории был избран С.И. Муравьев-Апостол.

Фактическим вождем Южного общества стал Павел Иванович Пестель - сын  сибирского генерал-губернатора, полковник, командир Вятского пехотного полка, герой Бородина и Лейпцига. "Его  крупная фигура главенствует над  заговором", - писал о нем А.И. Герцен. "Сущий Робеспьер", - назвал его следователь по делу декабристов  Д.А. Боровков. Все, кто знал Пестеля, восхищались его умом и силой  воли, хотя и опасались его /84/ колоссального  честолюбия, находя в нем большое  сходство (даже внешнее) с Наполеоном. Фельдмаршал Витгенштейн говорил о нем: "Он на все годится. Дай ему командовать армией или сделай его каким угодно министром, он везде будет на своем месте". Любопытную характеристику Пестеля оставил известный реакционер Н.И. Греч: "Особенно отличался он высоким лбом и длинными передними зубами. Умен и зубаст!" Именно Пестель составил программу Южного общества - знаменитую "Русскую Правду"[1], самый выдающийся памятник идеологии декабризма.

"Русская Правда" ставила перед  декабристами две главные цели: во-первых, свергнуть самодержавие  и установить республику в  России, а во-вторых, отменить крепостное  право. Для того чтобы сразу  после революции не допустить  восстановления старого режима, Пестель предлагал на время,  пока не окрепнет новый порядок,  вручить власть Временному верховному  правлению с диктаторскими полномочиями, а затем Временное правление  должно было передать всю полноту  власти выборным органам. Высшим  законодательным органом предполагалось  однопалатное Народное вече, исполнительным - Державная дума, блюстительным - Верховный собор. Столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород - с учетом его географических выгод и в знак уважения к "древности нижегородской".

Сословные привилегии по "Русской  Правде" уничтожались и все сословия сливались "в единое сословие - гражданское". Избирательными правами наделялись все россияне мужского пола с 20 лет без имущественного и образовательного ценза. Им гарантировалась свобода слова, занятий, вероисповедания. Вместо сословных судов (отдельно для дворян, горожан, крестьян, духовенства) вводился общий и равный для всех граждан суд присяжных. Крепостное право отменялось безусловно. "Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми", - гласила "Русская Правда". Крестьяне освобождались с землей без выкупа и получали по 10-12 десятин на семью, для чего Пестель наполовину урезал (хотя и не уничтожал) помещичье землевладение.

Автор "Русской Правды" считал, что "земля есть собственность  всего рода человеческого", а не частных лиц, но, с другой стороны, "труды и работы суть источники  собственности" и, стало быть" тот, кто обрабатывает землю, вправе владеть ею. Здесь налицо Два взаимоисключающих принципа. Пестель, однако, не стал исключать из "Русской Правды" один из них, а соединил оба. Вот как он это сделал. Вся земля в каждой волости делилась на два фонда - общественный и частный. Земли общественного фонда предназначались для производства "необходимого продукта" /85/ и не могли ни продаваться, ни закладываться. Из них каждый гражданин будущей республики получал бы надел. Этот фонд создавался за счет отчуждения половины всех помещичьих земель в стране. В крупных помещичьих имениях (больше 10 тыс. десятин) половина земли конфисковывалась безвозмездно, а в имениях до 10 тыс. десятин отбиралась за компенсацию деньгами или земельными участками в других местах. Что касается земель частного фонда (казенных и оставшихся частновладельческих), то они предназначались для производства "изобилия" и подлежали свободной купле-продаже.

Проект Пестеля был более  радикален, чем реформа 1861 г., осуществленная почти полвека спустя на более  высокой ступени экономического и политического развития России, в обстановке революционной ситуации. Вот конкретный пример. К 1861 г. крестьяне  владели 1/3 частью всех обрабатываемых земель, причем в результате реформы 1/5 часть крестьянских наделов помещики отрезали себе. Пестель же предполагал  отдать крестьянам 1/2 часть пригодной  для обработки земли.

Прогрессивным для своего времени  было и решение в "Русской Правде" национального вопроса. Хотя Пестель  не признавал за народами России права  на отделение, он уравнивал их в правах с русским народом как граждан  единой (кстати, не федеративной, а унитарной) республики.

В целом "Русская Правда" Пестеля  открывала перед Россией гораздо  более широкие, чем в проектах М.М. Сперанского, возможности для  перехода к началам демократии и  правового государства. Но, даже оставшись нереализованной, она сохраняет историческое значение как первый в России проект республиканской конституции. Сам Пестель хорошо сознавал это. Будучи уже под арестом, он в минутном разговоре с кн. Волконским, еще не арестованным, сказал: "Не беспокойтесь, ничего не открою, хотя бы меня в клочки разорвали. Спасайте только "Русскую Правду"!" Однако спасти ее не удалось. Братья Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины и Н.Ф. Заикин накануне восстания зарыли ее в с. Кирнасовка, но первый из них на следствии проговорился, и 6 февраля 1826 г. "Русская Правда" была вырыта и причислена к материалам следствия.

В качестве программы Южного общества "Русская Правда" была принята  в январе 1823 г. После этого Пестель  и его соратники занялись разработкой  тактических планов, в первую очередь  координацией действий Южного и Северного  обществ с целью их объединения. Для этого в течение 1823 г. Юг послал на Север пять уполномоченных, которые, однако, не добились успеха. Тогда в  марте 1824 т. в Петербург отправился сам Пестель.

Что же представляло собой Северное общество декабристов к приезду  Пестеля? Оно оформилось лишь осенью 1822 г., когда гвардия, в которой  служило большинство декабристов-северян, /86/ вернулась в Петербург с  полуторагодичных учений. Поскольку  все члены Северного общества жили в столице, их общество не делилось на управы. Руководила им Дума (аналог южной Директории) из трех лиц - Н.М. Муравьева, М.С. Лунина и Н.И. Тургенева[2].

"Правителем" (председателем)  Северного общества был избран  активный участник всех декабристских  организаций, сын воспитателя  Александра I, капитан Генерального  штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г. он унаследовал от  деда миллионное состояние (поместья  в 14 уездах, расположенных в одиннадцати  губерниях), а в 1823 г. женился  на богатейшей графине А.Г.  Чернышевой, внучке фельдмаршала. Богатый  и знатный Муравьев был превосходно  образован, владел семью иностранными  языками. Перед ним открывалась  блестящая военная или- научная карьера, но Муравьев отказался от нее ради участия в заговоре с целью преобразовать Россию.

Именно Н.М. Муравьев составил программу  Северного общества, которая вошла  в историю под названием "Конституция  Никиты Муравьева", - второй по значению, после "Русской Правды" Пестеля, документ декабризма. В "Конституции" Муравьева ставились те же вопросы, что и в "Русской Правде", но решались они менее радикально. Вместо самодержавия проектировалась  не республика, а конституционная  монархия, причем в федеративной форме, из 15 "держав" и областей. Столицей российского государства Муравьев, как и Пестель, объявлял Нижний Новгород. Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече (как в "Русской Правде", но - из двух палат: Верховной думы и Палаты народных представителей), а высшая исполнительная власть вручалась царю. Впрочем, если бы царь не согласился с конституцией, Муравьев предполагал ввести в России парламент, а главой исполнительной власти сделать президента, т. е. готов был перейти с монархических позиций на республиканские.

Сословия по "Конституции" Муравьева  уничтожались, и все россияне становились  равными перед законом, но, в отличие  от "Русской Правды", получали избирательные права не с 20, а  с 21 года и только с имущественным  цензом, хотя и невысоким (500 рублей). Зато, как в "Русской Правде", гарантировались демократические  свободы и национальное равенство.

Самой сильной стороной "Конституции" Муравьева, как и "Русской Правды" Пестеля, было безоговорочное уничтожение  крепостного права. "Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным", - гласила "Конституция". Однако, в  отличие от Пестеля, Муравьев освобождал крестьян фактически без земли: /87/ в 1-м и 2-м вариантах "Конституции" было сказано прямо, что "земли  помещиков остаются за ними", а 3-й  вариант даровал крестьянам нищенские  наделы по две десятины на семью.

Тем не менее "Конституция" Муравьева, поскольку она ограничивала самодержавие и помещичье землевладение, отменяла крепостное право и сословные  привилегии, тоже (хотя и в меньшей  степени, чем "Русская Правда") ускорила бы темпы национального  развития России. В отличие от "Русской  Правды", "Конституция" Муравьева  не была принята в качестве официальной  программы общества. Проект Муравьева  выражал взгляды лишь одной (правда, большей) части северян, тогда как  другая часть критиковала его  за умеренность. Разногласия были столь  острыми, что внутри Северного общества обособились два крыла: умеренное, конституционно-монархическое во главе  с Муравьевым, Н.И. Тургеневым и С.П. Трубецким и радикальное, республиканское, которое возглавил Кондратий  Федорович Рылеев - этот "Шиллер заговора", по выражению Герцена, зачинатель и  первый классик русской революционной  поэзии. Активными деятелями республиканского крыла (Н.И. Греч называл его "омутом Рылеева") были И.И. Пущин, Е.П. Оболенский П.Г. Каховский, братья А.А. и Н.А. Бестужевы. В противовес умеренным, радикалы выступали за республику (хотя не столь последовательно, как южане), за освобождение крестьян с землей и за бесцензовую конституцию.

Информация о работе Формирование идеологии декабризма