Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 00:44, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается тема "Особенности культур майя, ацтеков, инков доколумбовой эпохи". Великие культуры Центральной Америки, существовавшие в доколумбовый период в долине Мехико и на полуострове Юкатан, обладали общностью облика и образа жизни. Они имели важнейшие признаки цивилизации: социальную иерархию, ремесленную специализацию, систему разветвленной торговли, монументальное искусство, письменность. Был создан особый тип общественного устройства, напоминавший древнегреческие города-государства, основанный на культово-религиозной системе. Одни из этих государств были карликовыми, другие, особенно в поздний период своего развития, имели статус империи (например, государство ацтеков).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры…….........................................................................................................5
2. Общая характеристика цивилизации ацтеков и инков. Особенности культуры...............................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………..............26
Список использованной литературы……………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая высотских.docx

— 1.96 Мб (Скачать документ)

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

На более  высоком уровне культуры находились инки, создавшие гигантскую империю в Южной Америке, которая также погибла под ударами испанских конкистадоров, искавших золотое Эльдорадо. Говоря о культуре «сыновей Солнца» (так называли себя правители инков), нельзя не начать с империи инков — крупнейшей империи индейцев со столицей Куско — «Римом» древней Америки. Во время ее расцвета на территории в 1 млн. кв. км проживало от 8 до 15— 16 млн. человек, ее протяженность с севера на юг составляла 5 тыс. км. Первичным, основным звеном общества империи были айлью — большая семья, род или же сельская община, члены которой считались родственниками. Все айлью Перу объединялись в две «половины», составлявшие провинцию государства инков. Несколько провинций включались в одну из четырех «четвертей империи» или «сторон света». Границы всех частей империи сходились в ее золотой столице — Куско. Отсюда брали начало четыре важнейшие военные магистрали империи, они вели в указанные четыре части государства.

Все бесценные  произведения золотого искусства в  городе Куско были разграблены конкистадорами из экспедиции Писарро. Для того, чтобы разделить награбленную в Куско добычу, бесчисленные великолепные произведения искусства инков, за небольшим исключением, были переплавлены. Тем не менее все добытое испанцами бесконечно большое золотое и серебряное море оказалось лишь частицей истинного богатства Куско, остальное исчезло в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Возникает вопрос: почему инки смогли создать  четко отлаженную гигантскую машину империи, превзошли в этом другие индейские народы в Южной Америке? Дело в том, что успехи инков коренились в невероятном организационном  таланте «сыновей Солнца», они явились  результатом почти школярски  педантичной последовательности в  достижении участия каждого в  общих делах. Человек стал колесиком  механизма государственной активности, ни один подданный империи не был  забыт правителями. Никто не должен был оставаться и не оставался  в стороне. Всем необходимо было выполнять  две основные задачи, предписываемые правителями империи каждому  гражданину: работать на благо государства  и нести военную службу. 
За тем, чтобы простые граждане империи — эти почти бесправные колесики в столь совершенном механизме — честно выполняли свои 
обязанности перед государством, следил многочисленный контрольный аппарат правления инков.

Религия инков была тесно связана с  государственным управлением. Бог-демиург  Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов (уака), каковыми могли быть река, озеро, гора, храм, собранные с полей камни.
Религия носила практический характер и пронизывала  всю жизнь инков. Земледелие почиталось священным занятием, и все с  ним связанное становилось уака. Инки верили в бессмертие души. Считалось, что аристократ, вне зависимости от своего поведения в земной жизни, после смерти попадает в обитель Солнца, где всегда тепло и царит изобилие; что же касается простолюдинов, то туда попадали после смерти лишь добродетельные люди, а грешники отправлялись в своего рода ад (око-пака), где мучились от холода и голода. Таким образом, религия и обычаи воздействовали на поведение людей. Этика и мораль инков сводились к одному принципу: "Ама суа, ама льюлья, ама челья" - "Не воруй, не лги, не ленись".
Однако  главным искусством инков было литье  из драгоценных металлов. Почти все  ныне известные перуанские месторождения  золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера  жили в отдельных городских кварталах  и были избавлены от налогов. Лучшие произведения инкских ювелиров погибли  в ходе конкисты. По свидетельству  испанцев, впервые увидевших Куско, город слепил золотым блеском. Некоторые  здания были покрыты золотыми пластинами, имитировшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки, так что лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая впечатление, будто вся крыша сделана из золота. В легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого "росли" из золотой "земли" сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и "паслись" на золотой траве двадцать лам из золота - опять-таки в натуральную величину.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали  украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты  на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими  чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

В империи  инков была богатейшая музыкальная культура. Народы империи использовали многочисленные духовые и ударные инструменты: продольные и поперечные флейты (кена, тарка, пинкулью и др.) различные по размеру, высоте и строю флейты Пана (сику чули, мальта, санка, туйу; а также антара и чириуано), большой барабан (уанкар) и малый барабан (тинья), а также разнообразные идеофоны. Строй музыки народов Тауантинсуйу был по преимуществу пентатоническим, с ведением мелодии параллельными октавами и квинтами, с чёткими каденциями и законами мелодики.

Флейты  Пана сику составлялись из двух частей — «ира» и «арка», в каждой из которых трубки были настроены с интервалом в терцию так, чтобы ноты диатонического звукоряда при движении мелодии брались попеременно то на одной, то на другой части. При исполнении один музыкант (или одна группа музыкантов) играет на «ира», а другой — на «арка», что придает музыке характерное стереофоническое звучание.

Музыка  инков имела много жанров, большинство  из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые  инструменты звучали лишь раз  в году на тот или иной праздник.

Музыкальная культура инков сохранила свои важнейшие черты до наших дней в традиционной музыке андских народов. Хотя часть её жанров в той или иной степени испытала испанское влияние, но многие из них остались практически нетронутыми и по сей день звучат так же, как и столетия назад.

  В области материальной культуры  самых впечатляющих свершений  инки достигли в архитектуре.  Хотя инкская архитектура уступает  майяской по богатству декора  и ацтекской - по эмоциональному  воздействию, ей не найдется  равных в ту эпоху ни в  Новом, ни в Старом Свете  по смелости инженерных решений,  грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов.  Инкские памятники, даже находящиеся  в руинах, изумляют своим количеством  и размерами. Представление о  высоком уровне инкского градостроительства  дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная  на высоте 3000 м в седловине  между двумя пиками Анд. Инкское  зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, - это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит из трех ярусов каменных стен общей высотой 18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Все камни - неправильной формы, но пригнаны друг к другу так прочно, что стены выдержали бесчисленные землетрясения и сознательные попытки разрушения. В крепости имеются башни, подземные переходы, жилые помещения и внутренняя система водоснабжения. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. человек.

В историю  мирового искусства инки вошли благодаря  красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени  сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций  Америки, они служили для коллективных захоронений бальзамированных тел  умерших. Некоторые ступенчатые  пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму. 
Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода - главный храм Солнца – «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Передним постоянно поддерживался неугасимый огонь. Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели – люди, птицы, ящерицы, насекомые – были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных  успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона. 
Национальный храм в Кориканге был посвящен богу Инти, его главная святыня была украшена золотым диском. Этот диск обращен к востоку таким образом, чтобы его касались первые лучи восходящего Солнца. В святилище Кориканга вблизи от образа бога Солнца, а также овальных изображений других богов на тронах, сделанных из чистого золота, восседали мумии умерших Инков. Здесь же находился и трон царствующего в тот момент Инки, он. сидел на нем во время праздников, посвященных Инти. Среди всех достопримечательностей Куско совершенно исключительное место занимал Кориканга. Именно к нему примыкал знаменитый золотой сад инков, бывший в стране четырех сторон света настоящим чудом из чудес.

Сад, о  котором мы говорим, по праву назывался  золотым, так как все, что в  нем росло, цвело, все, что его  «населяло», было сделано из чистого  золота, являвшегося для инков  символом небесного Отца, символом великого Солнца. Все, что жители империи Солнца наблюдали вокруг себя, было воспроизведено в этом саду из золота: клочки перуанских полей, маис, несозревшие початки которого были сплетены из серебряной проволоки, стада лам с их детенышами, далее две дюжины индейских пастухов; а также статные индейские девушки, срывавшие, так же как некогда Ева в раю, золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же находились сделанные из золота другие деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые птицы Перу. По земле ползали золотые змеи со вставными глазами из темных драгоценных камней, на которых сидели золотые бабочки или же сновали золотые жуки. Золотой сад в Куско был самым фантастическим произведением, какое когда-либо создавалось человеческой культурой. Это уникальное творение инков вызывает восторг не только неслыханной стоимостью обработанного золота, но и, что гораздо важнее — выдающимся художественным мастерством своих творцов.

Золотое богатство Куско достигает своего апогея во время правления Уайна Капака (нач. XVI в.). Этот Инка облицовывает золотом не только стены своих собственных дворцов и стены храмов небесного отца — позолота наносится буквально на весь город. Отныне двери зданий в Куско обрамляются золотыми рамами, мало того, их также украшают яшмой или же цветным мрамором. Столичный дворец Уайна Капака теперь заполняют сделанные из золота змеи, черепахи и ящерицы, точно такие же, какие находятся в золотом саду около Кориканги. На стены сказочного жилища Инки вспархивают великолепные золотые бабочки. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов Уайна Капака вооружаются оружием, сделанным из чистого золота. Для собственной персоны и опять-таки для Солнца этот владыка приказал соорудить из золота нечто вроде небесного трона, покрытого накидками из перьев попугая, на котором восседало золотое изображение Солнца. По приказу Инки трон этот был поставлен в центре столицы, на главной площади, перед его дворцом-резиденцией.

Изучая  ацтеков и инков, их культуру, становится понятным и видимым богатство  их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.  

И все-таки стоит глубоко задуматься над  тем, кто такие ацтеки и инки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления  этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда  Европа только мечтала о многих открытиях  в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие  цивилизации, которые давно уже  перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались  гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних  цивилизаций Америки первобытность  нравов граничила с необычайной  осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в  обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Заключение.

Изучение  культуры майя, ацтеков, инков, кроме  всего прочего, особенно ценно потому, что отражает специфику социокультурного феномена.

Поделанная  работа позволяет сделать вывод  о том, что современная наука  не может получить всю необходимую  информацию по данному вопросу. Кроме  того, необходимо отметить, что степень  изученности этой темы в нашей  стране и в мире вообще оставляет  надеяться на её дальнейшую научную  разработку. Тем более, что в этом есть необходимость.

Подводя итог выше сказанному, можно выделить следующее:

Древняя цивилизация Америки  остается  кладовой  знаний  для всех областей научного мира. Этнографы находят  для себя массу мало изученных  или не изученных вообще племен и  народов,  проживающих в труднодоступных  районах бассейна реки Амазонка.  Историки и археологи посредством  археологических  находок  и  других  свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды  истории древнего мира Америки.  Свидетельством этого может  служить  факт внимания ученых и паломничества  туристов в  города  Мачу-Пикчу  и Куско, древнюю столицу империи  инков.

В обобщение  трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их своеобразие, словесный  портрет каждой. Среди древних  цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций теряются в  глубине веков. Многое остается неизвестным  о них,  но известно,  что они  достигли высокого  уровня развития.  Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии,  медицине,  математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами  и другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари  ацтеков и инков очень похожи,  между тем,  на календарь майя.

Элементы  культуры доколумбовой Америки органически  вплелись в искусство стран Латинской  Америки, их используют архитекторы  и скульпторы, художники и писатели, поэты и композиторы. В их творчестве, которое представляет собой сплав  индейских и европейских культурных традиций, чувствуется колорит различных  культур доколумбовой Америки. Достаточно упомянуть произведения кубинца Алехо Карпентьера, перуанца Варгаса Льоса, колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса, венесуэльца Мигеля Отеро Сильва и др., в творчестве которых ярко проявляются животворные элементы космоса доколумбовых культур, этический и эстетический максимализм, полифоническое восприятие мира, высокая пафосность искусства, умеющего не только страдать, но и смеяться, что весьма ценно в XX в.

Информация о работе Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи