Цивилизация ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание

По прошествии веков анализ Мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики, они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом. Оригинальный и самобытный характер Мезоамериканских цивилизаций подчеркивается также и тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-Х вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3 -6
Глава I. Особенности развития цивилизации ацтеков
§ 1.1. Территория, политическое устройство …………………… .7 -10
§ 1.2. Социально – экономическое развитие………………………11 - 18
Глава II. Характеристика культуры ацтеков ……………………...19 - 22
Заключение ……………………………………………………………….23
Библиография……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 213.56 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО

«Удмуртский государственный  университет»

Исторический факультет

Кафедра археологии и истории  первобытного общества

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ

 

 

                                                     Выполнила:

                                                 студентка

                                                                                группы 3 с. 020700 – 11 (К)

                                                        Лазукова О.А.

                                                                        Проверил: к.и.н., доцент

                                                        Старкова Н.Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3 -6

Глава I. Особенности развития цивилизации ацтеков

 § 1.1. Территория,  политическое устройство …………………… .7 -10

§ 1.2. Социально – экономическое развитие………………………11 - 18

Глава II. Характеристика культуры ацтеков ……………………...19 - 22

Заключение ……………………………………………………………….23

Библиография…………………………………………………………….24

Приложения ………………………………………………………….25 -28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              По прошествии веков анализ  Мезоамериканских археологических  памятников имеет большое значение  не только для исследования  прошлого самой Мезоамерики, они  представляют большой теоретический  интерес и для изучения процессов  и явлений, сопровождающих рождение  классового общества и государства  в целом. Оригинальный и самобытный  характер Мезоамериканских цивилизаций  подчеркивается также и тем,  что они были созданы при  абсолютном господстве каменной  индустрии, отсутствии изделий  из металла (до IX-Х вв.), гончарного  круга, колесных повозок, домашних  вьючных и тягловых животных. Четкий астрономический агрокалендарь,  высоко поставленная селекция  растений и тщательный уход  за посевами обеспечивали, даже  при наличии примитивных земледельческих  орудий, получение довольно значительного  прибавочного продукта. Исследование  этих цивилизаций доказывает, что  именно в то далекое время  разные народы в течение   продолжительного,  по масштабам  человеческой истории, периода  в несколько столетий, почти одновременно,  и  что очень важно, независимо  друг от друга,  разработали  основные идеи, категории и принципы, включая и основы мировых религий,  которыми и по сей день живет  и мыслит современное человечество  и которые во многом определили  поведение людей, их духовные  и нравственные ценности на  протяжении всей истории человечества.

        Индейцы уже давно привлекают внимание. Писатели романтической школы посвящали им свои произведения, идеализируя в них жизнь индейцев, изображая их "детьми природы". Философы, например Жан Жак Руссо, видели в индейцах людей, пребывающих в "естественном состоянии". С другой стороны, различные мракобесы, уже начиная с XVI века, изображали индейцев "детьми сатаны", "исчадиями ада", "животными".

Книга чешского американиста Милослава Стингла "Индейцы без  томагавков"1 рисует широкую панораму прошлого, настоящего и будущего индейцев Америки. Книга М.Стингла основана на широком круге научных исследований и открытий в области современной американистики. Сам автор много путешествовал по странам обеих Америк и имел возможность непосредственно изучать как современную жизнь индейцев, так и следы их ушедших в прошлое цивилизаций, что придало убедительность и живость его повествованию. М.Стингл знакомит читателя с гипотезами о происхождении индейцев, критически оценивая выдвигающиеся в своё время теории, порой весьма фантастические, и путях заселения Нового Света: он излагает этногенетические легенды и предания самих индейцев и, наконец, подводит к общепризнанному сейчас, обоснованном данными археологии, антропологии и лингвистики выводу об азиатском происхождении американского человека (одним из первых эту мысль в качестве догадки высказал в середине XIX века Л.Г.Морган).  
          За последние пятьдесят лет собраны богатейшие материалы по истории индейских обществ, позволяющие более точно оценить как уровень, достигнутый в различных областях культуры аборигенным населением Америки, так и его вклад в сокровищницу мировой культуры. В настоящее время между учеными идут споры о времени появления первого человека в Америке, об уровне его общественного развития, о значении азиатских традиций в развитии ранних американских культур. М.Стингл приводит убедительные данные различных исторических дисциплин, указывающие на Азию как на прародину индейцев. Автор характеризует имеющиеся первоисточники по истории этих обществ: археологические данные, немногие уцелевшие памятники индейской литературы ("Пополь-Вух" майя-киче. "Апу-Ольянтай" инков), индейские предания, записанные уже после конкисты, сообщения ранних испанских хронистов.

Значительный вклад в  изучение этих цивилизаций внесли советские  американисты. Особо следует отметить монументальный труд Ю.В.Кнорозова 2"Письменность индейцев майя (М.-Л., 1963), в котором изложены принципы чтения иероглифического письма древних майя.  
         Большое значение для изучения памятников древнего искусства и архитектуры индейцев древней Америки имеют работы Р.В.Кинжалова3. Проблемами происхождения цивилизаций  майя, ацтеков ,инков занимался советский археолог В.И.Гуляев4. Исследованию истории кечуа посвящен ряд работ Ю.А.Зубрицкого. Крупным вкладом в развитие советской американистики явился перевод на русский язык важнейших источников по истории древней Америки.  
          Древние цивилизации, созданные индейцами Америки, приковали к себе внимание ряда советских ученых (В.К.Никольского. Б.В.Шаревского. А.А.Сидорова, И.Ф.Хорошаевой и др.).

Следовательно, можно с  полным основанием говорить о значительности вклада советской американистики в  изучение культуры создателей древних  цивилизаций Америки и жизни  их современных потомков.  
Над вопросом о происхождении индейцев задумывались не только они сами. По поводу этой кардинальной проблемы американистики, как ее правильно охарактеризовал аргентинский американист Хосе Имсельоии. существовали десятки научных теорий вплоть до начала XX века, преимущественно фантастических.  
        Но самые важные и наиболее надежные доказательства нам предоставила наука археология. Именно она помогла найти ответ на вопрос, когда пришли индейцы в Америку и откуда. Опираясь на данные, которые представила ученым археология и антропология, американистика получила возможность установить время прихода охотников раннего палеолита из Азии в Америку. Это произошло 20-30 тысяч лет назад. Итак, мы знаем, кем были предки индейцев и откуда они пришли.  
         Хорошо известно, что государства ацтеков, майя и инков являют собой вершину развития доколумбовых цивилизаций.    Ацтекская государственность выделяется на фоне других древнеамериканских развитых обществ не только тем, что возникла относительно поздно, но прежде всего тем, что она знаменовала собой качественно новый этап в истории доколумбовой Мезоамерики, содержанием которого был широкий и четко выраженный процесс, направленный к созданию в этом регионе сильной обширной централизованной рабовладельческой деспотии.

Методологическую основу курсовой работы составляет цивилизационный подход, позволяющий исследовать историю ацтеков доколумбовой эпохи с позиций ее самоценности, самобытности и неповторимости.  Использованы методы исторического анализа и сравнительно-исторический метод исследования.

В процессе изучения темы "Цивилизация  ацтеков» была поставлена цель: охарактеризовать своеобразие цивилизации ацтеков.

Задачи работы:

- описать политическое устройство и социально – экономическое развитие цивилизации ацтеков;  
- дать характеристику  культуры ацтеков; 
Объект исследования: цивилизация ацтеков.

Предмет исследования: специфические  черты цивилизации ацтеков. 
В структурном отношении  работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.  

 

 

Глава 1. Особенности развития цивилизации ацтеков

§ 1.1.Территория. Политическое устройство

Переселение ацтеков в  долину Мехико из далекой мифической страны науа  после долгих лет голода, военных поражений, унижений, скитаний, длившихся, по некоторым данным, с 1168 г. Ацтеки наконец закрепились на островах озера Тескоко и основали здесь в 1325 г. поселение Теночтитлан, быстро выросшее в крупный город.(Приложение 1) В то время в долине Мехико гегемония прочно принадлежала другим науатльским этническим группам. Наиболее могущественными из них были тепанеки, облагавшие данью другие племена, в том числе и ацтеков. Притеснения, чинимые тепанеками, привели к объединению против них трех городов (Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана). Во главе объединения встали ацтеки, предводительствуемые верховным вождем Ицкоатлем5. Война носила крайне жестокий характер, длилась с 1427 по 1433 г. и закончилась полным разгромом тепанеков. Она как бы завершила эпоху первобытнообщинного строя у ацтеков и знаменовала переход от последнего этапа этого строя военной демократии к раннеклассовому рабовладельческому обществу. О том, что ацтеки вступили в качественно новый этап исторического развития, свидетельствует и тот факт, что Ицкоатль приказал уничтожить древние ацтекские хроники. По-видимому, в них содержались свидетельства не только слабости и унижений ацтеков в прошлом, но и демократических порядков; и то и другое правящая верхушка, естественно, старалась вытравить из памяти простого люда.

               Формально правитель ацтеков являлся всего лишь выборным верховным племенным вождем. На деле же он сконцентрировал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, подчинив органы местного управления, опираясь на все более разветвленный чиновнический аппарат. Все более сужался круг лиц, принимавших участие в выборе верховного вождя. Даже древнейшие ацтекские хроники (так называемые кодексы) не зафиксировали такого момента, когда бы он выбирался всеми воинами племени. Он избирался членами Совета ораторов (т. е. вождями основных родовых объединений), состоявшего всего из 20 человек. Впоследствии же в избрании участвовало лишь 4 человека. Постепенно Совет ораторов утрачивал свою власть, он уже не принимал самостоятельных решений, а с другой стороны, решения верховного вождя не утверждались, как это было раньше, советом. Власть верховного вождя становилась наследственной, и он превращался постепенно в неограниченного правителя типа восточного деспота. К его традиционному наименованию прибавлялся величательный титул, который условно может быть передан словами Великий властелин. Он считался повелителем всех народов Земли. Малейшее неповиновение его воле или хотя бы словесные возражения наказывались смертью.

Ацтекские города-государства  стали возникать на обширном горном плато под названием «долина  Мехико», где теперь расположена  столица Мексики. Эта плодородная  долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над уровнем моря и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Территория имперской  столицы Теночтитлана была преобразована  двухсотлетним трудом в гeoметрическую  сеть каналов и насыпей, расположенных  вокpyг двух основных центров: главного храма и площади Теночтитлана, главного храма и площади Тлателолько. В отдельных кварталах существовали свои многочисленные второстепенные центры. Сколько жителей было в этом городе? Возможно, aцтекские императоры имели возможность узнать по крайней мере точное число семей, проживавших в Meхико, но до нас не дошло ни единой переписи. Оценки завоевателей варьируются от 60 до 120 тысяч дворов или жилых домов. То ecть население агломерации составляло от 560 до 700 тысяч душ, наверняка превышало полмиллиона. В рассматриваемую нами эпоху множество городов и поселков на твердой земле были всeгo лишь спутниками большого города или eгo пригородами. Даже когда эти поселения сохраняли, как, например, Тлакопан, видимость aвтономнoгo управления, в действительности они находились в подчиненном положении по отношению к столице.

В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) - и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию - около 200 тыс. кв. км - с населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица «империи» - Теночтитлан - со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек6.

Менее чем за 200 лет ацтеки прошли путь от кочевого племени до высочайшей цивилизации, что подтверждает обнаруженный  в 1790 г. под центральной  площадью Мехико календарь ацтеков. На нём изображены общемировые события, они указывали не только на прошлое, но и на будущее – конец света. Для них конец света начался вместе с прибытием Кортеса в 1519 г7.

Ацтекская империя, подобно большинству империй, была весьма разнообразна этнически, это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани – переводится примерно как «Великий Оратор» тлатоке (ораторы) являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской Империи, он не передавался по наследству.

С 1397 по 1487 гг. империю возглавил  Тлапаэлель (с науатля – «отважное  сердце»). Он мог стать тлатоани, но предпочел остаться в тени циновки  ягуара. Тлакоэлель был племянником  тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильукамина и носил  титул «Сиуакоатль», то, что приказывалось  Тлакоэлелем, осуществлялось как можно  скорее. Это был жесткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство  ацтекских книг, утверждая, что все  они лживы, и переписал историю  ацтеков. Кроме того Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской  империи во времена Конкисты и  похода Кортеса.

Информация о работе Цивилизация ацтеков