Цивилизация ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание

По прошествии веков анализ Мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики, они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом. Оригинальный и самобытный характер Мезоамериканских цивилизаций подчеркивается также и тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-Х вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3 -6
Глава I. Особенности развития цивилизации ацтеков
§ 1.1. Территория, политическое устройство …………………… .7 -10
§ 1.2. Социально – экономическое развитие………………………11 - 18
Глава II. Характеристика культуры ацтеков ……………………...19 - 22
Заключение ……………………………………………………………….23
Библиография……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 213.56 Кб (Скачать документ)

К моменту Конкисты государство  ацтеков занимало территорию от Мексиканского  залива до Тихого океана, от устьев рек  Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинялись ацтекам.

Таким образом, обладая социальной сплоченностью, воинскими мастерством, способностью принимать культуру других народов, ацтеки гораздо быстрее  создали цивилизацию, подобную тем, что процветали в Египте, Месопотамии, несколькими тысячелетиями раннее.

 

1.2. Социально – экономическое развитие

           Незавершенность процесса образования основных классов рабовладельческого общества проявлялась также в том, что большое общественное значение приобрело разделение общества на сословно-кастовые группы, которых насчитывалось более десятка. Принадлежность к той или иной группе определялась как происхождением, так и занимаемой должностью и профессией.

Первоначально социальное устройство ацтеков было совершенно таким же, как у всех других индейских племен Центральной Америки. Группа семей  составляла род, объединявшийся общностью  происхождения (все члены рода имели  одного общего предка). Во главе рода стоял старейшина, руководивший всеми  делами сородичей. Двадцать родов объединялись в племя. Каждый род был вполне независим в своих делах, но вопросы, имевшие значение для жизни племени, решались племенным советом, состоявшим из старейшин всех родов. Во главе  племени стояли два вождя. Один руководил  военными действиями, другой ведал  внутренними делами племени и  религиозными обрядами. Оба вождя  избирались советом из его членов и были ответственны перед ним. Совет  мог в любой момент сместить того или другого вождя, и даже обоих, назначить на их место других. Таково было устройство ацтекского племени  в момент его переселения в  Мексиканское нагорье.

Со временем ацтекское  общество стало строго иерархичным  и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и  плебс (масеуалли (астекс. macehualli, люди), или крестьянство, и пилли (астекс. pilli), или знать)8. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли.

Ацтекская знать жила в  роскоши в пышных дворцах и  имела множество привилегий, в  том числе на ношение особых одежд  и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались  союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы  высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах  они жили в особых кварталах под  названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый «калпулли» имел собственный  надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие «калпулли» были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера  по выделке птичьих перьев, резчики  по камню или торговцы проживали  в особых районах. Некоторые земледельцы  были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей  прочности, классовые барьеры можно  было преодолеть. Со временем социальный статус стал наследоваться. Военная  доблесть и захват пленников на поле боя, тоже открывали путь наверх. Подобным образом ацтекские воины становились  «пилли», благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников  в войне, могли стать постоянными  воинами; и со временем воинская слава  и награбленное в войне делали их «пилли». Как только ацтекский  воин захватывал четверых  или пятерых  пленников, его называли текиуа (астекс. tequiua), и он мог получить ранг Орла или Ягуара; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (астекс. tlacateccatl) или тлачочкалли (астекс. tlachochcalli). Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семнадцать пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (астекс. iyac). Если после прошествия определенного времени, обычно трех битв, они не могли взять пленника, они становились «масеуалли» (астекс. macehualli). Считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

 Богатая воинская добыча  привела к появлению третьего  класса, не являвшегося частью  традиционного общества ацтеков:  почтека (астекс. pochtecatl), или торговцы. Их деятельность не была исключительно  коммерческой; почтека также были  хорошими лазутчиками. Воины их  презирали, однако так или иначе  отдавали им награбленное в  обмен на одеяла, перья, рабов  и другие подарки.

Искусные ремесленники, изготовлявшие  предметы роскоши, или торговцы могли  также, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность  правителя и разбогатеть. Торговцы составляли и возглавляли караваны носильщиков, которые уходили из центральной долины в отдaленные, полулегендарные земли на побережье  Мексиканскoгo залива и Тихого океана. Там они продавали изделия  из Мехико: ткани, накидки из кроличьего пyxа, расшитые одежды, золотые украшения, ушные подвески из обсидиана и  меди, обсидиановые ножи, краску из кошенили, травы для врачевания и парфюмерии; а оттуда приносили предметы роскоши  – прозрачный зеленый нефрит, изумруды, морские раковины, панцири морских  черепах, из которых делали лопатки  для приготовления кaкао, шкуры  ягyаров и пум, янтарь, перья попyгаев. Таким образом, торговля заключалась  в экспорте ремесленных товаров  и в импорте экзотических предметов  роскоши.

Мексиканец, сумевший пережить войну, болезнь (и лечение) и достигший  достаточно почтенного возраста, чтобы  быть причисленным к «уэуэтке» –  старикам, игравшим столь важную роль в семейной и политической жизни, мог провести остаток дней в покое и уважении. Если он служил государству в армии или в качестве чиновника, то получал жилье и «пенсию». Он получал место в совете своего квартала. Хотя бы в небольшой степени обладая красноречием, он отводил душу, произнося помпезные речи по всякому поводу, когда тогo требовали этикет и обычаи, а таких поводов было много. Окруженный вceобщим уважением, он высказывал свое мнение, наставлял и советовал. На пирах и семейных торжествах он мог без опаски напиваться «октли» вместе с мужчинами и женщинами своего поколения.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату  долга виновного могли на время  отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек  на оговоренных условиях продавал в  рабство себя или членов своей  семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений. Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских  колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым собственность и даже собственные  рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что  с ними жестоко обращались, или  у них были дети от хозяев, или  они были замужем за своими владельцами. Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как  часть наследства. Хозяева рабов  сурово приказывали всем своим домочадцам не огорчать ни одного из рабов, говорили, что если кто-нибудь отчитает раба, то сам навлечет на себя бедность, болезнь  и несчастье и сможет попасть  в рабство за то, что плохо обошелся с возлюбленным сыном Тескатлипоки…  и если случится, что раб освободится  и начнет преуспевать, а рабовладелец станет в свою очередь рабом, говорили, что такова была воля Тескатлипоки, сжалившегося над рабом, потому что  тот молил eгo об этом, и покаравший хозяина за cyровость к своим  cлyгам». Таким образом, верования, законы и нравы защищали раба и смягчали условия eгo жизни, увеличивая шансы на свободу.  

Итак, ацтекское общество во всех отношениях было обществом  разноклассовым9. Но в то время, как, например, у соседних майя эксплуататорские устремления правящего класса были полностью обращены против  собственного общества,   против "низших" собственного племени, основной чертой ацтекского государства являлось то, что эксплуататорские устремления ацтекской верхушки были   направлены не только против простолюдинов собственного племени, но, преимущественно, против других племен.

Переходный характер ацтекского общества сказался и на степени процесса отделения ремесла от земледелия. В связи с этим, прежде всего, интересно отметить, что если предшествовавшие ацтекам племена (например, чичимеки), переселявшиеся в Мексиканскую долину, являлись собирателями-охотниками, то ацтеки уже в эпоху странствования были земледельческим народом. Они оседали временно в каком-либо месте на период от года до 28 лет, сеяли кукурузу и, лишь создав определенный запас продуктов, двигались дальше. Неудивительно, что, обосновавшись на островах озера Тескоко, ацтеки добились значительных успехов в земледелии. Будучи крайне стеснены территориально, они прибегли к старинному известному еще в Теотиуакане способу расширения земельной площади строительству чинамп. Строя чинампы в болотистой местности, ацтеки тем самым проводили дренажные работы, превращая заболоченные районы в многочисленные острова, разделенные каналами. Земледелие было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Землю у ацтеков обрабатывали мужчины. В первое время, когда ацтекское общество не знало еще классов, племенной совет распределял землю между родами. Внутри рода земля делилась между семьями пропорционально числу едоков. Когда умирал глава семьи, участок обрабатывали его сыновья. Если он не имел потомства или в течение двух лет не засевал своих полей, участок передавался новому владельцу. В дальнейшем, при появлении в ацтекском обществе классов, положение изменилось. Специальные участки стали предназначаться для содержания правителя племени и жрецов. Эти земли обрабатывали, конечно, не они сами, а простые члены племени и, частично, рабы. Богатые и знатные захватывали себе более плодородные и обширные участки. Бедные не могли прокормить себя и свою семью на отведенных им клочках земли и были вынуждены идти в кабалу к богачам.

Животноводство у них  практически отсутствовало, если не считать выращивания собак (на пищу). Правда, они разводили также гусей, уток, индюков, перепелок.

 Сохранялась  практика рыболовства и охоты, но в общем, хозяйственное значение этих видов деятельности было невелико. Несмотря на высокую продуктивность земледелия (кукуруза, кабачки, тыква, помидоры, зеленый и красный перец, масленичные растения и т. д. ), ремесло не отделилось от него полностью, хотя к приходу испанцев у ацтеков уже имелись многие ремесленные специальности : гончары, ткачи, оружейники, каменщики, металлурги, ювелиры, мастера по изготовлению одежды и украшений из птичьих перьев, плотники и т. д. Даже самые искусные ремесленники обязаны были обрабатывать закрепленные за ними участки. Если кто-либо из ремесленников не в состоянии был делать это своими силами или силами своей семьи, он нанимал кого-либо из членов своей же общины.

       Орудия труда изготовлялись из дерева и камня. Лезвия и наконечники - из обсидиана. Употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были луки и стрелы, а также дротики с метательными дощечками.

       Ацтеки не знали железа. Их металлургия находилась в зачаточном состоянии: ацтеки не открыли сплава бронзы. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали не разогревая. Таким же способом   расплавления восковой формы отливали золото. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства.империя столица

Любопытны представления ацтеков о ценности камней и металлов. Выше всего у них ценилась яшма, затем шла медь, потом серебро и, наконец, золото. Из меди ацтеки выковывали маленькие колокольчики, которые использовали в качестве денег. Серебро в Мексике встречалось гораздо меньше, чем золото, поэтому из него изготавливали только декоративные и ювелирные изделия.

          У ацтеков была развита меновая торговля. Испанский солдат Берналь Диас дель Кастильо описал главный рынок в Теночтитлане: "Площадь и множество толпившихся на ней людей - одни покупали, другие продавали. Только шум и гул голосов оттуда был слышен на расстоянии более лиги (лига - расстояние, равное 5572 м)"10. Изумительное зрелище поражало организованностью, порядком, большими размерами и изобилием людей. Во всех направлениях везли и несли продукты, минералы, ткани. В городе насчитывалось множество зданий - храмов, школ, служебных построек. Стена, длина которой достигала 500 м, окружала священный центр города. На огромной площади располагался самый грандиозный из многочисленных рынков древней Мексики - тиангис. На краю рынка около ограды храмовой пирамиды располагались продавцы золотого песка, который хранился в стержнях гусиных перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. Подобную роль играли также кусочки меди и олова. Для мелких сделок употребляли бобы какао.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика культуры ацтеков

С 60-х годов  XX в. все большее внимание исследователей привлекает духовная культура ацтеков, у которых наряду с преобладанием, как и у других древних народов, религиозно-идеалистических воззрений, довольно сильны были и тенденции стихийного материализма и рационалистического подхода ко многим явлениям. Так, некоторые мифы (о борьбе богов Кецалькоатля и Тескатлипоки, о рождении и гибели Солнц, т. е. миров) олицетворяют в аллегорической форме борьбу четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня тех самых, которые были хорошо известны на Древнем Востоке и оказали значительное влияние на выработку материалистических философских воззрений у древних греков.

Информация о работе Цивилизация ацтеков