Ацтеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:52, реферат

Описание

Ацтеки - это индейский народ, живущий на территории современной Мексики. Сейчас их около миллиона и они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. А ведь когда-то ацтеки были создателями великого и могущественного государства, простиравшегося от Атлантического до Тихого океанов.

Содержание

1.Ацтеки и их цивилизация.
2. Общественное устройство и религиозные представления ацтеков.
3. Письменность ацтеков.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ацтеки.docx

— 63.41 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1.Ацтеки и их цивилизация.

 

2.  Общественное устройство и религиозные представления ацтеков.

 

3.  Письменность ацтеков.

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ацтеки и их цивилизация.

Ацтеки - это индейский народ, живущий на территории современной Мексики. Сейчас их около миллиона и они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. А ведь когда-то ацтеки были создателями великого и могущественного государства, простиравшегося от Атлантического до Тихого океанов.

Государство ацтеков было образовано где-то в  начале XIV века. Центром был город  Теночтитлан. Ацтеки были умными, хитрыми и решительными. Это способствовало быстрому покорению ими соседних индейских племен. Их государство росло и богатело. Завоеванные народы платили ацтекам дань. А империя ацтеков была поистине великой и являлась очень развитым государством. Их империя во многом опередила Европу.

Экономика была развита хорошо и основывалась на продукции земледелия, ремесла, а  также на торговле, с одной стороны, и военной добыче и дани с завоеванных  народов - с другой. В религии видна  прямая связь с экономикой. Главными богами ацтеков были Тлалока - покровитель земледелия - и Уицилопочтли - бог войны. Но все же главную роль играло земледелие, т.к. получение дани с завоеванных областей стало частью экономики лишь в конце истории ацтеков, когда их империя стала расти. А земледелие присутствовало в экономике ацтеков всегда.

Успешно развивалось  и хозяйство. Именно от ацтеков Европа получила культуры кукурузы, какао, томатов  и др. Именно от ацтеков Европа узнала о каучуке. Орудия труда делались из дерева и камня, а также из обсидиана. Главным их оружием были лук со стрелами и дротики.

Металлургия ацтеков была в зачаточном состоянии. Они ковали медь, не разогревая ее. Расплавлением  восковой формы они отливали золото. В отливке золота, ковке и чеканке  его ацтеки даже были большими мастерами. Тем более, что их государство было богато золотом.

Также ацтеки были отличными строителями, скульпторами, ткачами, ювелирами. Большими мастерами  они стали в керамике со сложными геометрическими орнаментами, в  резьбе по камню и в мозаике  из драгоценных камней. Интересно  и то, что самым ценным ацтеки считали яшму, затем шла медь, потом серебро, а потом золото.

У ацтеков  была развита меновая торговля. У  них были даже ботанические сады и  питомники, каких не существовало в  Европе. У них была система каналов  для орошения. Была развита и текстильная  промышленность. Были у ацтеков и  больницы с врачами, в том числе  и с хирургами, которые не уступали европейским. Ацтеки строили здания каменной кладкой. Их экономика была даже лучше европейской.

Также в государстве  ацтеков были хорошо развиты политика, законодательство и социальный общественный строй.

Политическая  система ацтеков была довольно сложной. Каждый автономный город-государство (а их к началу XVI века было свыше 50) управлялся тлатоани, который командовал войсками, был верховным судьей.

Верховного  правителя выбирали специальные  выборщики. Круг их был ограничен  и все они являлись высшей аристократией  государства.

Общество  ацтеков делилось на социальные группы. Основную часть населения составляли земледельцы и ремесленники. Большую  группу населения составляли рабы. Ими становились военнопленные  и преступники, а также попавшие в рабство должники.

Очень интересным было законодательство ацтеков. Например, пьянство считалось тяжелейшим преступлением  и каралось жизнью. За кражу, особенно кукурузы с поля, тоже грозила смерть. Казнили также чернокнижников, прелюбодеев. Но существовали и гуманные законы. Например, ребенок рабыни и свободного человека считался свободным и воспитывался отцом. Беглый раб, которому удалось спрятаться в королевском дворце, обретал свободу.

Политическое  развитие государства ацтеков также  не уступало политическому развитию европейских стран. Но вот религия  ацтеков была особой. Их религия  являлась язычеством. В пантеоне ацтеков  было множество богов, которые, по их мнению, повелевают силами природы и действиями людей.

В ритуалы  ацтеков входили человеческие жертвоприношения. Они считали, что богов надо задабривать, чтобы они не сердились, и приносили  человеческие жертвы. У ацтеков было и ритуальное людоедство принесенной  жертвы. Религия ацтеков не щадила никого, даже детей, которых тоже приносили  в жертву. За один год ацтеки убивали  множество людей (больше 1000). В религии  ацтеки серьезно отстали от тех же европейских государств. Религия  ацтеков сама по себе являлась дикой  и могла принадлежать только дикарям. Остальные отрасли промышленности были далеки в своем развитии от такого дикого состояния.

Замечательным проявлением культуры ацтеков было их письмо. Секрет чтения их письма был  утерян в XVII веке. Их письмо представляет собой смесь самых разных элементов. Гордостью культуры ацтеков является прикладное искусство. Больше же всех славились ацтекские ювелиры.

Медициной занимались только жрецы. Основывалась она в  основном на магии. Но некоторые болезни  лечили травами, массажами, компрессами, ваннами, хирургическими операциями (их делали врачи).

У ацтеков  было два календаря: ритуальный - для  жрецов и солнечный - основной календарь  ацтеков. Хорошо были развиты архитектура, скульптура и особенно - живопись.

Итак, культура ацтеков была хорошо развита. Ацтеки достигли такого уровня развития, который  во многом соответствовал уровню стран  Европы. Их империя возвышалась над  многими племенами и народами и была поистине великой, сказочно богатой  и красивой.

 

 

 

 

 

 

2.  Общественное устройство и религиозные представления ацтеков.

В эту высокогорную долину в год Оте-Acatl, что означает «Два тростника», а согласно христианскому летосчислению — в 1168 году пришли ацтеки, или, как они сами себя называли, теноча. Они были кочевниками и представителями той же языковой группы, что и тольтеки, народ старой культуры, который населял долину Анагуак до теноча и создал себе нетленный памятник — город Теотиуакан. Теноча считают себя выходцами из легендарной страны Ацтлан, почему испанцы позднее и назвали их ацтеками. Их страна также называлась Мексикой по имени героя племени. Однако точное происхождение ацтеков и {первопричины создания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются неясными. Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих иллюстрированных хрониках.

(Офицер армии Кортеса,  чье имя осталось неизвестным,  — его цитируют, называя «неизвестным  завоевателем» — описал грандиозное  впечатление, которое город произвел  на европейцев:

«Великая столица Теночтитлан стоит на соленом озере, причем не точно в центре его, а ближе к западному берегу, так что ее дома подходят к суше на расстояние четверти часа пути. Она, очевидно, имеет в окружности от двух с половиной до трех миль, и большинство тех, кто видел ее во время завоевания, оценивает число жителей на тот момент примерно в 300 000 человек, живших в 60 000 домах. По дамбам с суши в центр города ведут три мощеные дороги, каждая шириной более тридцати шагов.

Самая длинная из них прорезает  озеро на протяжении двух миль. Северная и южная дамбы соединяются  в центре города, так что их следует  считать единой дорогой. Третья имеет  протяженность по воде лишь четверть мили, однако еще па три четверти мили вдается в сушу, и по ней  с этого расстояния к городу идет водопровод, подающий прекрасную питьевую воду. Ее источник находится на холме  под названием Чапультепек («Гора саранчи»), у подножия которого вода вначале стекает в глубокий пруд, а оттуда в город. В городе красивые, широкие улицы, среди которых две или три могут считаться главными. Все остальные подходят к вымощенным кирпичом берегам каналов, которые проходят во всех направлениях по всем кварталам, так что жители от своих домов могут всюду добраться и по суше, и по воде. Последнее происходит с помощью лодок, которые изготавливаются из выдолбленных стволов деревьев. Среди них встречаются лодки такой величины, что в них могут удобно расположиться пять человек. Часть переулков города представляет собой каналы, так что здесь можно попасть в дома лишь на лодке. Подобным же образом построены и другие поселения на озерах и на островах пресноводного озера.

В городе были и по-прежнему имеются весьма красивые и большие  площади, на которых идет торговля всем необходимым для жизни. Наиболее крупной из них была так называемая Тианквис, примерно в три раза больше самой большой площади Саламанки. Она была окружена проходами с колоннами. Сюда ежедневно приходило 20—25 тысяч человек, чтобы покупать и продавать, а на большие базары, происходящие каждые пять дней, даже 40—45 тысяч человек.

В Теночтитлане было множество больших и великолепных храмов, где поддерживался культ идолов, которым поклонялись в стране, и совершались человеческие жертвоприношения. Главный храм представлял собой великолепное сооружение огромных размеров. На его территории мог бы разместиться небольшой город. Окружавший его обширный двор имел четверо главных ворот. Каждые — своего рода крепость, полная всевозможного оружия и снаряжения. Все четверо вместе взятые напоминали арсенал правителя.

В городе имелся гарнизон, насчитывавший 10 000 человек, сплошь отборные воины, личная охрана правителя, которая повсюду  сопровождала его, а также поддерживала спокойствие и порядок внутри города и в его окрестностях. Пред­ставители знати имели большие, красивые дворцы с обширными роскошными садами. Я четыре раза был в одном из таких дворцов и каждый раз ходил по нему до изнеможения, но так и не осмотрел всего. Все эти дворцы были построены таким образом, чтобы просторные покои и залы окружали двор. Я видел зал, в котором размещались более 3000 человек, а на его плоской крыше могли бы разъезжать 30 всадников.»

Сам город имел вытянутую  форму. В центре его стояли большой  храм и дворцы правителя и наиболее знатных вельмож.

История молодого государства, основу которого составляет обложение  данью, отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства  происходит в союзе с соседними  приозерными городами Текскоко и Тлакопаном. Лишь при Монтесуме I (1440—1469) этот тройственный союз сменился гегемонией Теночтитлана. При Ауитцотле (1486—1502) сфера власти ацтеков распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение каких-нибудь восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской республики.

Властители, носившие титул  тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию, однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Эти тетрахи существовали как своего рода курфюрсты. Таким образом, властители не могли апеллировать к праву первородства, а избирались Советом четырех из числа братьев предыдущего властителя или его племянников. Впрочем, к тому моменту, когда в страну пришли испанцы, власть тлатоани значительно уменьшилась, и обнаруживались все черты абсолютизма. Монтесума II, «Гневный господин», хоть и избранный, как и его предшественники, обладал единоличной командной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом. Жизнь при дворе властителя регулировалась церемониалом, полным всевозможных ухищрений.

Жить в городе имели  право только представители высшего  слоя. Простонародье жило в пригороде  или в долинах между скалами. Кроме крестьян в обществе ацтеков  были и рабы – порабощенные иноплеменники. Каждый ацтек должен был обязан иметь  личное оружие и уметь хорошо им пользоваться.

На озерах ацтеки развили  оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний.

У ацтеков были развиты  медицина и астрономия, имелись зачатки  письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными  монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с  храмом или дворцом на усеченной  вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились; помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловесностью. Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Письменность Ацтеков.

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым  пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы  расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально  и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического  облика слова, для чего использовался  так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.

Информация о работе Ацтеки