Цивилизация ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание

По прошествии веков анализ Мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики, они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом. Оригинальный и самобытный характер Мезоамериканских цивилизаций подчеркивается также и тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-Х вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3 -6
Глава I. Особенности развития цивилизации ацтеков
§ 1.1. Территория, политическое устройство …………………… .7 -10
§ 1.2. Социально – экономическое развитие………………………11 - 18
Глава II. Характеристика культуры ацтеков ……………………...19 - 22
Заключение ……………………………………………………………….23
Библиография……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 213.56 Кб (Скачать документ)

Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что  божества повелевают силами природы  и действиями людей. Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали  им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. В их пантеоне наряду с олицетворением сил природы (бог  дождя, бог туч, богиня кукурузы, боги цветов) выступают и олицетворением общественных сил.

Уицилопочтли почитался и как бог солнца, и как бог войны. Наиболее сложен образ Кецалкоатля - древнего божества тольтеков. Это образ бога-благодетеля, научившего людей земледелию и ремеслам. Согласно мифу, он удалился на восток, откуда должен вернуться.

В ритуал ацтеков входили  человеческие жертвоприношения. Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим  образом. Четыре жреца, раскрашенных в  черный цвет и одетых в черные одежды, хватали юношу за руки и за ноги и бросали на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные  одеяния, острым кинжалом из обсидиана  распарывал ему грудную клетку и  рукой вырывал сердце, которое  затем бросал к подножию статуи бога.

У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а  туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических  родов и съедали его во время  торжественных пиршеств.

Кроме восемнадцати главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по нескольку дней, едва ли не каждый день отмечался праздник кого-нибудь из богов. Самым любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву - юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как богу на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, в последний месяц ему давали в жены четырех девушек. В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его. Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвета, что символизировало кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом погибала на жертвенном алтаре11.

В религии ацтеков существовал  даже особый покровитель человеческих жертв - хипе. В его честь жрецы  сдирали кожу с живых юношей, которую  натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Король надевал кожу, срезанную  со стоп и ладоней. Религия ацтеков не щадила детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Как только появлялись первые ростки кукурузы, детям отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии.В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте 5 - 6 лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть.

Интересно отметить, что  переходный характер ацтекского общества проявился даже в письменности, представлявшей собой сочетание пиктографии  с иероглификой. Замечательным достижением ацтеков было письмо. Секрет чтения ацтекского письма был утерян уже в XVII веке. Археологи научились читать одни только цифры. Письмо представляет собой смесь самых различных элементов. Некоторые знаки изображают предметы, т.е. являются картинными иероглифами. Другие - те, что обозначают воздух, воду, день, ночь, передаются с помощью символов (например, вода - волнистая голубая линия). Отвлеченные понятия выражались идеографическими иероглифами. Кроме того, существовали и фонетические знаки, свидетельствовавшие о том, что в письме ацтеков появилась сильная тенденция к развитию более высоких фонетических форм.

Гордостью ацтекской культуры является прикладное искусство. Плащи  и щиты покрывались орнаментом из тысяч многоцветных птичьих перьев. В искусстве мозаики никто  в мире не смог превзойти ацтеков. Среди бесчисленных предметов, украшенных мозаикой из бирюзы, металлов, перламутра, драгоценных и полудрагоценных  камней, особое внимание привлекает щит, который хранится в музее индейской  культуры в Нью-Йорке. Этот щит покрыт сложным картинным орнаментом, выложенным из 15 тысяч кусочков бирюзы.

Но больше всего славились  ацтекские мастера-ювелиры. Они выковали, не разогревая металл, тысячи художественных предметов чрезвычайно сложной  и изящной формы, а также украшали золотом и серебром каменные изваяния богов. Немецкий художник эпохи Возрождения  Альбрехт Дюрер в 1520 году осматривал первые дары, присланные Кортесом испанскому императору. Под впечатлением от увиденного он написал: "Никогда в жизни  ничто так не порадовало моего  сердца. Среди вещей я видел  изумительные художественные ценности и восхищался прекрасным вкусом и  изобретательностью людей из далеких  стран".

Медициной занимались исключительно  жрецы. В основе ее главным образом  лежала магия. Но некоторые болезни  лечили травами, массажами, компрессами  и паровыми ваннами. Производились  также некоторые хирургические операции: жрецы лечили переломы, делали кесарево сечение и трепанацию черепа.

Ацтеки пользовались двумя  календарями. Первый - ритуальный - находился  на службе посвященных или жрецов и был записан в тоналаматлъ ("книга судеб"). Другой основывался на годичном солнечном цикле. По нему справлялись праздники и церемонии.(Приложение 2 )

Наиболее значительными  произведениями архитектуры ацтеков, сохранившимися до наших дней, являются ступенчатые пирамиды и украшенные барельефами храмы. (Приложение 3) Скульптура и живопись ацтеков служат великолепным историческим памятником, так как они воспроизводят быт носителей ацтекской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В отличие от майя, практически  исчезнувших уже к моменту колонизации, цивилизация ацтеков просуществовала до самого появления Кортеса, а следовательно, данные об этой цивилизации можно считать гораздо более достоверными, поскольку основаны они на рассказах и записях очевидцев.    

Изучая ацтеков  и  их  культуру, становится  понятным  и  видимым богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.     

 И все-таки,  стоит глубоко задуматься над тем,  кто такие ацтеки ? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена.  На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях  в области разных наук,  там,  на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо  более быстрыми темпами,  чем это делала Европа.  Примечателен и тот

факт, что в мире древних  цивилизаций Америки первобытность  нравов

граничила с необычайной  осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не  укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев,  да и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.         

 Древние цивилизации Америки  остаются  кладовой  знаний  для

всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу  мало изученных или не изученных  вообще племен и народов,  проживающих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка.  Историки и археологи посредством археологических  находок  и  других  свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. 

Библиография

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.  
Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Месоамерики. М., 1972.  
Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.  
М.. 1983.  

Кинжалов Р.В.  Искусство древней Америки,М., 1962 
Стингл М. Индейцы без томагавков. М.. 1984.  
Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. Ацтеки: империя крови и величия. М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Город ацтеков

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ацтекский календарь   

 Камень Солнца (Piedra del Sol).  "Ацтекский календарь", памят-

ник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый

диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с  резными изображениями, обознача-

ющими годы и дни.  В центральной части диска изображен  лик  бога

Солнца Тонатиу.  В  Камне Солнца нашли символическое скульптурное

воплощение представления  ацтеков о времени.  Камень Солнца найден

в 1790 в г.  Мехико,  а сейчас хранится в музее антропологии

(рис 3).    

 Ацтекский календарь  (calendario  azteca)  -  система  лето-

исчисления у ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Осно-

ву  ацтекского  календаря  составлял  52-летний  цикл - сочетание

260-дневной ритуальной  последовательности (так  называемого  свя-

щенного периода или тональпоуалли),  состоявшей из комбинации не-

дельного (13 дней) и месячного (20 дней,обозначались  иероглифами

и числами) циклов, с солнечным  или 365-дневным годом (18-20-днев-

ных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).  Ацтекский ка-

лендарь  был  тесно связан с религиозным культом.  Каждая неделя,

дни месяца,  часы дня и ночи были посвящены различным  божествам.

Большое  ритуальное значение имел обряд "нового огня",  совершаю-

щийся по истечении 52-летних циклов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3    

 

Храмы ацтеков имели форму  пирамиды, на вершине которой располагалось  два мини-храма, посвященных главным  богам. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и  поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось  на алтарь, тем добрее к ацтекам  должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались  тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет  умерщвлялось таким путем до 150 тысяч  человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить  врагов в плен, чтобы принести их в жертву.

 

 

 

 

 

В культе богу огня Уэуэтеотлю, храм которого был на вершине пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного.

1 . М. Стингл. Индейцы без томагавков. М.. 1984.

2 . Ю.В.Кнорозов. Письменность индейцев майя. М.-Л., 1963.

3 . Кинжалов Р.В.  Искусство древней Америки, М., 1962

4 . Гуляев И. Цивилизации Древней Америки//Древние цивилизации, под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.-1989.

5 . Гуляев И. Цивилизации Древней Америки//Древние цивилизации, под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.-1989.

6 Гуляев И. Цивилизации Древней Америки//Древние цивилизации, под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.-1989.

7 . Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.  

8 . Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. Ацтеки: империя крови и величия. М., 1997.

 

9 . Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.  

10 .  Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.  

11 . Стингл М. Индейцы без томагавков. М.. 1984.  


Информация о работе Цивилизация ацтеков