Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:58, реферат

Описание

Задача данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения унии, задачи, которые ставились ей, ее содержание и влияние на ход истории.

Содержание

Введение
Стремление к унии
Подписание унии
Содержание церковной унии
Ликвидация униатской церкви
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Брестская церковная уния 1596г..docx

— 34.08 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, открытая измена Православию  вызвала бурю негодования православного  населения. Православные не были против унии, но представляли ее несколько  иначе – посредством собрания единого Собора всей Восточной и  Западной церкви. Одним из ярых противников  стал князь Острожский, который дал  начало широкому антиуниатскому движению в Речи Посполитой. Одним из проявлений этого движения стало восстание  под руководством С. Наливайко.

 

Ликвидация  униатской церкви

 

      При присоединении территории ВКЛ к  Российской империи царскому правительству  нужна была поддержка магнатов и  средней шляхты, которые в основном были католиками. Это было одной  из причин, по которой достаточно длительный срок католичество, как господствующую конфессию, не трогали. Хотя униатство  и считалось как со стороны  католического духовенства, так  и с царского правительства составной частью католичества, верующими униатства были крепостные крестьяне, мещане и часть бедной шляхты.

      Для православных иерархов было очевидным, что пополнить немногочисленную православную церковь можно только за счет униатов, что вызвало протест  униатского духовенства и попытки  вернуть своих прихожан, но это  православные отреагировали указом от 28 августа 1797 года, запрещавшим проводить  агитацию среди православных[5, с.62]

      Политика  лояльности по отношению к униатам  не принесла ожидаемых результатов. Более того, она содействовала  тому, что в период 1796-1810 гг. произошли  значительные переходы из униатства  в католичество, поставив тем самым  униатство под добровольное самоуничтожение.

      Так как неграмотный крестьянин-униат  шел за своим священником, то единственным фактором, который сдерживал процесс, оказался католический целибат, потому что униатские священники в основном были женаты и не могли оставить семью, чтобы стать ксендзами.

      Царское правительство приняло ряд указов, запрещающих переходы униатов в католичество. 25 октября 1807г. Был принят указ, подтверждающий целостность униатской церкви, а указ от 8 августа 1810 г. Установил срок давности (с 1798г.) для тех, кто ее покинул[5, с.64].

      Однако  народ учили важнейшим молитвам на польском языке, и поэтому не осталось практически никаких преград  к окончательному слиянию униатов  с католиками.

      В конце 1827 – начале 1828 г. был составлен  проект по ликвидации униатской церкви, нашедший поддержку правительства. Основная идея заключалась в том, чтобы оторвать униатов от католичества путем ликвидации части базилианских монастырей, создания отдельной от католической греко-униатской коллегии и открытия новых учебных заведений  для подготовки молодежи в православных традициях.

      Принимались правительственные меры для избежания  волнений униатского населения[5, с.69].

      12 февраля 1839 г. в Полоцке в  присутствии высшего униатского  духовенства был подписан Соборный  акт с просьбой о присоединении  униатов к православной церкви.

 

Заключение

 

      Брестская уния 1569 года имела очень важные последствия: во-первых, она расколола  Западнорусскую церковь на Униатскую и православную, во-вторых, она заложила основание для преследований Православия. Православные церкви стали уничтожаться или отдаваться на откуп евреям, богослужение всячески стеснялось.

      Идея  заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества. С одной стороны, избавить государство  от зависимости от церковных властей  соседних государств, с другой –  разработать свою общую для всего  государства религию и, как следствие, помочь сохранить культуру, язык и  т.д.

      Однако  вместо консолидации общества и мира между конфессиями она лишь обострила  борьбу между ними. Открытая измена Православию вызвала бурю негодования  православного населения. Против многих положений унии выступили высшие чины католической церкви Польши. Создавались  преграды для занятия униатами высших государственных должностей в Речи Посполитой. Активизировалась деятельность и влияние на православное население  со стороны Московского патриархата. Унию не поддержала значительная часть  горожан великого княжества. Но постепенно униатство находило все больше сторонников  и в XVIII в. на белорусских землях оно стало массовым религиозным течением.

      При присоединении территории ВКЛ к  Российской империи униатская церковь  была уничтожена, а униаты были насильственным способом переведены в православных, так как царское правительство  боялось их полного перехода в  католичество.

Список  использованной литературы

 
    1. Пичета  В.И./История белорусского народа.
    2. Довнар Т.И./История государства и права Беларуси.
    3. Гісторыя беларусі ў кантэксце еўрапейскіх цывілізацый/ под редакцией У.Р. Казлякова
    4. Уния в документах/ под редакцией В.А. Теплова
    5. Е.Н. Филатова/Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси 1772-1860 гг.

Информация о работе Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы