Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 00:44, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается тема "Особенности культур майя, ацтеков, инков доколумбовой эпохи". Великие культуры Центральной Америки, существовавшие в доколумбовый период в долине Мехико и на полуострове Юкатан, обладали общностью облика и образа жизни. Они имели важнейшие признаки цивилизации: социальную иерархию, ремесленную специализацию, систему разветвленной торговли, монументальное искусство, письменность. Был создан особый тип общественного устройства, напоминавший древнегреческие города-государства, основанный на культово-религиозной системе. Одни из этих государств были карликовыми, другие, особенно в поздний период своего развития, имели статус империи (например, государство ацтеков).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры…….........................................................................................................5
2. Общая характеристика цивилизации ацтеков и инков. Особенности культуры...............................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………..............26
Список использованной литературы……………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая высотских.docx

— 1.96 Мб (Скачать документ)

Религиозные представления пронизывали все  стороны жизни общества древних  майя. Пантеон божеств майя был  весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки имен, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д.

Вселенная майя (так же как и у ацтеков) состояла из 13 небес и 9 подземных  миров. В центре земли стоит мировое (зеленое или первое) дерево, пронизывающее все слои небес, а по четырем ее углам (по сторонам света) — четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое (юг). Мировые деревья служили местопребыванием бога дождя, обычно изображаемого с топором или с факелом под дождем. Все эти атрибуты напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым земледелием. 
Характерной чертой религиозных воззрений народов Мезоамерики было представление о том, что вся история вселенной делится на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц, а также регулярно совершавшиеся человеческие жертвоприношения. 
Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе майя, причем они, как и у других народов Мезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией. Древние майя уделяли большое внимание календарю и летоисчислению, изучению математики, астрономии, медицине и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля. Оба эти понятия являются крупнейшими шагом вперед в истории математического мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в., а в Европу попали только в XV в. 
Ни у одного из народов Древней Америки мы не находим столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического периода (300—900 гг.). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы, позволив определять наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ. Отступление от них в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства означало бы подлинную катастрофу. Жрецы окутывали это знание сложнейшей мистической символикой и сопровождали различными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства. Высокого уровня достигла медицина, была развита диагностика, имелась специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. При сложных операциях больному давались наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений: ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакопее. Наиболее широко известной областью культуры майя является архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Поденке, и Нового царства, характерная для Чичен-Ица, Уш-маль и Майяпан, были «скульптурным» выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно через каждые 52 года майя заново облицовывали свои пирамиды камнем или штукатуркой, воздвигали стелы каждые 5 лет, и записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников было течение времени, их представление о времени резко отлично от соответствующих представлений западных культур Средиземноморья. Подобного подчинения архитектуры и искусства календарю в мире нет. Нет ничего удивительного, что монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей в наше время.

Значительного развития достигла у майя литература. Такие литературные жанры, как эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы и сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки, пословицы были выработаны уже в глубокой древности. До нашего времени сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух», в котором рассказывается о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов. «Пополь-Вух» имеет параллели в таких литературных памятниках Старого Света, как «Теогония» Гесиода, первые книги Библии. «Калевала» и другие эпические произведения народов Европы и Азии. Большим признанием и любовью у древних майя пользовалось драматическое искусство, подавляющее большинство драматических произведений было тесно связано с танцами и представляло собой своеобразные балеты с обширным текстом. До нас дошла в целом виде драма «Рабиналь-ачи», по своей форме она достаточно близка древнейшим греческим трагедиям, что свидетельствует о наличии определенных строгих закономерностей в развитии данного вида искусства. Танцы у майя были неразрывно связаны не только с драматическим искусством, но и с музыкой, причем они являлись делом необычайной значительности и важности. Разновидностей танца насчитывалось очень много: очистительный танец с огнем, танцы, связанные с человеческими жертвоприношениями, эротические танцы и др. И музыка была неотделима от многих сторон жизни майяского общества. Сфера ее применения охватывала любовные и погребальные песни, охотничьи, военные песни, религиозные обряды и танцы. О древней музыке майя мы можем судить по сохранившимся инструментам или их изображениям на фресках и в рукописях, а также по кратким упоминаниям в ранних испанских источниках.

 Древняя  культура майя не исчезла бесследно,  несмотря на все усилия испанских  завоевателей и монахов. Она  оказывала в прошлом и оказывает  до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. 

2. Общая  характеристика цивилизации ацтеков  и инков. Особенности культуры.

Ацтеки  — название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые  говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.  Среди индейских племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521. Прибыв из своей полулегендарной прародины Ацтлан («место цапли»), они поселились на одном из островов озера Текскоко и заложили небольшой город Теночтитлан. По мере преображения их культуры под влиянием древних культур их предков стабилизировалось положение ацтеков, усиливалась их позиция и возрастало их могущество. Это повлекло за собой увеличение и преображение Теночтитлана, который впоследствии превратился в знаменитую столицу ацтекской империи.

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием “долина  Мехико”, где теперь расположена  столица Мексики. Эта плодородная долина площадью около 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над уровнем моря и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них — озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Тройственный  союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные  зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Культурные  достижения ацтеков яснее всего  выражены в монументальном искусстве  и архитектуре, в культовых религиях и изделиях из драгоценных металлов, особенно золота. Сюда же можно отнести  уникальные "висячие сады" и  высокую культуру земледелия. Сфера  духовной культуры ацтеков формировалась  благодаря сложной системе воспитания знати в особых школах (калмекак), избранными хранителями мудрости (тламатиниме), которые были в состоянии разъяснять древний обрядовый календарь и читать книги-кодексы (теоамоштли). На вершине общества стояли император и его родственники, которых окружало жреческое сословие во главе с верховным жрецом; ниже располагались воины, в особенности из аристократических орденов - орлов и ягуаров, более низкое положение занимали купцы, далее шло простое крестьянство, а внизу лестницы находились рабы-военнопленные, обычно подлежавшие принесению в жертву богам. В ходе многолетних исследований учеными было установлено, что ацтекская мифология отличалась большой сложностью. В основе ее лежала идея о двойственности мира и борьбе противоположных начал во всем, что нас окружает. В представлениях ацтеков мироздание состояло из девяти подземных миров и двенадцати небес, куда попадает после смерти душа человека. Общество в своем развитии прошло четыре мира (по-ацтекски - "солнца"), которые последовательно погибли в результате катастроф. Поскольку все в мире существует в движении, каждое из "солнц" развивается только благодаря регулярным жертвоприношениям. Принесение людей в жертву было необходимым ритуалом, однако вызывало резкое возмущение племен, поставлявших пленников. Ацтекский пантеон (совокупность богов) был весьма многочисленным. Ученые предполагают, что в ацтекском обществе происходила сложная борьба между двумя партиями, олицетворявшими течения мысли: военно-жреческой, основанной на культе человеческих жертвоприношений богам, и мирной, отстаивающей право на поклонение всякой жизни и природе. Воплощением первого направления был образ бога-воина Уицилопочтля. Второе направление связано с именем бога искусств и жизни – Кецалькоатля (см. приложение). Согласно преданию, он правил в легендарном городе Толлане. Затем был очернен военной фракцией и обречен на изгнание. Чтобы дать миру необходимое движение вперед, он принес себя в жертву и возродился в виде планеты Венеры (символ умирания и воскрешения природы и мира). Ацтеки верили, что Кецалькоатль (Пернатый Змей) когда-нибудь вернется и обновит мир. В мифологических представлениях ацтеков ученые видят зачатки глубоких философских идей и представлений о мире и человеке. На метафорическом языке ацтеки именовали человека драгоценным камнем или пером, то есть существом редкостным и хрупким, а жизнь считали кратким, хотя и чудным мигом. Особое место среди искусств и дошедших до нас немногих литературных произведении ацтеков занимала поэзия, также носившая философский характер. Ее основные темы - призрачность человеческой жизни, двойственность этого мира, драгоценность бытия, наслаждение дружбой и поэзией (песнями), благодаря которым можно достичь торжества над смертью. Ацтеки исполняли свои поэтические произведения под звуки инструментов (флейт и барабанов), кружась в танце.

Удивление конкистадоров, которые столкнулись  с этим почти магическим миром  ацтекской культуры, не имело границ. Бесконечное число пирамид, скульптур  и фресок, богатство храмов, переполненных  золотом, алмазами и редкими перьями, казалось им скорее сном, нежели явью. То, что мы сегодня называем просто искусством Древней Мексики, представляет собой средство, позволяющее народу познать древние идеалы и концепции культуры и прежде всего религии. Искусство заключило эти идеалы и концепции в пластические символы и выковало их в твердом камне и золоте навеки и для всех поколений. 
Искусство доколумбовой Мезоамерики — «цветы и песни», его поэтические метафоры и символы позволяют человеку найти ответы на фундаментальные проблемы своего бытия, в коем все есть сон; все непрочно, подобно перьям птицы кецаль. Рожденные в сердце художника «цветы и песни» сопровождали человека всю жизнь, чей взор не отрывался от пирамид и храмов, покрытых фресками и обращенных к четырем сторонам света, покоился на статуях богов и символах, вырезанных на предметах повседневного быта, на украшениях и кольцах из золота и серебра, на бесчисленных предметах из керамики. Созданный художником мир искусства был вознесен на божественную высоту, придавая тем самым некий смысл человеческой жизни и смерти. 
Немаловажное место в культуре ацтеков принадлежало календарю, выражающему ацтекское видение космоса. С ним были связаны понятия времени и пространства, присущие тогдашней эпохе, в нем нашли отражение представления о богах и сферах их деятельности, а также обязательные ритуалы. Согласно этому календарю (существовал и другой, солнечный, календарь, состоящий из 18 двадцатидневных месяцев и 5 дополнительных дней), год был равен 260 дням, он делился на 20 периодов по 13 дней каждый, обозначенных определенными знаками и числами. Правили ими те или иные боги либо богини. Число дней в году делили также на 4 больших ансамбля, каждый из которых насчитывал 65 дней и был связан с одной из сторон света. Подобным образом были связаны со сторонами света боги и люди. 
Эта концепция деления времени и пространства — чрезвычайно важный компонент религиозного мировоззрения ацтеков, воздействующий как на жизнь отдельного человека, так и на судьбы всего сообщества. Новорожденному давали имя дня, когда он появился на свет, а этот день подчинялся определенному божеству, ибо входил в один из четырех 65-дневных ансамблей, который в свою очередь, был связан с определенной стороной света и правящим им божеством. Все эти обстоятельства определяли будущее нового человека, «программируя» именно такой, а не иной ход жизни. Такое видение мира зафиксировано на «календарном камне» ацтеков, чьи формы и символы свидетельствуют о грандиозной концепции вселенной, созданной древними народами Америки (см. приложение).

Пиктографическое  письмо с элементами иероглифики, которым  пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной  системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать  и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное  направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы  ацтекской письменности: знаки для  передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания  имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.

Ацтеки  были большими любителями словесности  и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных  обрядов и исторических событий  либо представляющих реестры сбора  дани. Бумага для кодексов изготовлялась  из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом  во всей Мезоамерике сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках  в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.

Информация о работе Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи