Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 00:44, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается тема "Особенности культур майя, ацтеков, инков доколумбовой эпохи". Великие культуры Центральной Америки, существовавшие в доколумбовый период в долине Мехико и на полуострове Юкатан, обладали общностью облика и образа жизни. Они имели важнейшие признаки цивилизации: социальную иерархию, ремесленную специализацию, систему разветвленной торговли, монументальное искусство, письменность. Был создан особый тип общественного устройства, напоминавший древнегреческие города-государства, основанный на культово-религиозной системе. Одни из этих государств были карликовыми, другие, особенно в поздний период своего развития, имели статус империи (например, государство ацтеков).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры…….........................................................................................................5
2. Общая характеристика цивилизации ацтеков и инков. Особенности культуры...............................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………..............26
Список использованной литературы……………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая высотских.docx

— 1.96 Мб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 

   

Кафедра культурологии 

и менеджмента  в культуре 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Особенности культур майя, ацтеков  и инков доколумбовой эпохи» 
 
 

Студент ИСК,

4 курс, гр.З-020600-41                                                          Е. П. Широбокова 
 
 
 

Старший преподаватель кафедры                                          И. К. Высотских 

                                                                                                                                                                                                                                
 

Ижевск 2010

 

        

 Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры…….........................................................................................................5

2. Общая  характеристика цивилизации ацтеков  и инков. Особенности культуры...............................................................................................................13

Заключение…………………………………………………………………..............26

Список  использованной литературы……………………………………………….28

              Приложение…………………………………………………………………………..29 

 

     Введение.

В данной работе рассматривается тема "Особенности  культур майя, ацтеков, инков доколумбовой эпохи". Великие культуры Центральной  Америки, существовавшие в доколумбовый период в долине Мехико и на полуострове  Юкатан, обладали общностью облика и образа жизни. Они имели важнейшие  признаки цивилизации: социальную иерархию, ремесленную специализацию, систему  разветвленной торговли, монументальное искусство, письменность. Был создан особый тип общественного устройства, напоминавший древнегреческие города-государства, основанный на культово-религиозной  системе. Одни из этих государств были карликовыми, другие, особенно в поздний  период своего развития, имели статус империи (например, государство ацтеков).

В настоящее  время признано, что великие цивилизации  достигли такого уровня, который позволяет  видеть в них третий (после Средиземноморья  и Древнего Востока) центр мировой  цивилизации, что отразилось в достижениях  философии, науки, культуры. Многое из того, что было создано этими цивилизациями, известно нам только на основании  памятников материальной культуры, в  основном архитектуры, скульптуры, живописи, по сохранившимся изделиям прикладных искусств. Некоторые культуры уже  в период расцвета ацтекской империи, подчинившей себе всю долину Мехико, ушли в небытие и стали легендарными (например, культуры ольмеков и тольтеков). 
Другие сами были сломлены как цивилизации в период испанского завоевания, именуемого конкистой, в XVI веке. Однако благодаря памятникам материальной культуры, хроникам, оставленным испанцами времени конкисты, некоторому количеству сохранившихся рукописей и древнемексиканских книг (именуемых кодексами) мы в состоянии сегодня воссоздать масштаб этих цивилизаций и их культуру.

Цель  работы - рассмотреть особенности  культур древних цивилизаций  ацтеков, инков, майя.

Достижению  поставленных целей соответствует  выполнение следующих задач:

- дать общую характеристику древних цивилизаций ацтеков, инков, майя;

- выявить характерные черты, присущие культуре каждого народа;

- проследить  развитие культуры изучаемых  народов на примере  сохранившихся   культурно-исторических памятников;

- раскрыть  значение  культуры ацтеков, инков,  майя для истории и культуры  человечества.

Литературой вопроса являются исследования по истории  Великих географических открытий отечественных  и зарубежных авторов, позволяющих  увидеть и раскрыть особенности  культуры майя, ацтеков и инков.

За последние  пятьдесят лет собраны богатейшие материалы по истории индейских  обществ, позволяющие более точно  оценить как уровень, достигнутый  в различных областях культуры аборигенным  населением Америки, так и его  вклад в сокровищницу мировой  культуры.

Книга чешского американиста Милослава Стингла "Индейцы без томагавков" рисует широкую панораму прошлого, настоящего и будущего индейцев Америки. Она как бы служит откликом на тот живой интерес и сочувствие к судьбам современных индейцев Америки. С середины XIX века начинают делать первые шаги американистика - наука, главным предметом изучения которой становятся индейцы, их образ жизни и культура. Книга М.Стингла основана на широком круге научных исследований и открытий в области современной американистики. Сам автор много путешествовал по странам обеих Америк и имел возможность непосредственно изучать как современную жизнь индейцев, так и следы их ушедших в прошлое цивилизаций, что придало убедительность и живость его повествованию.

Древние цивилизации, созданные индейцами  Америки, приковали к себе внимание ряда отечественных ученых. Большое  значение для изучения памятников древнего искусства и архитектуры индейцев древней Америки имеют работы Р.В.Кинжалова, А.А.Сидорова, В.И. Гуляева.

Автор книги "Древнейшие цивилизации Мезоамерики" Валерий Иванович Гуляев хорошо известен как нашему, так и зарубежному читателю как археолог широкого профиля. Но при всей широте интересов, абсолютно необходимой для историка, каждый исследователь должен иметь основной круг проблем, характерный для его деятельности. Для В.И.Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора)  - важнейшего и глубокого своеобразного региона, одного из первых очагов производящего хозяйства, высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей ацтеков, майя и инков.

Историки, занимающиеся древностью, видят свою основную задачу в том, чтобы восстановить и сохранить для человечества память о его прошлом. Эту же задачу ставил перед собой и Мануэль Галич, написав книгу «История доколумбовых цивилизаций». Автор затрагивает самые разнообразные вопросы - исторические, культурные, социальные и политические. При подобного рода обзоре даже в монографиях специалистов встречается много спорного. Тем более немало дискуссионных мест в популярной книге Галича. Решить все эти проблемы нет никакой возможности, даже если написать еще одну книгу на эту тему.

Структура работы обусловлена последовательностью  решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры.

Своеобразным  очарованием обладает культура майя, для которой характерен высокий  уровень развития цивилизации. Многое еще остается неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой цивилизации. Возьмем хотя бы само слово «майя». Ведь мы даже не знаем, что оно обозначает и как попало в наш лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу своего легендарного брата Христофора – первооткрывателя Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплывшей «из провинции, называемой майя».

По одним  источникам периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему  полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды  названию страны – «у луумил куц йетел кех» («страна индюков и оленей»). По другим – оно относилось лишь к сравнительно небольшой территории, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем нарицательным и возник из презрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные люди». Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что, несомненно, следует признать  простой ошибкой.

     Однако  в  истории  древних майя остаются  до  сих пор нерешенными и  куда более важные вопросы. И первый из них – вопрос о времени и  характере заселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, обычно называемого Классической эпохой (II – X века). Многочисленные факты говорят, что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно и почти одновременно. Это неизбежно приводит к мысли, что к моменту прихода на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже обладали достаточно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением, что ее формирование должно было происходить на сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (или ее зачатков), которой предстояло  в дальнейшем, уже на новом месте, расцвести в выдающуюся цивилизацию.

Эта цивилизация  возникла на базе нескольких племен, проживавших  на территории нынешних государств: Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса, где  они живут и сейчас. Майя обитали  в тяжелом климате влажных  субтропиков, где джунгли быстро поглощают плоды человеческого  труда, не оставляя следов. Считается, что древнейший период истории майя начался около 1500 г. до н.э.

Подсечно-огневое  земледелие майя способно было давать устойчивый прибавочный продукт, достаточный  для содержания господствующей верхушки общества, государственного аппарата и других групп населения.

Майя  жили в городах-государствах, одни из которых были священными, религиозно-обрядовыми, а другие торговыми. В городе обычно имелись дворец правителя, рынок  или рынки, храмы-пирамиды (напоминавшие египетские), площади, сады и плантации  маиса (кукурузы). Каждый город имел "стадион" для обрядовой игры в каучуковый мяч. В ряде случаев  дорога из центра города вела через  джунгли к колодцу для хранения дождевой воды. Крестьяне работали на полях богатых людей, добывали им шкуры ягуаров, нефрит, перья. Знать  включала вождей, жрецов и целителей, хотя существовали еще сословия воинов и торговцев. Города нередко воевали  друг с другом.

Структура типичного города-государства в доколумбовой Мезоамерике X—XVI вв. и на Древнем Востоке отличается поразительным сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная округа, находящаяся от города на расстоянии 15 км. Столица — основное политико-административное, культовое н экономическое ядро города-государства, это прежде всего место пребывания правителя и его приближенных, а также храма главного городского божества и связанного с ним жречества. Здесь же находились представители знати, воины, торговцы, чиновники, ремесленники и т.д. Однако основную массу городского населения составляли, вероятно, общинники, занимающиеся различными видами сельскохозяйственного производства.

Одним из таких городов, частично сохранившимся  до наших дней является Чичен-Ица - политический и культурный центр майя. Город, основанный в VIII в. н.э., в X в. был захвачен тольтеками и с сер. XI в. стал столицей тольтекского государства. Но в 1178 г. коалиция трех городов-государств майя (Майяпана, Ушмаля и Ицмаля) завоевала город. Считают, что город стал прибежищем и новой столицей верховного вождя и богочеловека Топильцин-Кецалькоатля, изгнанного из Тулы. Пирамида, посвященная вождю, получила название "Кастильо" ("Замок"). Постройка возвышается над окружающей местностью. В дни весеннего и осеннего равноденствия здесь можно наблюдать уникальное архитектурно-географическое явление: лучи солнца падают на камни пирамиды таким образом, что кажется, будто Пернатый змей, голова и хвост которого высечены соответственно на вершине и в основании пирамиды, оживает, и, извиваясь, начинает выползать из храма. Ко времени испанских завоеваний (сер. XVI в.) город представлял собой руины. Многочисленные археологические находки в Чичен-Ице нельзя отнести ни к одной из индейских культур. Скорее, это эклектика характерных идей и мотивов культур майя и тольтеков. Сохранились статуи божеств, с характерной стилизацией форм, рельефы, богатые растительным и геометрическим орнаментами, разнообразные произведения художественного ремесла. "Храм Кукулькана", "Храм воинов", "Храм ягуаров", обсерватория "Караколь", 7 "стадионов" для игры в мяч, руины четырех колоннад, образующие гигантский прямоугольник ("Группа тысячи колонн") - вот только некоторые архитектурные памятники майя-тольтеков, которые можно увидеть в настоящее время на территории комплекса (см. приложение). 

Все «археологические»  признаки города майя — каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных  двориков и площадей, «акрополи», культ  стелы — алтаря, иероглифическая  письменность и календарь — представлены в комплексе где-то к рубежу новой  эры. Вся полнота власти внутри майяского  города-государства в 1 тысячелетии  н.э. была сосредоточена в руках  правителя. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые  мотивы классического искусства, заупокойные  храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии  у майя обожествления царя. Это косвенно указывает на существование уже в то время деспотической формы правления, наподобие той, что известна нам в фараоновском Египте и городах-государствах Шумера. Имеется ряд данных в пользу того, что к рубежу новой эры у майя появился культ царских предков, ставший, вероятно, со временем общегосударственной религией.

Информация о работе Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи